Урок по технологии «Мы то, что мы едим» (7 класс)
Тема урока: «Мы то, что мы едим».
Цели: сформировать представление о питании, как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни.
Задачи:
Формировать умение выбирать полезные продукты питания.
Формировать у школьников преставление о правильном питании
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с понятием рационального питания, с полезными и вредными продуктами;
Воспитательная – воспитывать культуру питания, бережное отношение к своему здоровью.
Развивающая – развивать навыки применения биологических знаний на практике, умения делать выводы, анализировать; развивать речь учащихся и умение отстаивать свое мнение.
Время урока: 45 мин.
Методическое оснащение урока: компьютер, эл.чайник, пробирки, продукты для проведения опыта (газированная вода, ментос, кусочек мяса, молоко, лимонный сок, яйцо, яблочный сок, апельсиновый сок, растительное масло), спирт, йод, таблица «Совместимость продуктов» и «Пищевые добавки», стакан, блюдце.
Типа урока: комбинированный.
Межпредметные связи: биология, химия.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
Проблемно-поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления)
Практические (практическая работа «Исследование экологической безопасности продуктов);
Методы контроля и самоконтроля.
Ход урока
Организация урока.
1. Приветствие;
2. Проверка явки учащихся;
3. Проверка готовности учащихся к уроку;
Изучение нового материала.
«Мы то, что мы едим» — к этому выводу пришли еще древнегреческие мудрецы. Именно они подметили, что пища влияет не только на самочувствие человека, но также и на его настроение, умственную деятельность и даже отвечает за «духовное здоровье».
В ХХI веке сложно найти человека, который бы не имел хотя бы общего представления о том, что происходит с едой после ее поглощения. Но мало кто задумывается о том, как влияют на нас продукты питания, и о том, какой долгий и сложный путь они должны пройти, чтобы преобразоваться в «читаемый» нашим организмом «формат».
- Как вы думаете, что происходит с пищей, когда оно попадает в наш организм? (Ответы учащихся)
Первая остановка — рот. Это, пожалуй, самая понятная обычному потребителю часть «путешествия». Здесь, во-первых, происходит измельчение пищи, а во-вторых, — смачивание ее слюной. Последнее необходимо не только для того, чтобы помочь проглотить измельченную субстанцию, но и для первичного расщепления углеводов. Далее через своеобразный «мост» — глотку и пищевод — пища попадает в желудок. Именно в желудке пища перетирается до кашеобразного состояния, подвергается обработке желудочным соком (расщепляет белки) и приобретает статус химуса (это уже не еда, а смесь из частично переваренной пищи, слюны и желудочного сока). Далее химус поступает в тонкую кишку. Здесь заканчивается процесс переваривания (с помощью желчи и кишечного сока) и происходит окончательное всасывание продуктов пищеварения: слизистая оболочка тонкой кишки покрыта множеством ворсинок, которые впитывают аминокислоты, глюкозу, витамины и др. питательные вещества. Непереваренные же остатки пищи поступают в толстую кишку, где происходит всасывание воды, переваривание клетчатки, осуществляется синтез витаминов групп К и В. Все, что осталось, поступает в прямую кишку и… Дальше объяснять не надо.
- Для чего же нам нужна пища? (Ответы учащихся)
Мы знаем, что химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические органические соединения.
Сообщения учащихся
Значение углеводов?
Значение белков?
Значение жиров?
Значение витаминов? А,
Нетрудно сделать вывод, что все необходимые нашему организму вещества можно получить из пищи (не из чипсов, хот-догов и пицц, а из полноценной еды). Поэтому не слишком разумно полностью исключать из своего рациона какое-либо из соединений (например, белки или жиры), т. к. это может привести к необратимым изменениям в организме.
В современном ритме жизни содержанию питания человек уделяет меньше всего внимания. И это становится очень опасным явлением. Человек мало знает о том, что употребляет в пищу, и вообще мало знает о тех продуктах, которые предлагает ему современный рынок.
- А вы знаете, какие продукты наносят вред нашему здоровью? (Ответы учащихся)
Один из главных вредных продуктов газированные напитки – это напитки, насыщенные углекислым газом, отличающиеся своеобразным приятным вкусом, освежающими свойствами. Кроме того, в одном стакане газированной воды содержится не менее 5 чайных ложек сахара. Также для усиления вкуса в напиток добавляют глутамат мононатрия.
- Сообщение «Глутамат мононатрия»
Очень часто мы слышим о вреде газированной воды, такой, как «Фанта», «Кока – кола», «Спрайт» и т.д. Давайте проверить, так ли это на самом деле, и поставим опыт.
Чтобы наглядно убедиться в опасности газированных напитков, проведём 3 эксперимента.
Практическая работа № 1
(Эксперименты проводят учащиеся, выходят по два человека)
Эксперимент 1
1. Нам понадобится чайник с накипью и газированный напиток (лучше всего подойдёт «Sprite» или «7up»). Нальём в чайник «газировку». Включим чайник и дадим содержимому некоторое время кипеть. Нетрудно убедиться, что в чайнике частично растворилась накипь, но в чайнике с газированной водой накипи стало заметно меньше.
Этот опыт наглядно доказывает агрессивность газированных напитков.
2. Для эксперимента понадобится газированная вода (например, «Pepsi-cola» или «Coca-cola») и мятная конфета (например, «Mentos»). Просто опустите мятную конфету в бутылку и увидите фонтан! Осторожно, здесь главное успеть отскочить!
3. Третий опыт был сделан заранее. Положили в тарелку с Кока-Колой кусочек мяса — и что мы видим, произошло с мясом через 2 дня. Мы его там не видим, мясо растворилось.
Наше исследование помогло узнать больше о газированной воде. Эксперимент позволил сделать вывод, что газированные напитки в больших количествах вредны для здоровья. Благодаря бурному протеканию химической реакции всё тот же аспартам. И такая реакция может произойти в желудке или во рту у любого!
Пейте дети молоко, будете здоровы. Молоко с уверенностью можно отнести к тем продуктам, которые жизненно необходимые нашему организму. Это первоисточник нашего питания. Этот продукт очень богат разнообразием полезных веществ. Как нам выбрать полезный продукт, а не вредный. Можно в специальных лабораториях проверить качество молока или любого молочного продукта.
- А как в домашних условиях проверить качественность молоко? (Ответы учащихся)
Давайте поставим еще один эксперимент. (Эксперименты проводят учащиеся, выходят по два человека.)
Эксперимент 2
Народные способы проверки качества молока.
1. Если молоко разведено водой. Очень часто этот продукт разводят водой. Чтобы это выяснить, нальем молоко в блюдце и добавим в два раза больше спирта или водки. Если продукт качественный, то жидкость почти мгновенно превратится в хлопья. Под воздействием спирта, молочный белок казеин имеет свойство сворачиваться. Чем больше воды добавлено в продукт и больше ее концентрация, тем дольше этот белок будет сворачиваться.
2. Если в молоко добавили крахмал, то можно проверить с помощью йода. Капнуть пару капель йода в молоко, и при наличии в молоке крахмала — жидкость станет синего цвета.
3. Есть ил в молоке мел. Встречается, что в молоко добавляют мел. Здесь нам поможет уксус. При взаимодействии мела с уксусом появится пена.
Эксперимент показал, что нужно быть очень внимательным при покупке и особенно употреблении данного продукта. Если вы часто пьете молоко, обязательно воспользуйтесь этими советами, как определить качество молока.
По происхождению человек никогда не был плотоядным, прежде он питался корнями, зернами, орехами, и по возможности он должен вернуться к исходной растительной пище. Но сразу преодолеть психологический барьер – отказаться от мясной пищи – трудно. Поэтому появилась и другая родственная теория – теория раздельного питания, которая имеет свои «Золотые правила питания»: свежеедение, сыроеедение, сбалансированность и рациональное питание, сезонность питания, умеренность в еде, получение удовольствия от еды, использование только совместимых продуктов. Вряд ли, кто- то из вас задумывался о совместимости продуктов питания.
Эксперимент 3
Под руководством учителя. Учащиеся выполняют задание. «Определение совместимости продуктов питания».
К молоку добавьте лимонный сок.
К яичному белку добавьте яблочный сок.
К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.
Учащиеся делают выводы о несовместимости некоторых продуктов питания.
Продукты разных групп нежелательно соединять друг с другом, т.к. они несовместимы, мешают перевариванию друг друга или нарушают взаимную пищевую ценность.
Рассмотрим таблицу 1 «Совместимости продуктов»
(Беседа по таблице)
Закрепление материала: работа в группах.
Отдельные продукты способны испортить наше пищеварение, а их длительный прием в пищу - даже привести к серьезным заболеваниям. Предлагаю определить по таблице 2 «Пищевые добавки» полезность продуктов, которые представлены у вас на столах.
Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Для чего нужно знать о правильном питании?
– Как могут пригодиться полученные знания?
Приобретая продукты, нужно смотреть не только на срок годности, к этому мы уже привыкли, но и на состав. Иначе пища, даже хорошо и вкусно приготовленная, может принести вред нашему организму или, в лучшем случае, ничего полезного ему не дать.
Подведем итоги урока. С питанием человек обычно соприкасается 3-5 раз в день. От него зависит работоспособность, настроение, состояние здоровья, продолжительность жизни и многое другое. Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Организм человека можно рассматривать как универсальный реактор, в котором происходит огромное количество разнообразных химических реакций. Все компоненты пищи – белки, жиры, углеводы– незаменимы, т.к. каждые выполняют свои особые функции. Поэтому мы в полной мере должны согласиться со словами физиолога И.П. Павлова: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит посередине»
Выставления оценок за урок.
Домашнее задание: по таблицам 1 и 2 проанализируйте правильность своего питания.
Литература
Биология.Человек.Д. В. Колесов,Р.Д. Маш,И.Н. Беляев
Гигиена и здоровье А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов.
Ольгин О. «Давайте похимичим» /Москва:Детская литература, 2001
Остапчук О. Детская энциклопедия: Шоколад/ ЗАО «Аргументы и факты – детям», 2002
Интернет ресурсы:
http://budsvetom.com/articles/my-est-to-chto-my-edim
http://alter-zdrav.ru/my-to-chto-my-edim-skol-ko-zhe-togda-v-nas-himii/
http://www.maam.ru/detskijsad/-laboratorija-chudes-opyty-s-molokom.html
Пролубщикова Наталья Владимировна
Анастасия
Ларькова Галина Владимировна