Урок "По следам капитана Гранта"

1
2
Материал опубликован 5 October

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Казачий кадетский корпус героя РФ им. В.В. Попова»












Сценарий урока-путешествия по географии

для 5 класса


«По следам капитана Гранта»








Автор: Башарова С. В.,

учитель географии вышей категории










Буденновск, Ставропольский край


Учебник: География. 5 класс.

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний

Цели урока:

Предметные: формировать умения: находить на карте экватор, нулевой меридиан, широту и долготу, интерпретировать данные таблицы, извлекать из нее нужную информацию, работа с текстом, определять по карте географические координаты.

Личностные: активное участие в решении задач географической направленности, осознание важности географического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития кругозора.

Метапредметные; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей

Планируемые результаты: систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, привить интерес к произведениям Жюль Верна.

Основные понятия урока: экватор, меридиан, параллель, мыс, крайние точки, долгота, широта, пролив, остров, материк, морские путешественники, протяженность материка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, атрибуты морских путешествий( бинокль, колокольчик), макет корабля, навигационные карты ,бортовые журналы учеников, физическая карта полушарий, глобус, атласы, магнитные стрелки с надписями 37º ю. ш.; ю. ш.; с. ш.; в. д.; з. д., увертюра « Дети капитана Гранта»Дунаевского.

Подготовка: составить и раздать навигационные карты и бортовые журналы , подготовить 2рисунка -корабля на магнитной ленте, макет корабля

« Дункан», магнитные стрелки, кадеты выбирают название команды и девиз, раздать заранее учащимся стихотворения и биографию Ж.Верна

Ход урока

Урок построен по принципу урока-путешествия

Организационный момент (2мин.).

Фрагмент фильма « Дети капитана Гранта», звучит увертюра Дунаевского« Дети капитана Гранта». Слайд 1

-Добрый день, я рада приветствовать вас.

Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит отправиться в путешествие на корабле, преодолеть многочисленные препятствия. Вы готовы?

II. Актуализация знаний, полученных на предыдущих этапах обучения. (20 мин.)

-Ребята , кто знает, к какому литературному произведению была написана прозвучавшая музыка? Ответы детей. ( Дети Капитана Гранта Жюль Верн) слайд 2

- Жюль Верн - замечательный французский писатель, который создал очень много произведений для детей. Эти произведения очень интересны. А познакомит нас с биографией этого удивительного писателя ученик( заранее подготовленный ученик, рассказывает о писателе)

(во время рассказа показ слайдов: слайд 3,4

Учитель: Слайд 5 Если мы прочитаем первые четыре главы романа, то узнаем, что лорд Гленарван с супругой, двоюродным братом и детьми капитана Гранта собирается отправиться на поиски исчезнувшего капитана.

Слайд 6 Давайте вспомним главных героев.

он был знатоком своего дела, ему было 30 лет, он успел совершить несколько дальних плаваний, энергичен и хладнокровен, ему было поручено…?» (речь идёт о капитане «Дункана» Джоне Манглсе)

Слайд7. «Ему было 32 года; он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами; он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивым и благородным» (речь идёт о лорде Эдуарде Гленарване)

Слайд . 8. «Он был отважным моряком, прекрасно знавшим своё дело. Будучи одновременно и и опытным мореплавателем и опытным купцом, он объединял таким образом в себе дарования, необходимые для шкипера морского флота. Жил он в Шотландии…» (речь идёт о капитане Гранте)

Слайд 9. «Она не принадлежала к дворянскому роду, но была чистокровной шотландкой. Прелестная, мужественная, самоотверженная девушка. Ей было 22 года. Блондинка с голубыми глазами. Фермеры и слуги готовы были отдать за неё жизнь, называли её «наша добрая госпожа из Люсс» (речь идёт об Элен, жене лорда Гленарвана)

Слайд 10. «Её красивое, немного утомлённое лицо, её глаза, видимо пролившие уже немало слёз, её грустное, но не робкое выражение лица, её бедная, но опрятная одежда – всё располагало в её пользу» (речь идёт о дочери капитана Гранта мисс Мэри)

Слайд . 11. «Это был высокий, сухощавый человек лет сорока. Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой. Голова у него была круглая, крепкая, лоб высокий, нос длинный. Лицо у него было умное и весёлое. Непринуждённость, милая бесцеремонность незнакомца – всё говорило о том, что он склонен видеть в людях и вещах лишь хорошее» (Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества)

Учитель: Мы пойдем по маршруту капитана Гранта.

Прошу нашим 3 командам представиться и сказать свой девиз.


Учитель из стеклянной бутылки достает письмо и предлагает одному из учеников прочитать его содержание. Слайд 12

Давайте прочтем:

Тут Гленарван снова взял перо и уверенной рукой написал следующее:«7 июня 1862 года трёхмачтовое судно «Британия», из порта Глазго, затонуло у берегов Патагонии в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант попытаются достичь берега, где окажутся в плену у жестоких индейцев. Они бросили этот документ под… градусами долготы и 37 º 11' широты. Окажите им помощь, иначе их ждёт гибель».


- Ребята, Капитан Грант нуждается в помощи! Поможем ему? Звоню в колокольчик .

Нельзя оправиться в путешествие, не зная географии.

За время морского путешествия мы должны вспомнить:

Слайд 13

- Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках. Как они называются? (северный и южный полюс).

-Что такое параллель?

-Что такое меридиан?

-Покажите на карте полушарий экватор.

-Покажите северное и южное полушарие.

-Дайте определение географической широты.

-Какой меридиан называют начальным?

За каждый правильный ответ команды получают жетоны.

Учитель: Долгое время каждая страна вела  отсчет долготы от своего начального меридиана. Франция от Парижского, Англия от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт-Петербург, - Пулковского. Это было неудобно. С 1884 г. большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский


-Дайте определение географической долготы

-Какая бывает географическая широта и географическая долгота?

(Учащиеся дают ответы)

-Что называют географическими координатами?

Учитель:Понятие широта и долгота возникли в глубокой древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в 2 раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток, соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине,- широтой

- Молодцы, вы показали свои знания и мы готовы отправиться в путь

Ученики читают стихи

1. На карте - огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект»-

Такое понятие ввел человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом.-

Чтобы её отыскать в целом мире

Ей указали этаж и квартиру.


Сложно найти этот адрес ребятам

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры - ее долготой.

Нам остается припомнить немного,

Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся,

Искомые точки сразу найдутся.

Слайд 14-Мы отплываем на корабле « Дункан» из Шотландии( это часть Великобритании), из города Глазго в Ю. Америку. в каком направлении мы будем плыть? На юг-запад

-В какой океан вышло наше судно?

(Атлантический )

Учитель: Корабль движется к берегам Южной Америки, огибает южную оконечность материка проплывая пролив? (Магелланов пролив)

-Какие горы протянулись на западе Ю. Америке, где чуть не погибли путешественники?( Анды)

Учитель магнитные стрелки прикрепляет к физической карте, ученики в бортовых журналах отмечают направление и географическую номенклатуру, использованную на уроке.

Слайд 15-

Путешественники вышли в Тихий океан 370 ю.ш., надеясь в Патагонии найти капитана, но его здесь нет, неправильное толкование содержания записки, надо плыть в Австралию (отмечают на карте Индийский океан, Австралию, порт Аделаида, Новую Зеландию)

Слайд 17,18

И в Австралии и в Новой Зеландии дети не нашли своего отца. Остаётся последняя надежда, найти их в Тихом океане на одиноком острове - рифе, координаты которого 37° ю. ш. и 153º з. д.. это остров (Это остров Марии Терезы, другое название острова Табор). На английских и немецких картах - Мария-Тереза, а на французских - он значится как остров Табор. Риф Мари́я-Тере́за (англ. Maria Theresa Reef, фр.l'île Tabor) - «остров-призрак Риф Мария-Тереза - один из многих несуществующих рифов в Южном Тихом океане, изображавшихся на картах до второй половины XX века. Изображён также, по крайней мере, на двух недавних картах (французской карте мира 1989 года, и американском Атласе мира 2005 года). Последний раз остров искали в указанном месте в 1957 году, но не обнаружили, ни суши, ни следов недавнего погружения земли на дно: Океан в ближайшей окрестности данных координат очень глубок.

- Ура, капитана Грант найден!

- Мы обогнули почти весь земной шар по 37 параллели. Прикрепляется н магните 37 ш

-Теперь вы понимаете, почему важны знания одновременно и широты, и долготы точки.

III. Закрепление материала. (5 мин.).

Учитель: вы получите задания от самого капитана Гранта, у него было много времени, чтобы их составить.

Учащиеся выполняют задания в бортовых журналах на определение географических координат. Слайд 19

Задание № 1. Герои романа «Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре из города Ричмонд (США) (38º с. ш., 78º з. д.). Унесенные ураганом, они оказались на необитаемом острове, который назвали островом Линкольна (35º ю. ш., 150º з. д.). Обозначьте на контурной карте точки объектов, стрелками укажите их маршру

Задание № 2. Герои романа «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух с острова Занзибар (6º ю. ш., 39º в. д.) и достигли 17º с. ш., 14º з. д., где их шар упал в реку. Обозначьте на контурной карте точки объектов, стрелками укажите их маршрут.

Слайд 20

Задание №3 Подпишите порт Глазго 55с.ш 4 з.д. откуда началось путешествие, найти координаты самой высокой горы Анд – Аконкагуа, подписать ее.

Слайд20.21

Проверка выполнения заданий. Учитель вызывает к карте трех учеников для проверки правильности выполнения работы. Остальные учащиеся сверяют свои работы.

III. Закрепление материала. (5 мин.).

Наше путешествие подходит к концу. Настало время нам подвести итоги нашего урока:

- Что новое вы узнали?

- Какие трудности у вас возникли?

- Что понравилось на уроке?

Подведем итоги. Ваша валюта- жетоны превратятся в оценки. Выставление оценок. Награждение команд грамотами.

-Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие ( Звучит увертюра Дунаевского)

- До свидания! До новых встреч!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не хватает презентации!

6 October

Мне тоже не хватило наглядности!

6 October