12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Викторовна Севостьянова265
Россия, Кабардино-Балкарская респ., с. Красносельское

Конспект урока

в 5 классе на тему: «Древнейший Рим»

Педагог: Севостьянова Елена Викторовна

Автор учебника (программы): «История Древнего мира» авторы: А.А Вигасин, Г.И. Годер (издательство «Просвещение», 2015 г.). Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира»(издательство «Просвещение», 2012 г.)

Класс (группа, возраст): 5 класс.

Тип урока (занятия): изучение нового материала.

Цель урока - достичь планируемых результатов:

Предметный результат - умение отвечать на вопросы учителя по содержанию исторической карты, учебника, видеофрагмента.

Личностный результат – умение выражать свое отношение к событиям.

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему урока;

- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного

и увиденного;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и

аргументировать свой ответ;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свое отношение к событиям;

- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;

Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

-- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия, действия одноклассников;

Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа с учебником, картой, видеофрагментом.

Оборудование и технические средства обучения: учебник, компьютер, экран, проектор, карта «Древнейший Рим», презентация - https://sevostyanovae.files.wordpress.com/2012/11/rim.ppt

Рабочие материалы для обучающихся (воспитанников): рабочий лист, тест, учебник, магниты «смайлики».

ХОД УРОКА:

I . Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня вас ждет увлекательное путешествие на корабле в страну, история которой завершает историю Древнего мира. 

Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь.

II. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

- Перед отплытием, мы должны узнать, в какой город отправляемся и поставить себе цель – что должны узнать во время путешествия.

- Прослушайте стихотворение Аполлона Майкова (русский поэт) и скажите, о каком городе сегодня пойдет речь на уроке?

 

Древний Рим

Я видел древний мир: в развалине печальной

И храмы, и дворцы, поросшие травой,

И плиты гладкие старинной мостовой,

И колесниц следы под аркой триумфальной,

И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,

Полуразбитые громады Колизея... (Слайд 1)

- Кто догадался, о каком городе пойдет сегодня речь? (О Риме)

- А Рим сегодня - столица какого государства? ( Италии)

- Тема нашего урока «Древнейший Рим», запишите в тетради число, тема

(Слайд 2)

Цель урока: узнать об истории возникновения Древнейшего Рима.

К концу урока мы должны ответить на вопрос: Почему римляне гордились своей Родиной?

План урока: (Слайд 3)

Природные особенности Древнейшего Рима.

Легенда об основании Рима.

Город на семи холмах.

Состав населения управление в Древнейшем Риме.

III. Открытие новых знаний.

- Вспомните, с чего мы начинаем знакомство с новой страной?

И вот 1 станция нашего путешествия, называется она «Природные особенности» (Слайд 4)

- Если мы сядем на корабль и из Греции поплывем по направлению к западу, то достигнем берегов Италии.

( Работа с картой на доске и в учебниках отвечают на вопросы) (Слайд 5)

- На каком полуострове находится страна? (Апеннинский полуостров древних времен

называют Италией)

- На что похож этот полуостров?

- Как называется остров, который находится у носка этого сапога?

-Какими морями омывается полуостров Апенины? (Тирренским, Адриатическим, Средиземным, Ионическим)

- Найдите на карте Рим.

Работа с текстом учебника с.214, перед §44, заполните таблицу ( Рабочий лист №1)

(Слайд 6)

 

Греция

Рим

Полуостров

Балканский

Апеннинский

Природа

Мало плодородных земель

Много пастбищ и земель

Климат

Теплый, мало дождей

Теплый, много дождей

Источники воды - реки

Нет полноводных рек

крупная р.Тибр

Ландшафт

Возвышенности и горы

Невысокие горы, равнины

- Можно ли сказать, что природные условия в Италии лучше, чем в Греции?

- Наша 2 станция «Легенда об основании Рима». (Слайд 7)

- Предлагаю Вам посмотреть видеофрагмент об основании Рима, а затем вы мне должны будете рассказать, о каких героях этой легенды вы узнали. (смотрят видео).

- Вспомните из фрагмента, кто были следующие личности? (устно) (Слайд 8)

Нумитор – царь.

Амулий – младший брат царя.

Рея Сильвия – дочь царя.

Веста – богиня.

Весталка – жрица богини огня и домашнего очага Весты.

Фаустум – пастух спасший сыновей Реи

Ромул и Рем – сыновья Реи Сильвии.

- Правильно ли поступил пастух, взяв детей к себе на воспитание?

- А как поступили бы вы?

Физкультминутка. (Слайд 9)

- Наша 3 станция «Город на семи холмах». (Слайд 10)

- Сейчас я расскажу вам о том, как жили люди в Риме. Слушайте и смотрите внимательно. Дома вам нужно будет, опираясь на мой рассказ, ответить на вопросы о жизни людей в Риме. (Слайд 11-14)

- Наша 4 станция «Состав населения» (Слайд 15)

- Читая 3 пункт учебника на стр.218, вам необходимо дополнить схему (Слайд 16):

 

- проверяем, что у Вас получилось. (Слайд 17)

- Кого называли плебеями? Кого называли патрициями? (записать в тетрадь) (Слайд 18)

- Каковы функции народного собрания? (Слайд 19)

IV. Закрепление.

- И вот наша последняя остановка, где мы подводим «Итоги путешествия». (Слайд 20)

1) Вернемся к проблемному вопросу, который мы сформулировали в начале урока. Объясните,

Почему римляне гордились своей Родиной? (Ответы учащихся) (Слайд 21)

2) Работа с тестом – 8 вопросов. (Слайд 22)

ТЕСТ:

Рим по легенде основал:

А) Ромул

Б) Рем

В) Пастух, воспитавший Ромула и Рема

2. Рим возник в:

А) 735 году до н.э.

Б) 753 году до н.э.

В) 753 году н.э.

3. Рим был основан на реке:

А) Тигр

Б) Нил

В) Тибр

4. Основными занятиями римлян были:

А) земледелие

Б) охота

В) собирательство

5. Римляне скотоводы разводили:

А) рогатый скот

Б) овец

В) гусей

6. Владения Рима расширялись за счет:

А) объединения с другими государствами

Б) войн с соседними латинскими городами

В) пустующих земель

7. Патрициями называли:

А) приезжих в Рим

Б) потомков основателей Рима

В) покоренных жителей

8. Высшая власть в Риме принадлежала:

А) Сенату

Б) царю

В) Народному собранию

- Обменяйтесь тестами и проведите взаимопроверку.

ОТВЕТЫ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б, 7-б, 8-в (Слайд 23)

Оценка: 8-7 правильных ответов – «5»

6-5 правильных ответов – «4»

4 правильных ответа – «3»

3-1правильных ответов – «2»

V. Итог урока:

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать об истории возникновения Древнейшего Рима ) (Слайд 24)

-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)

-Каким способом?

- Вам понравился урок?

- Оцените свою работу на уроке.

У вас на партах лежат смайлики, поставьте себя на «лесенку успеха». (Слайд 25)
Красная ступенька – у меня получилось не так, как хотелось.
Желтая – у меня получилось хорошо.
Зеленая ступенька – у меня получилось отлично.

(Оценивание учащихся)

VI. Домашнее задание. (Слайд 26)

Для всех – прочитать §44.

А так же я предлагаю вам выбрать и дополнительное домашнее задание для себя.

Но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а на зелёном написано задание, с которым каждый сможет справиться.

Красный – ответить письменно на вопросы:

1. Когда возник город Рим.

2. Какие занятия были развиты у римлян?

3. Как римляне расширяли свою территорию?

Жёлтый – ответить на вопросы после текста.

Зелёный – нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме. (выбирают задание)

- Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен, до свидания!


 

Использованные ресурсы:

1. «История Древнего мира» авторы: А.А Вигасин, Г.И. Годер (издательство

«Просвещение», 2015 г.).

2. Стихотворение Аполлона Майкова «Древний Рим».

3. «Я иду на урок истории: Древнейшая древняя история»: Книга для учителя (М.:

Издательство "Первое сентября",2012 г.)

4. Видеофрагмент об основании Рима - https://www.youtube.com/watch?v=mr5HEk5KTYE

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Сомова Светлана Геннадьевна, 26.10.16 в 23:11 0Ответить Пожаловаться
Поспорила бы с целями урока, которые вы поставили в конспекте. Но урок мне понравился! Спасибо!!!
Елена Викторовна Севостьянова
Комментарий был удалён пользователем 17 ноя 2016 в 21:39
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.