Урок по теме «Кодирование текстовой информации» с презентацией (Информатика и ИКТ, 8 класс)

4
0
Материал опубликован 3 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Презентацию можно скачать здесь: 


Презентация к уроку
PPTX / 792.03 Кб

План-конспект открытого урока по информатике.

Тема «Кодирование текстовой информации» 8 класс.

Цели:

Познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;

Рассмотреть примеры решения задач;

Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания.

Задачи:

Формировать знания учащихся по теме “Кодирование текстовой (символьной) информации”;

Содействовать формированию у школьников образного мышления;

Развить навыки анализа и самоанализа;

Формировать умения планировать свою деятельность.

Ход урока:

Организационный момент (1 минута)

Проверка наличия учащихся.

Объявление темы урока (4 минуты)

Первый слайд презентации со словами «Тема урока». Самого названия темы нет. Учащимся предлагается самим назвать тему, используя слова, зашифрованные ребусами:

Объяснение нового материала (25 минут).

Учитель знакомит детей с понятием Криптография, рассказывает об одном из первых шифров – Шифре Цезаря, таким образом, проводя межпредметную связь с уроками истории Древнего мира.

 

Затем школьникам предлагается задание на кодирование (декодирование) текстовой информации с помощью шифра Цезаря.

Задание продублировано на слайде и в раздаточном материале (Приложение 1).

Связь с историей продолжается при объяснении детям еще одного способа кодирования текстовой информации – азбуки Морзе.

Затем учитель, обращая внимание на то, что в азбуке Морзе используются ДВА символа (точка и тире) подводит к современному способу кодирования текста в компьютере – двоичному кодированию.

Важной составляющей урока при изучении темы «Кодирование текстовой информации» является научить школьников решать задачи на определение информационного объема текстового сообщения. Таким образом, завершающей стадией этапа объяснения нового материала является пример решения подобной задачи.

Закрепление изученного материала (10 минут).

Учащимся предлагается решить самостоятельно задачи, подобные только что разобранной. Задача №3 является заданием с повышенной сложностью, предполагающая не только применение только что полученных знаний, но и умение находить основные условия задачи, отсекая второстепенную и неважную информацию.

Текст заданий продублирован на слайде презентации и в раздаточном материале (Приложение 1).

Итог урока. Домашнее задание. (5 минут)

Учащиеся говорят о теме урока, тех знаниях, которые они получили сегодня, о возникших сложностях при решении заданий. Наиболее активные школьники получают отметки. Учитель задает домашнее задание: записи в тетради, задание на карточке (Приложение 2)


 

Приложение 1.

Раздаточный материал к уроку

Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми «кгнусм ёогкг фесл тцфхя фзужщз фхгрзх ёогксп», закодированную кодом Цезаря


 


 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я


 


 

Условие: Определить информационный объем фразы

Оптимизм — это недостаток информации. (Текст записан в формате ASCII.)


 


 


 


 

Задача 1.

Текст в формате ASCII содержит 2 страницы по 64 строки, в каждой по 32 символа. Найдите информационный объем текста.

Задача 2.

Текст в формате Unicode (16 бит на символ) выглядит следующим образом: «Хочешь победить весь мир,то победи самого себя. Ф.М. Достоевский» Определите информационный объем фразы. (Кавычки не учитывать)

Задача 3.*

В алфавите племени Тумбу-Юмбу 16 букв. На этом языке записана конституция из 128 страниц законов и наставлений. Каждая страница – это 256 красочных и высокопарных строк о равенстве людей перед обедом и перед Законом. Строки всегда начинаются с заглавной буквы, а всего букв – 32. Флешку какого объема достаточно иметь вождю племени, чтобы хранить Тумбоюмбскую Конституцию?

P.S. Буквы бывают разные, помните об этом, иначе попадете на обед в качестве главного блюда.


 

Приложение 2.

Задание для домашней работы.

Текстовый файл в кодировке Unicode содержит 100 листов по 64 строки, по 32 символа в каждой. Каков информационный объем файла?

Текстовый файл в кодировке КОИ-8 содержит 128 листов по 64 строки, по 32 символа в каждой. Его передают за 4 минуты. Какова скорость соединения, по которому идет передача файла?

Предварительный просмотр презентации

Тема: « » Учитель МАОУ «Лицей» г. Реутов Сычев И.С.

Т Д Этот … написан на разных языках This … is written in different languages 这段文字是写在不同的语言 К О Д Т Е К С Т Она бывает для служебного пользования. По мнению Уинстона Черчилля кто ею владеет – тот владеет миром. Она – основа названия нашего предмета! И Н Ф О Р М А Ц И Я

Тема: «Кодирование текстовой информации» Учитель МАОУ «Лицей» г. Реутов Сычев И.С.

Языки и алфавиты Иероглифические Буквенные Древний Египет Древний Рим Месопотамия Древняя Греция Древний Китай Русь Глаголица Кириллица

Криптография Цезарь Гай Юлий октябрь 49 до н. э. — 15 марта 44 до н. э. Римский полководец, диктатор, император. Считается одним из основателей криптографии А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Код Цезаря – шифрование текста сдвигом букв по алфавиту на определенное число позиций (ключ) +2 БИТ Г К Ф

Задание для самостоятельной работы Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми «кгнусм ёогкг фесл тцфхя фзужщз фхгрзх ёогксп», закодированную кодом Цезаря А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я +3 Руми 1207-1273 Ответ: Закрой глаза свои пусть сердце станет глазом

Самуэль Морзе Самуэль Морзе 27 апреля1791 — 2 апреля 1872

Двоичное кодирование текста 1 бит – 2 символа 2 бита – 4 символа 3 бита – 8 символов Сколько бит необходимо для кодирования больших букв русского алфавита (без Ё)? 32 буквы: 32 – это 25, значит надо 5 бит. А и больших и малых? 64 буквы: 64 – 26, значит надо 6 бит.

Кодовая таблица ASCII American Standard Code for Information Interchange

Решение задач на определение информационного объема текста Условие: Определить информационный объем фразы Оптимизм — это недостаток информации. (Текст записан в формате ASCII.) РЕШЕНИЕ. Формула для определения информационного объема: Vи = N * I В нашем случае N = 37, а так как текст кодирован в ASCII, то для каждой буквы требуется 8 бит, т.е. I = 8 (бит) Таким образом: Vи = 37*8 (бит), но 8 бит = 1 байту, а значит Vи = 37*8:8 (байт) = 37 байт ОТВЕТ: 37 байт

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации