Рабочая программа по русскому языку (4 класс, УМК системы Л. В. Занкова)
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с внесенными изменениями).
Примерной программы начального общего образования по русскому языку.
Авторской программы по русскому языку А.В.Поляковой (система Занкова Л.В.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Образовательной программы МБОУ «Гимназия».
Учебного плана МБОУ «Гимназия».
Предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
познавательную — ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурную — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане ОУ
В соответствии с учебным планом предмет «Русский язык» в 4 классе изучается 5 часов в неделю (170 часов в год).
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.
Успеваемость по предмету за 3 класс составила 100 %, а качество – 88% . Особое внимание при планировании будет уделяться развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, выработке навыка безошибочного списывания текста, .
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: учащиеся активны в условиях специально-организованной деятельности на уроках русского языка: могут работать в парах, используя способ действия, в группах, дети умеют контролировать и оценивать друг друга, обладают элементарными навыками самостоятельного поиска.
Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Предлагаемая рабочая программа создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства со причастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);
устанавливать аналогии;
строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
Развитие речи
Обучающийся научится:
осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
использовать речь для планирования своей деятельности
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Обучающийся научится:
воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Тема (глава) |
Количество часов |
|
Сложное предложение |
3 ч |
|
Союзы в сложных предложениях |
3 ч |
|
Местоимение. Общее понятие |
2 ч |
|
Личные местоимения |
4 ч |
|
Склонение личных местоимений |
5 ч |
|
Предлоги перед местоимениями |
2 ч |
|
Правописание гласных и согласных в приставках |
5 ч |
|
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам |
7 ч |
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам |
9 ч |
|
Неопределенная форма глагола |
6 ч |
|
Правописание частицы НЕ с глаголами |
3 ч |
|
Первое и второе спряжение глаголов |
12 ч |
|
Правописание безударных окончаний глаголов |
7 ч |
|
Наречие |
3 ч |
|
Значение наречий |
4 ч |
|
Образование наречий |
4 ч |
|
Правописание наречий |
5 ч |
|
Второстепенные члены предложения |
10 ч |
|
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы |
7 ч |
|
Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы |
4 ч |
|
Склонение прилагательных во множественном числе |
3 ч |
|
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы |
5 ч |
|
Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы |
5 ч |
|
Склонение прилагательных во множественном числе |
3 ч |
|
Образование прилагательных |
3 ч |
|
Правописание глаголов с суффиксом (-ся)(-сь) |
3 ч |
|
Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица |
2 ч |
|
Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице |
6 ч |
|
Простое и сложное предложения |
7 ч |
|
Речь |
8 ч |
Резервное время |
20ч |
|
Итого: |
170 |
Особенности содержания регионального, национального и этнокультурного компонента по русскому языку в 4Б классе
Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Поликультурность содержания курса «Русский язык» в 4 классе носит сквозной характер. Она обеспечивает в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Содержание НРК представлено в виде отдельных уроков, а также в виде включений в материал уроков рабочей программы, что отражено в тематическом планировании.
Собственные сочинения учеников (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала. Использование словарей, газет, журналов.
Включение текстов этнокультурного содержания способствует формированию у учащегося позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; любовь к природе родного края.
Межпредметные связи учебного предмета «Русский язык»
В процессе изучения курса «Русский язык» ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Предмет |
Содержание |
Литературное чтение |
Развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Продуктивная деятельность учащихся на уроках русского языка создает уникальную основу для самореализации личности. |
Окружающий мир |
Формирование учебно-интеллектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств, проведённой классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия); |
Изобразительное искусство |
Выполнение творческих работ, участие в выставках рисунков, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества |
4.Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4Б классе на 2015-2016 уч. год
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||||
1 четверть – 43 часа |
||||||
Сложные предложения – 6 часов |
||||||
|
Виды предложений. Сложное предложение. |
1 |
Определять сложное предложение |
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе; - ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - ориентироваться на разнообразие способов задач; решения - проводить по заданным сравнение критериям. Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
01.09 |
|
|
Сложное предложение |
1 |
Давать характеристику сложному предложению |
02.09. |
||
|
Союзы в сложном предложении. |
1 |
Применять способы соединения простых предложений в сложное |
03.09 |
||
|
Сложное предложение и предложение с однородными членами. |
3 |
Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения |
04.09 |
||
|
07.09 |
|||||
|
08.09 |
|||||
Местоимение – 13 часов |
||||||
|
Проверочная работа по теме «Сложное предложение и предложение с однородными членами» Общее понятие о местоимении |
1 |
Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения |
09.09 |
||
|
Общее понятие о местоимении. |
1 |
Иметь представление о местоимении (общее понятие) |
10.09 |
||
|
Личные местоимения |
2 |
Иметь представление о личных местоимениях; различать личные местоимения по родам и числам |
11.09 |
||
|
14.09 |
|||||
|
Склонение личных местоимений. |
2 |
Устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает Определять склонение личных местоимений. Списывать текст |
15.09. |
||
|
16.09 |
|||||
|
Склонение местоимений 3-го лица |
2 |
Применять правила правописания. Написание под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания |
17.09 |
||
|
18.09 |
|||||
|
Предлоги перед местоимениями Развитие речи. Фразеологизмы РК |
3 |
Иметь представление об изменении местоимений с предлогами Определять склонение личных местоимений. Списывать текст |
21.09 |
||
|
22.09 |
|||||
|
23.09 |
|||||
|
Проверочная работа по теме «Склонение местоимений» |
1 |
Находить предлоги перед местоимениями. Писать раздельно местоимения с предлогами |
24.09 |
||
|
Входной контроль. Административная диагностическая работа |
1 |
Осознавать причины появления ошибки и определять способ действия, помогающий предотвратить ее в последующих письменных работах |
25.09 |
||
Правописание гласных и согласных в приставках – 5 часов |
||||||
|
Правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
Правильно писать приставки |
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. |
28.09 |
|
|
Сочинение из личного |
2 |
Определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании. Формирование умения структурно оформлять текст собственного высказывания |
29.09 |
||
|
Правописание гласных и согласных в приставках |
1 |
Получить представление о правописании приставок. Отличать правописание предлогов и приставок |
30.09 |
||
|
Правописание гласных и согласных в приставках |
1 |
Различать правописание предлогов и приставок; производить разбор предложений по составу |
01.10 |
||
|
Развитие речи. Композиция текста |
1 |
Отличать правописание предлогов и приставок; |
02.10 |
||
Глагол – 44 часа |
||||||
|
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Настоящее время глагола. |
1 |
Изменять глаголы по лицам и числам Иметь представление об изменении глаголов в будущем времени по лицам и числам |
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. |
05.10 |
|
|
Личные окончания глаголов |
2 |
06.10 |
|||
|
07.10 |
|||||
|
Будущее простое время глаголов |
2 |
08.10 |
|||
|
09.10 |
|||||
|
Изменение глаголов |
1 |
12.10 |
|||
|
Изменение глаголов |
2 |
Закреплять навыки в определении времени, лица и числа глаголов. Совершенствовать умения употреблять глаголы в нужном времени |
13.10 |
||
|
14.10 |
|||||
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Фразеологизмы |
1 |
Изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам |
15.10 |
||
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам |
2 |
Изменять глаголы по родам и числам |
16.10 |
||
|
19.10 |
|||||
|
Развитие речи. Письмо Закрепление по теме: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам РК |
1 |
Определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании, умения структурно оформлять текст собственного сочинения. Излагать текст по плану |
20.10 |
||
|
Работа с текстом «Капитан» Закрепление по теме: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам |
1 |
21.10 |
|||
|
Контрольная работа №1 |
1 |
Определять изученные орфограммы. Определять время число глаголов Проверить знания и умения в расстановке знаков препинания в разных видах предложений по составу, по интонации; разбирать слова по составу; изменять глаголы по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем временах; выполнять синтаксический разбор предложения |
22.10 |
||
|
Связь слов в глагольных словосочетаниях |
1 |
Знать о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении |
23.10 |
||
|
Связь слов в глагольных словосочетаниях |
1 |
Знать орфограммы, определять глагольные словосочетания |
26.10 |
||
|
Проверочная работа по теме «Связь слов в глагольных словосочетаниях» |
1 |
Уметь писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания |
27.10 |
||
|
Неопределённая форма глагола. |
1 |
Формировать представление о неопределённой форме глагола |
28.10 |
||
|
Основа глагола в неопределённой форме |
1 |
Знать о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении. Определять связь слов в предложении по вопросам, разбирать глаголы в неопределенной форме по составу |
29.10 |
||
|
Роль неопределённой формы глагола в предложении Развитие речи. Образные сравнения. |
1 |
Знать, что связь слов в предложении определяется по вопросам |
30.10 |
||
2 четверть – 37 часов |
||||||
|
Роль неопределённой формы глагола в предложении. |
1 |
Знать, что связь слов в предложении определяется по вопросам |
09.11 |
||
|
Образование глаголов в прошедшем времени |
1 |
Вывод об особенностях образования глаголов в прошедшем времени. Уточнение понятия основы слова |
10.11 |
||
|
Образование глаголов в прошедшем времени |
1 |
11.11 |
|||
|
Правописание частицы не с глаголом |
2 |
Знание о служебных частях речи. Знакомство с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами. |
12.11 |
||
|
13.11 |
|||||
|
2 |
Воспроизведение текста по памяти. Умение находить и исправлять недочёты в тексте; оценивать содержательную сторону текста. |
16.11 |
|||
|
Редактирование текста |
17.11 |
||||
|
I и II спряжение глаголов |
1 |
Знакомство с понятием о спряжении глаголов. |
18.11 |
||
|
I и II спряжение глаголов. Развитие речи. Олицетворение |
1 |
Умение определять спряжение глаголов. Усвоение сочетаний окончаний каждого спряжения. Сделать вывод о правописании ударных окончаний глаголов. |
19.11 |
||
|
I и II спряжение глаголов |
1 |
Различие окончаний 1-го и 2-го спряжения, результаты оформить в таблицу. |
20.11 |
||
|
Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями |
1 |
Навыки в правописании окончаний 1-го и 2-го спряжения. |
23.11 |
||
|
Спряжение глаголов |
2 |
Совершенствование умения определять спряжение глагола по неопределённой форме. |
24.11 |
||
|
25.11 |
|||||
|
Правописание безударных окончаний глаголов. |
2 |
Развитие умений написания безударных окончаний глаголов |
26.11 |
||
|
27.11 |
|||||
|
Глаголы-исключения |
3 |
Составление обширного списка глаголов-исключений с приставками с целью узнавания их в качестве исключения. Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
30.11 |
||
|
01.12 |
|||||
|
02.12 |
|||||
|
Правописание безударных окончаний глаголов |
4 |
Совершенствование умения спрягать глаголы, определять спряжение и лицо. |
03.12 |
||
|
04.12 |
|||||
|
07.12 |
|||||
|
08.12 |
|||||
|
Проверочная работа по теме «Спряжение глагола» |
1 |
Проверка формирования навыка в правописании безударных личных окончаний глаголов |
09.12 |
||
|
Закрепление по теме «Спряжение глагола» |
1 |
10.12 |
|||
Наречие – 16 часов + 2 часа из резерва |
||||||
|
Наречие. |
3 |
Знакомство с наречиями, их основными признаками – неизменяемостью и примыканием к другим частям речи; обозначить роль наречий в предложении. |
У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. |
11.12 |
|
|
14.12 |
|||||
|
15.12 |
|||||
|
Значение наречий |
5 |
Развитие умения дополнять предложение наречиями, правильно ставить вопросы, находить члены предложения, которым примыкают наречия; выявить морфологические признаки наречий. |
16.12 |
||
|
Итоговая контрольная работа № 2 за 2 четверть. (из резервных часов) |
17.12 |
||||
|
Значение наречий |
18.12 |
||||
|
Значение наречий |
21.12 |
||||
|
Значение наречий |
22.12 |
||||
|
Значение наречий |
1 |
Написание под диктовку текста с изученными орфограммами Совершенствование умение ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи поясняют, определение их значение; обобщение знания о частях речи. Нахождение в словах изученных орфограмм. |
23.12 |
||
|
Обучающее сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка». |
1 |
Совершенствование умения ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи поясняют, определять их значение; обобщение знания о частях речи. |
24.12 |
||
|
1 |
Умение составлять текст-описание; познакомить учащихся с творчеством В. Г. Перова; развивать орфографическую зоркость. |
25.12 |
|||
|
Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. |
1 |
Понятие «наречия как части речи», «разряды наречий», понятия «сложное и простое предложения»; развивать умения и навыки в определении разряда наречий; развивать орфографическую зоркость. |
28.12 |
||
|
Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. |
1 |
Работа над поясняющей функцией наречий, дифференциацией частей речи по их существенным признакам; познакомить со способами образования наречий от других частей речи. |
29.12 |
||
3 четверть – 48 часов |
||||||
|
Образование наречий от косвенных падежей имен существительных. |
1 |
Знакомство с образованием наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлогов; формирование умения разбирать наречия по составу. |
11.01 |
||
|
Образование наречий от имён прилагательных. |
1 |
Совершенствование умения образовывать наречия от других частей речи; различать наречия, образованные от имён существительных и прилагательных |
12.01 |
||
|
Нахождение наречий в тексте. РК |
1 |
13.01 |
|||
|
Упражнение в образовании наречий. |
1 |
14.01 |
|||
|
Проверочная работа по теме: «Образование наречий от имён существительных и имён прилагательных». Образование наречий от имён существительных и имён прилагательных». |
1 |
Совершенствование умения образовывать наречия от других частей речи; различать наречия, образованные от имён существительных и прилагательных. |
15.01 |
||
Второстепенные члены предложения – 10 часов |
||||||
|
Второстепенный член предложения — обстоятельство. |
1 |
Представление о второстепенном члене предложения – обстоятельстве. |
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе; - ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - ориентироваться на разнообразие способов задач; решения - проводить по заданным сравнение критериям. Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
18.01 |
|
|
1 |
Знакомство учащихся с обстоятельствами места, выраженными именами существительными; развивать умение разбирать предложения по членам предложения. |
19.01 |
|||
|
Обстоятельства места, выраженные именами существительными и наречиями. |
1 |
Умение находить в предложении обстоятельства и дополнения, сравнивать их. |
20.01 |
||
|
Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени. |
1 |
Развитие умения находить в предложении обстоятельства времени. |
21.01 |
||
|
1 |
Развитие умения находить в тексте обстоятельства времени. |
22.01 |
|||
|
Обстоятельства образа действия. |
1 |
Развитие умения находить в тексте обстоятельства образа действия. |
25.01 |
||
|
Обучающее сжатое изложение по самостоятельно составленному плану («Барсучий нос» по К. Паустовскому). |
1 |
Воспроизведение текст по памяти и самостоятельно составленному плану. |
26.01 |
||
|
1 |
Умение находить обстоятельства в тексте, разбирать предложения по членам предложения; развивать орфографическую зоркость. |
27.01 |
|||
|
Второстепенный член предложения –обстоятельство. |
2 |
Умение находить обстоятельства в тексте, разбирать предложения по членам предложения; развивать орфографическую зоркость. |
28.01 |
||
|
29.01 |
|||||
Склонение имён прилагательных - 30 часов+ 7 часов из резерва |
||||||
|
Родовые окончания имён прилагательных. Основы имен прилагательных. |
1 |
Распознавание родовых окончаний имён прилагательных. |
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. |
01.02 |
|
|
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце. |
1 |
Определение особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода; развивать умение распознавать падежи. |
02.02 |
||
|
Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода Упражнение в определении падежа имен прилагательных. |
1 |
Развитие умения распознавать падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания. |
03.02 |
||
|
Ударные и безударные окончания имен прилагательных. |
1 |
Развитие умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных; формирование орфографической зоркости. |
04.02 |
||
|
Безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
Развитие умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных; формирование орфографической зоркости. |
05.02 |
||
|
Упражнение в правописании безударных окончаний прилагательных. |
1 |
08.02 |
|||
|
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
Умение определять падеж имен прилагательных, правильно писать безударные окончания имен прилагательных. |
09.02 |
||
|
Склонение имён прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. РК |
1 |
Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. |
10.02 |
||
|
Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода. |
1 |
Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. |
11.02 |
||
|
Упражнение в правописании безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. |
1 |
Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. |
12.02 |
||
|
Обучающее изложение с элементами сочинения («Случай с кошельком» по Е. Пермяку). |
1 |
Умение создавать план текста. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями. Оценивание текста, нахождение в тексте смысловых ошибок. |
15.02 |
||
|
1 |
Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. |
16.02 |
|||
|
1 |
Написание под диктовку текста с изученными орфограммами. |
17.02 |
|||
|
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
1 |
Развитие орфографической зоркости, умение работать над ошибками. |
18.02 |
||
|
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
1 |
Формирование навыка употреблять имена прилагательные во множественном числе; познакомить со склонением имен прилагательных во множественном числе. |
19.02 |
||
|
Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. |
1 |
Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных во множественном числе; формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе. |
22.02 |
||
|
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. |
1 |
Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. |
24.02 |
||
|
Обучающее сочинение-описание «Зима в лесу». НРК |
1 |
Написание сочинения по наблюдениям. Анализ последовательности собственных действий при работе над сочинениями. Оценивание текста, нахождение в тексте смысловых ошибок.. |
25.02 |
||
|
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. |
1 |
Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. |
26.02 |
||
|
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. |
1 |
Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы в родительном падеже |
29.02 |
||
|
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. |
1 |
Умение правильно писать безударные окончания имен прилагательных. |
01.03 |
||
|
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. Коррекция знаний обучающихся. |
1 |
Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. |
02.03 |
||
|
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. |
1 |
Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. |
03.03 |
||
|
Упражнение в написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. |
1 |
Развитие орфографической зоркости, умения выполнять работу над ошибками. |
04.03 |
||
|
Написание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Проверочная работа по теме: «Написание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода». |
1 |
07.03 |
|||
|
Склонение имён прилагательных женского рода с мягким согласным на конце. |
1 |
Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. |
09.03 |
||
|
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. |
1 |
Умение писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. |
10.03 |
||
|
Окончания имен прилагательных в винительном и творительном падежах. |
1 |
Умение писать безударные окончания имен прилагательных. |
11.03 |
||
|
Безударные окончания имен прилагательных единственного числа. Р/р. Образные выражения. |
1 |
Умение правильно писать безударные окончания имен прилагательных. |
14.03 |
||
|
Склонение прилагательных множественного числа. Окончания имен прилагательных во множественном числе. |
1 |
15.03 |
|||
|
Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных во множественном числе. |
1 |
16.03 |
|||
|
Контрольная работа № 3 по теме: «Безударные окончания имен прилагательных единственного числа». |
1 |
Проверка знаний и умений учащихся в правописании окончаний имен прилагательных. |
17.03 |
||
|
Образование имён прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-. |
1 |
Знакомство учащихся со способом образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов. |
18.03 |
||
4 четверть – 41 час |
||||||
|
Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. («Серебряный хвост»). |
1 |
Воспроизведение текста по памяти и самостоятельно составленному плану. |
01.04 |
||
|
Анализ и редактирование изложений. |
1 |
Умение различать родительный, дательный, предложный падежи прилагательных и их окончания. |
04.04 |
||
|
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. |
2 |
Знакомство учащихся со способами образования имен прилагательных. |
05.04 |
||
|
06.04 |
|||||
Глагол ‑ 11 часов |
||||||
|
1 |
Знакомство учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи. |
У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе; - ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - ориентироваться на разнообразие способов задач; решения - проводить по заданным сравнение критериям. Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
07.04 |
||
|
1 |
Формирование навыка написания суффиксов -ся-, -сь в глаголах, правильного употребления возвратных глаголов в речи. |
08.04 |
|||
|
Правописание мягкого знака в глаголах 2 -го лица. |
1 |
Формирование навыка написания суффиксов -ся-, -сь в глаголах, правильного употребления возвратных глаголов в речи. |
11.04 |
||
|
Правописание мягкого знака в глаголах 2 -го лица. |
1 |
Знакомство учащихся с правописанием глаголов 2-го лица единственного числа. |
12.04 |
||
|
1 |
13.04 |
||||
|
Упражнение в правописании глаголов в неопределенной форме и в 3 -м лице. |
1 |
Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на -тся в 3-м лице. |
14.04 |
||
|
Глаголы с возвратным значением. |
1 |
Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на -тся |
15.04 |
||
|
Правописание глаголов с возвратным значением. |
2 |
18.04 19.04 |
|||
|
||||||
|
Контрольное изложение «Купание медвежат». |
1 |
Воспроизведение текста по памяти и самостоятельно составленному плану. |
20.04 |
||
|
Правописание глаголов с возвратным значением. Анализ и редактирование изложений. |
1 |
Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на –тся. |
21.04 |
||
Предложение -7 часов |
||||||
|
Простые и сложные предложения. |
1 |
Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении. |
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. |
22.04 |
|
|
Предложения с однородными членами. |
1 |
Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении. |
25.04 |
||
|
1 |
Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении. |
26.04 |
|||
|
Обобщение знаний о предложении. Простые, сложные предложения и предложения с однородными членами. |
1 |
Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении. |
27.04 |
||
|
Сочинение-рассуждение на тему «Кем я хочу быть?» |
1 |
Умение составлять текст-рассуждение; познакомить учащихся с разными профессиями; развивать орфографическую зоркость. |
28.04 |
||
|
Знаки препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. |
2 |
Развитие умения и навыки в постановке знаков препинания; развивать орфографическую зоркость. |
29.04 03.05 |
||
|
||||||
Речь – 8 часов |
||||||
|
Речь. Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье. |
1 |
Представление о речи и ее видах в тексте; учить понимать главную мысль текста, установка смысловых связей между частями текста. |
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. |
04.05 |
|
|
Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части. |
1 |
Развитие умения определять стиль текста, выделять его части. |
05.05 |
||
|
Итоговая контрольная работа. |
1 |
Проверка знаний и умений учащихся в правописании изученных орфограмм. |
06.05 |
||
|
1 |
Развитие умения определять стиль текста, выделять его части. |
10.05 |
|||
|
Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. |
1 |
Развитие умения определять стиль текста, выделять его части. |
11.05 |
||
|
1 |
12.05 |
||||
|
Повторение изученного по теме: «Неопределенная форма глаголов, оканчивающихся на -ться и 3е лицо глаголов, оканчивающихся на -тся.». |
1 |
Закрепление знаний. |
13.05 |
||
|
Повторение изученного по теме: «Личные окончания глаголов» |
1 |
16.05 |
|||
Резервные часы – 12 часов |
||||||
159-170 |
Резервные часы могут быть использованы для коррекции знаний учащихся по отдельным темам. |
31.05 |
||||
5. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Работа по курсу «Русский язык» обеспечивается УМК:
Полякова, А. В. Русский язык: 4 класс. Части 1, 2. – М.:, Просвещение, 2013.
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- сканер;
- принтер лазерный;
Экранно-звуковые пособия:
-мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
График проведения контрольных работ по русскому языку
№ работы |
Темы контрольных работ |
Дата проведения |
1 |
Входной контроль знаний |
23.09.2015 |
2 |
Контрольная работа за 1 четверть |
22.10.2015 |
3 |
Диагностическая работа за 1 полугодие |
17.12.2015 |
4 |
Контрольная работа за 3 четверть |
17.03.2016 |
5 |
Контроль знаний. Диагностическая работа за курс начальной школы |
05.05.2016 |