Конспект интегрированного занятия «Мы едем, едем, едем…»
Конспект интегрированного занятия
«Мы едем, едем, едем…»
в области «Познавательное развитие»
в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
(старший дошкольный возраст)
Занятие проводится с участием двух педагогов: учителя-дефектолога и воспитателя.
Цель занятия: уточнить и актуализировать знания детей по лексической теме «Транспорт».
Задачи:
- уточнить понятия: виды транспорта, детали транспорта;
- учить образовывать существительные из двух основ;
- упражнять в образовании родительного падежа существительных единственного и множественного числа;
- продолжать упражнять в образовании приставочных глаголов;
- осуществлять коррекцию произвольного зрительного и слухового внимания через игровые ситуации;
- развивать восприятие целостного образа предмета;
- формировать зрительно-пространственные ориентировки;
- развивать умение опознавать предметы по звуковым характеристикам;
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- повышать мотивацию к обучению.
Оборудование:
Игрушечный транспорт.
Карточки с кодом.
Конверты с разрезными картинками.
Картинки транспорта (целого и без частей).
Макет дороги, дорожные знаки.
Макет ракеты.
Цветные карандаши.
Магнитофон.
Магнитная доска, магниты.
Бумажные кораблики.
1. Организационный момент
Дети входят в музыкальный зал. На столе стоят игрушки различного транспорта.
- Что вы здесь видите? (ответы детей)
- Как эти предметы назвать одним словом? (транспорт)
- Для чего нужен транспорт?
- Какие виды транспорта вы здесь видите?
2. Введение в тему
- Сейчас я вам дам карточки, с помощью них надо найти свой конверт на столе.
- Что у тебя на карточке? (синий квадрат, цифра 3, …)
- Садитесь за стол. Откройте, посмотрите, что в конвертах.
- Как с этим можно играть?
(дети собирают из частей картинку, звучит музыка)
- Что у вас получилось?
- Автобус, самосвал, экскаватор, бетономешалка, … - это какой вид транспорта? (наземный)
- А еще к какому виду транспорта можно отнести автобус? (далее индивидуально по картинкам)
3. Основная часть
Игра на словообразование сложных слов
- Бетономешалка – это специальный транспорт. Название этого транспорта образовалось из 2-х слов: бетон, мешать. (после разбора вывешивается картинка)
- Из каких слов получилось название бензовоз?
- А теперь, наоборот,
Будем части мы слагать,
Сложный транспорт получать.
само + свал получаем … (самосвал)
тепло + воз получаем … (тепловоз)
везде + ход получаем … (вездеход)
мусор + воз получаем … (мусоровоз)
- Из каких 2-х слов получилось название молоковоз? (молоко возит)
- Из каких слов получилось название самолет? (сам летит)
Игра «Чего нет у транспорта»
- Почему он сам летит? (есть двигатель, крылья, …)
- Какие еще части есть у самолета? (иллюминаторы, шасси, салон, топливные баки, …)
- Сейчас поиграем в игру «Чего нет?»
- Внимательно посмотрите на картинку и скажите, какой части нет?
(Педагог показывает картинки. Добиваться полных ответов).
Звучит «шум улицы». На ковре дорога, расставлены знаки)
Воспитатель: - Я предлагаю вам проехать по этим улицам. Возьмите тот транспорт, который собирали на картинке.
Игра «Дорога»
Дети катят машины по дороге, выполняя инструкции педагога, образуя при этом приставочные глаголы.
- Машины из гаража … (выехали)
- Вокруг гаража … (объехали)
- По дороге … (поехали)
- К перекрестку … (подъехали), горит красный сигнал, остановились.
- Внимание! На перекрестке грузовой транспорт повернет налево, а пассажирский направо.
- Машины через пешеходный переход … (проехали)
- Обратно к гаражу … (приехали)
- В гараж … (заехали)
- Молодцы!
- Наши машины выехали, по дороге проехали, … . (еще раз проговаривают приставочные глаголы.
Игра «Мы едем, едем, едем»
Дефектолог: - А сейчас я предлагаю вам всем вместе проехать в пассажирском транспорте. Занимайте места! (дети садятся на стульчики)
- Послушайте внимательно и скажите, в каком транспорте мы едем?
(звук автобуса)
Дети исполняют песенку «Автобус»
- А теперь? (звук поезда)
- Верно!
- Ребята, когда поезд едет по железной дороге, то можно услышать его песенки. Вот послушайте. (ритмические хлопки !! - !!, !! - !!, !! - !!)
- Давайте вместе прохлопаем эту песенку.
- Еще можно услышать и такую песенку ! - !!, ! - !!, ! - !!)
- Молодцы!
- Послушайте, на чем мы сейчас поедем? (звук самолета)
- Действительно, мы в самолете. Давайте посмотрим в иллюминаторы слева. (дети руками изображают круглые иллюминаторы).
(звук ракеты, на леске поднимается ракета, на ленточке висит конверт)
Игра «Закончи предложение»
Самолет летит высоко, а ракета еще … (выше)
Самолет летит далеко, а ракета еще … (дальше)
Самолет большой, а ракета … (больше)
Самолет тяжелый, а ракета еще … (тяжелее)
Самолет длинный, а ракета еще … (длиннее)
Самолет мощный, а ракета … (мощнее)
Упражнение на внимание «Найди и раскрась»
- Дети посмотрите, на ракете какой-то конверт. Давайте посмотрим, что в нем.
- Космонавты предлагают вам найти такую же ракету и раскрасить ее. Вернитесь на свое место за столом. Внимательно рассмотрите рисунок. Найдите и раскрасьте такую же ракету. (дети за столами раскрашивают цветными карандашами)
4. Итоги
- Сравнивая самолет с ракетой, мы сказали, что ракета мощнее, еще …
- Самолет и ракета летают в воздухе, значит это какой транспорт?
- А теперь вспомним.
- Какую картинку ты собирал?
- Из каких 2-х слов получилось название самосвал?
- Какие части есть у самосвала?
- Песенки какого транспорта хлопали ладошками?
- Какой транспорт может плавать?
- Сегодня на конструировании вы научитесь делать из бумаги вот такие кораблики (детям раздаются бумажные кораблики). Возьмите их с собой.