Урок-исследование по математике «По следам Пифагора» (1 класс)
Тема: «По следам Пифагора»
Цель: познакомить первоклассников с понятиями четных и нечетных чисел
Огранизационный момент
- Прочитайте эпиграф уроку. Он расскажет, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке.
- Кто такой Пифагор? (математик, умный человек, ученый, философ)
Если не знают: «А как мы это можем узнать?» «Что нужно делать когда не знаешь ответ?» (телефон чтоб позвонить маме, интернет, словарь, библиотека, спросить у гостей, спросить у учителя)
Кто такой философ – любит мудрость, отвечает на сложные вопросы.
- В слове эпиграфа «Исследуй» найдите еще одно слово (След)
- Пифагор был великим исследователем и проложил свои «следы» во многие науки, а мы с вами сегодня отправимся по следам Пифагора в школу Пифагорийцев и сделаем три важных открытия.
- Поднимите руки те ученики, которые хотели бы сегодня сделать открытие?
- У вас будет такая возможность. Сегодня у нас урок-открытие, урок-исследования.
- Как вы думаете что нам потребуется для открытия? (Нам потребуются исследователи и лаборанты)
- Но сначала ответьте мне на вопрос: кто из вас умеет делиться?
Учитель проходит и наклеивает 9 ученикам наклейки-значки будущим исследователям. Остальным детям наклеиваются наклейки-значки лаборантам.
- Сейчас мы попробуем провести научный опыт и попробуем разобраться как можно разделить поровну предметы из лабораторной чаши. Все результаты нашей работы мы обязаны записать в специальную таблицу. А затем сделать вывод и определить какое открытие мы с вами сделали в результате такой серьезной работы.
- Итак, начинаем наш научный эксперимент. Прошу первых трех человек (одного исследователя и двух лаборантов) подойти ко мне.
- В первой лабораторной чаше 1 предмет. Уважаемый исследователь, попробуйте разделить его поровну между вами и одним лаборантом. Второй лаборант вам поможет держать чашу.
- Почему не получилось? Сделайте вывод! (потому что один предмет поровну на двоих не делится).
- Занесем полученные данные в таблицу результатов.
И так делим все предметы в 9 чашах.
- Итак, мы получили результаты нашей работы, отраженные в нашей таблице. С какими числами мы работали? (с однозначными). Какой вывод можно сделать, опираясь на ваши знания и полученные данные? Есть числа которые не делятся поровну а есть числа, которые можно разделить поровну между лаборантом и исследователем, то есть на двоих
- Какие вы молодцы!!!! Нам удалось сделать первое открытие!!! Нам удалось повторить открытие Пифагора, который тоже пришел к такому выводу. Он назвал числа, которые делятся поровну – четные, а которые не делятся поровну – нечетные.
- Но мы с вами сейчас говорили только об однозначных числах. Какие еще бывают числа? (многозначные)
- Верно: бывают разные многозначные числа. Например те, которые состоят их разного количества цифр. Может кто-то догадается как называется многозначное число, состоящее из двух цифр? (двузначное), а из трёх? (трёхзначное), а из пяти? (пятизначное), а из семи? (семизначное)
- Интересно, а как в таких числах определял Пифагор четное это число или нечетное? (разные варианты ответов). Как он мог столько предметов поделить поровну со своим другом из Пифагорийской школы? Сколько бы на это ушло времени, как вы думаете? (разные варианты ответов)
- Верите ли вы что это можно сделать за одну минуту?
- А давайте попросим наших гостей сделать этот эксперимент и их результаты занесем в научную таблицу.
- Уважаемые гости, перед вами многозначные числа. С помощью песочных часов, которые использовались во времена Пифагора, мы засекаем одну минуту и просим вас определить какие из данных чисел четные, то есть делятся поровну а какие нечетные, то есть не делятся поровну.
Гости справляются с заданием быстрее, чем одна минута
- Ребята, как это сумели сделать гости?
- Мы не сможем догадаться КАК это у них получилось пока не сделаем второе наше научное открытие.
- Когда мы делали наше первое открытием, мы работали с однозначными числами. Может, надо просто взять какую-нибудь цифру из числа и сделать вывод о четности и нечетности? Попробуем? (да)
- С какой цифры попробуем? (с первой)
- Не получилось. А если попробовать с последней цифры? (три числа четные, одно нечетное)
- Какой можно сделать вывод? (Четность и нечетность чисел определяется по последней цифре).
- Молодцы, ребята! Мы с вами сделали второе открытие! Вы показали готовность к третьему открытию! Сейчас вы получите материал к следующей исследовательской работе. Посмотрите, подумайте: что изображено?
Если не знают: к кому можно обратиться за помощью? Звонок маме поможет? (Нет, потому что это задание нельзя по телефону показать маме) Значит ищем другой путь.
- Итак делаем вывод: это планы улиц которые есть в нашем районе.
- Что стоит вдоль улиц? (дома)
- Какая информация есть на домах, согласно этому рисунку? (номера домов)
- Как в этом случае можно использовать четные и нечетные числа? Вам предстоит это понять. Как и в предыдущем опыте вам дается 1 минута, которую отсчитают песочные часы из Пифагорийской школы.
- Посмотрим, какие есть гипотезы у вас?
- Кто знает что такое гипотеза? (предположение)
- Так как же располагаются дома на улицах нашего района? (Четные одной стороны, нечетные – с другой)
- А зачем? (предположения детей, если нет правильного – спросить у учителя)…(для удобства почтальонов, для удобства расширения улиц)
- Итак, делаем вывод по нашему третьему открытию: где можно использовать закон четных и нечетных чисел? (в нумерации домов)
- Подумайте, а где еще используют люди четные и нечетные числа? (нумерация домов, дарим цветы, в поездах места нижние и верхние, номера самих поездов, номера автобусов.
Рефлексия
- В заключении нашего с вами урока-исследования я предлагаю вам оценить вашу работу на занятии по таким критериям: Понравилось и получилось все, что задумали, не все что задумали реализовали, для меня занятие было бесполезным. Первый критерий – это четные числа, второй критерий – нечетные, а третий критерий можно положить в корзинку. Согласно этим критериям прошу вас создать «Улицу открытий». На каждый домик улицы разместите подходящее число, но помните о том, что четные и нечетные номера домов находятся на разных сторонах улиц.