12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нонна Беляева42
Россия, Тверская обл., Тверь

​​​​​​​
Карта Африки для пазлов
JPG / 86.52 Кб

Звуки Африки (2)
MP3 / 1.84 Мб

Звуки Африки
MP3 / 1.16 Мб

w1604407369.jpg
Картина к уроку ГП и образ материка Африка

Методическая разработка к уроку на тему

«Африка : образ материка»

Технологическая карта урока географии.

1. УМК-А.И.Алексеев серия «Полярная звезда» « География 7 класс»

2.Класс 7 параграф 25

4.Тема урока « Африка. Географическое положение и история открытия».

5.Цель урока:

Познакомить с физико – географическим положением Африки;

Ввести приём характеристики ФГП материка «Африка».

Продолжить формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек

Продолжить формирование умений поисковой деятельности учащихся.

Назвать имена исследователей континента и результаты их работы. Подчеркнуть роль русских путешественников в исследовании природы материка.

Научить составлять опорный конспект по описанию географического положения. По ходу экскурсии мы будем делать необходимые записи в своих экскурсионных дневниках

. система оценивания дети в течении урока за каждый этап урока выставляют себе оценку.

6.Задачи урока

Образовательная: дать представление обучающимся о своеобразии материка, познакомить с историей его открытия, рассмотреть географическое положение Австралии.

Развивающая: сформировать у обучающихся навык составления характеристики материка, закрепить умения самостоятельной работы с атласом.

Воспитательная: создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности обучающихся в процессе анализа, синтеза, группировки языкового и картографического материала.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: виртуальная экскурсия, деловая игра

Методы: практический, частично-поисковый.

Технологии:

Игравая, ИКТ-технология,

здоровьесберегающая,

Приемы: проблемные вопросы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы контроля: устный, письменный.

Техническое оформление урока: раздаточный материал с заданиями (Приложения), презентация . На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом, картины Африки., медиофайлы «Звуки Африки» , пазлы материка Африка

8.Средства обучения: физическая карта мира, контур материка Африки, атласы, контурные карты, презентация.

Оборудование: презентация ГП Африки, «Физическая карта мира», учебник «География, контурные карты, тренажёры.

Ход урока:

1). Организационный момент

- Приветствие

- Записать д/з : п.25, вопросы и задания проработать , вопрос 11-письменно в тетрадь


2). Актуализация знаний (СЕГОДНЯ РАБОТАЕМ ПАРАМИ)


-Работаем с учебником ( стр.255)

- Какие крупные разделы мы с вами изучили?

- Какой раздел начинаем изучать?

- Вспомните, сколько материков на Земле? Покажите

- Разложите на парте материки в порядке уменьшения их площади.

- Какой самый большой материк? – Какой самый маленький?

- Посмотрите на карту ( открываем атласы)

- Что общего у материка Северная Америка и Евразия?( в сев. Полушарии)

-А какие материки мы отнесём к южным?

3). Изучение нового материала.

Мотивация через определение темы урока

Учитель.

Вам нравится путешествовать? Мечтаете ли вы о путешествиях? Сегодня мы начинаем изучать закономерности развития природы, населения и хозяйства материков мира. Наше путешествие будет увлекательным и познавательным. Мы впервые ознакомимся с планом физико-географической характеристики материка, его географическим положением. Кроме этого, закрепим ваше умение анализировать карты и диаграммы, составлять характеристики природы и стран, работать с различными тематическими и комплексными картами. Мы будем опираться на те знания и умения, которые вы приобрели на предыдущих уроках и в 5-6 классах. От того, как вы тщательно будете работать, зависит успех изучения материков. В связи с этим больше внимания уделим отработке приемов работы с различными источниками знаний. Очень важно понять логику исследования географического объекта, причинно-следственные связи между элементами природы. После изучения этой темы вы будете свободно пользоваться различными источниками географических знаний (учебником, картами атласа, справочниками, художественной литературой и т. п) анализировать и сопоставлять информацию, что позволит составлять характеристики любого материка, элементов его природы.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока

И первый континент, с которого мы начнем знакомство, упоминался в вашем детстве, в произведениях Корней Ивановича Чуковского: «Маленькие дети ни за что на свете не ходите дети в Африку гулять. В Африке акулы, в Африке гориллы, В Африке большие, злые крокодилы…»

- У вас на столе лежат пазлы , соберите их побыстрее в целую картинку и будем работать дальше ( Итак, это Африка)

СЛАЙД №1(С ТЕМОЙ) и следом СЛАЙД №2

- Ребята, а что вы знаете об Африке?

- Какой вы себе представляете Африку? (Ответы детей)

АФРИКА

Вводное слово учителя.
С сегодняшнего дня мы отправимся в путешествие по земному шару- в плавание за новыми знаниями. Каждый экипаж получает бортовой журнал, в котором будет отмечаться весь путь следования корабля, задания, выполненные на маршруте и успехи каждого члена экипажа.

Наша экспедиция состоит из 10 кораблей. 9кораблей – ваши экипажи и 10 флагманский корабль, на котором расположен центр связи (учительский стол). Я, руководитель экспедиции, нахожусь на флагманском корабле. Каждый экипаж получает бортовой журнал, в котором отмечен маршрут плавания и задания. Время путешествия для каждого задания обозначены ( обратите внимание) . Какой экипаж первым выполнит задание, тот первым пребывает на флагманский корабль, докладывает о выполнении задания.

Задания для экипажей в Приложении.

Сегодня предметом нашего исследования станет Африка.


СЛАЙД №3 (Н. Гумилёв поэт)


- Как вы думаете, откуда такое название материка – Африка? Что вам об этом известно? Какую информацию вы нашли? Расскажите. ( рассказы детей о названии материка Африка)


СЛАЙД№4 ( происхождение названия материка)


Каждый материк мы будем исследовать по плану:


СЛАЙД №5 ( план изучения материка)


План изучения материка.

1. Географическое положение. История исследования.
2. Рельеф и полезные ископаемые.
3. Климат.
4. Внутренние воды.
5. Природные зоны.
6. Население и его занятие.
7. Страны.


Учитель: Как вы думаете, от чего зависит своеобразие любого участка земной поверхности?
Ответ – От географического положения.

Учитель: Поэтому в первую очередь изучается географическое положение материка на поверхности Земли. Запишите в тетрадь тему урока: «Географическое положение Африки».


По ходу выполнения заданий центр вызывает экипажи на связь и даёт следующее задание. Например: «Внимание! Экипаж «Дельфина». По метеосводке через 5 минут вы войдёте в зону тайфуна. Примите меры (задание для второго матроса). Войдя в зону тайфуна, через 30 секунд ваше судно потеряло управление, и вы вынуждены двигаться по течению. Опишите трудности вашего путешествия».

Как только экипажи выполнят задания, каждый из них выходит к доске и докладывает о выполнении задания.


Все географические задания учащиеся отмечают их на своих контурных картах. По окончании докладов всеми экипажами учитель подводит итоги.


Маршрутный лист

Задание 1СЛАЙД №6

S материка без островов 29,22 млн. кв. км.

S материка с островами 30,3 млн. кв. км.

длина береговой линии 30,5 тыс. км.

высота:средняя – 750 м. максимальная – 5895 м. – г. Килиманджаро

минимальная – 153 м., озеро Ассаль.


Задание 2(СЛАЙД №7)

1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа

А) относительно экватора большей частью в ------------------------------------ полушарии,

меньшей частью в ------------------------------------------ полушарии.

Б) относительно тропиков:

проходит через----------------------------- тропик и через --------------------------- ---- тропик;

В) относительно нулевого меридиана: в ---------------------------------------- полушарии.


Задание 3(СЛАЙД №8)

2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа) (подсказка слайд № 10)

Крайние точки

широта

долгота

С - мыс Бен - Сека



Ю – мыс Игольный



З – мыс Альмади



В – мыс Рас - Хафун



Задание 4

Протяженность с севера на юг по 20 меридиану

Алгоритм определения протяженности: (слайд № 10)

Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)

32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану

670 x 111,3 км. 7457,1 км.

Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш:

------------- + --------- = -----------;

В километрах: --------------0 х 109 км = -------------- км

Задание 5

3. Африка расположена в климатических поясах стр.12 атласа (слайд №13)

Экваториальный, 2 ----------------------------------------, 2 тропических, 2 ------------------------------------------

Задание 6

4 Найти в атласе на стр.24 и дописать предложния:

С запада омываетокеан  ------------------------------------------------- , с востока ----------------------------------------

На севере омывает море ------------------------------------------------, на северо – востоке ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….

Гвинейский залив расположен к ………….. от материка.

Самый большой остров близ берегов Африки………………..

Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от ………………..

Самый большой полуостров Африки ……………………

                                      Маршрутный лист путешественника

Задания 1

В тренажёрах на странице 28 выполнить задания №3

Задания 2

Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов используя физическую карту мира определите :

А).Пересекает или (не пересекает) экватор материк, следовательно, относительно экватора материк расположен в ______________ и в _______________________ полушариях.

Б). Пересекает или (не пересекает) нулевой меридиан материк, следовательно относительно нулевого меридиана материк расположен в ______________ и в _______________________ полушариях.

В). Пересекает или (не пересекает) северный и южный тропик материк.

Г). Пересекает или (не пересекает) северный и южный полярный круг материк.

Д). Экватор , тропики и нулевой меридиан выделить цветными карандашами в контурной карте на странице 40

Задания 2

Найдите на карте крайние точки материка, как правило это далеко вдающиеся в море участки суши, их называют мысами. Например, крайняя южная точка Африки называется мыс Игольный (находится на южной оконечности Африки). Определите географические координаты (широту и долготу) этой точки. И также определите еще северную, западную и восточную точку с координатами. Крайние точки запишите в тренажёре на стр. 28 № 4

Нанесите на контурную карту на странице 40 крайние точки материка Африка ( №2 на стр.40 в к/к)

Задания 3

По физической карте определите, какие океаны и моря омывают материк

На севере (северное побережье)

На северо-востоке

На западе

На востоке

Сделайте вывод, сколько всего морей и океанов омываю материк. Запишите это в рабочих тетрадях в клетку.

Задание 4

Далее по карте определите, к какому из материков Африка расположена ближе всего, что их разделяет (название морей, проливов и заливов).

А также внимательно рассмотрите, что разделяет Африку и другие материки (названия океанов).

Подпишите географические объекты на к/к обозначенные цифрами . ( подсказки на слайде)



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ


- Откуда произошло название «Африка»?

Название «Африка» появилось во II веке до н.э., но тогда оно еще не было наименованием огромного материка, расположенного в Северном и Южном, Западном и Восточном полушариях. В 146 году до н.э. римляне захватили земли на территории современного Туниса. Они основали там колонию, назвав ее Африкой, очевидно по имени племен афригий, живших на обширной территории вплоть до Гибралтара.

Другие области этого континента долгое время назывались Ливией и Эфиопией. В XVI веке ученый Мухаммед аль-Вазан писал, что название «Африка» (по-арабски «Ифрикия») происходит от слова «фарака», которое означает «разделять». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный



V.Открытие и исследование материка. (Работа с текстом учебника и дополнительным материалом)

- В изучении истории открытия и исследования материка нам помогут учебник и атлас а также таблица «История открытия и исследования материка Африка», которая находится у вас на партах. С информацией отраженной в этих источниках вы уже знакомились на уроках истории и географии, когда изучали тему «как люди открывали Землю».

Заполните таблицу «Исследование Африки»:

Исследователи

Страны, дата

Вклад в исследование материка

Древние греки


Заселяли и исследовали северную часть Африки

Египтяне


Заселяли и исследовали северо-восточную часть Африки. Плавали в Сомали

Васко да Гама

Португалия, 15-16 в.

Открыл новый путь в Индию. Завершение открытия берегов материка

Давид Ливингстон

Англия, 19 в.

Исследовал реки Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса

Генри Стенли

США, 19в.

Плавание вокруг озер Танганьика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувензори.

Николай Иванович Вавилов

Россия, 1926-1927

Путешествие в северную часть Африки. Собрал 6000 образцов культурных растений.

План

Вопрос

Ожидаемый ответ

1. Положение материка на градусной сетке:

1. Определить положение материка на градусной сетке:


а) по отношению к экватору и начальному меридиану

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальныймеридианпересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) положение по широте и протяженность с севера на юг

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

б) Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками.
Крайние точки:
северная т. – м. (Эль – Рияд)

или Бен-Секка– 37° с. ш.;
южная т. – м. Игольный – 35° ю. ш.

Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км)

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

Климатические пояса

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

в) Африка расположена между 17° з. д., 51° в. д.
крайние точки:
западная т. м. Альмади – 17° з. д.,
восточная т. – м. Рас - Хафун – 51° в. д.

Протяженность с запада на восток по параллели 10 о составляет в градусах 68°×109,6=7452 км(по масштабу =19.3 см ×370 км= 7141 км)

2. Положение материка:

2. Определить положение относительно других материков:


а) относительно других материков

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) относительно океанов

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

б) с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

в) относительно других объектов


в) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский пролив; о. Мадагаскар

IV. Изучение история исследования береговой линии и центральных частей материка. (Презентация)

Издавна Африка привлекала внимание народов южной Европы и юго-западной Азии.

а) сообщение учащихся об исследованиях Африки зарубежными путешественниками.

б) сообщение учащегося об исследованиях Африки русскими путешественниками.

По фрагменту презентации заполнить данные по именам: Васко да Гама,
Д. Левингстон, Е. П. Ковалевский, В. В. Юнкер. Визуализация маршрутов путешествий.

Закрепление:

Продолжи фразу

Учитель читает вопросы, учащиеся отвечают письменно в виде ряда цифр.

Самый большой остров у берегов Африки

30,3 млн.кв.км.- …

Крайняя северная точка.

5895 м. - …

Африка почти посередине пересекается ….

От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.

Крайняя южная точка.

На севере – востоке соединяется с Евразией перешейком.

Полуостров Сомали-это … .

Большой залив Африки

Крайняя западная точка.

Крайняя восточная точка

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Сегодня на уроке я узнал(а)(что?):

Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?):

Сегодня на уроке я научился (лась)лучше делать (что?):

Самым неожиданным для меня сегодня было (что?):

Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?):

Осталось непонятным (что?):

Оцениваю свою работу на :

Что сегодня на уроке больше всего понравилось?

На каком этапе работы было трудно?


                                                      Приложение.

Задания экипажам, записанные в бортовой журнал:

Первый экипаж, судно «Волна».

Вы находитесь в точке ,имеющей координаты 31 с.ш. и 30 в.д.. Из порта (Александрия) (запишите его название) идти вдоль берега Африки на запад. Штурману – отметить на карте координаты и точки, лежащие на самой северной широте, куда зайдёт судно. Капитану – занести в бортовой журнал сведения об особенностях береговой линии. Первому матросу – отметить все проливы и отливы и острова на пути следования.Второй матрос действует по усмотрению капитана. Окончание плавания в точке с координатами 15 с.ш. и 18 з.д. (порт Дакар).

Второй экипаж, судно «Тайфун».

Ваше судно находится в точке с координатами 15 с.ш. и 18 з.д.. Капитану надо найти эту точку на карте, определить её название и отметить на контурной карте «Африка». Штурман определяет самый безопасный путь вдоль берега Африки на юг вдоль западного побережья Африки.Первый матрос составляет описание береговой линии. Второй матрос следит за состоянием морской воды (температура, солёность, течения). Пройдя маршрут через …(Гвинейский) залив (напишите его название, нанесите его на контурную карту. Затем судну необходимо войти в устье реки Конго, где дожидаться флагманского судна.

Третий экипаж, судно «Дельфин».

Ваше судно находится в точке, имеющейкоординаты 9 ю,ш, и 13 в,д, (г.Луанда). Из этого пункта (как он называется?) ваше судно должно двигаться на юг вдоль берега Африки до мыса Доброй Надежды.Капитану по приборам и карте следить за состоянием Солнца и все изменения заносить в журнал.Штурману следить за особенностями береговой линии.Первый матрос действует по усмотрению капитана.

Четвёртый экипаж, судно «Экватор».

Ваше судно находится в пункте с координатами 35 ю,ш, и 20 в,д, (Кейптаун). Капитану – определить положение судна и название этой точки, нанести на карту. Судну двигаться на восток вдоль береговой линии. Штурману следить за её изменением и описать в журнале (удобочитаемые буквы, низменный или возвышенный берег). Первому матросу нанести на карту все проливы, заливы, острова. Второму матросу следить за изменением свойств океанической воды (температура, солёность, течения). Использовать знания о природе Мирового океана. Судну двигаться до точки с координатами 51 в.д. и 10 с.ш. (мыс Рас-Хафун ). Судну вначале идти на север, потом на запад, вдоль берега Африки, до порта Александрия.Капитану нанести на контурную карту начало пути – название точки с названными выше координатами.Штурману нанести на карту все проливы,заливы,моря,каналы.Первому матросу –описать береговую линию.Второму матросу описать Красное море, по плану, используя знания по теме «Мировой океан».


Презентация к уроку ГП Африки
PPTX / 12.31 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.