12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кливиткина Татьяна Викторовна25
1

Урок истории России по теме «Коллективизация» 9 класс

какое либо задание во время «стопа»).

Ход урока

Организационный момент.

Учитель просит открыть тетрадь записать число и классная работа, подготовить место для баллов (5 б. – «5», 4б- «4», …)

Проверка домашнего задания: выбрать экспертную группу, чтобы оценивала выступающих (3б. – если рассказ полный, 2б. - если подсматривает, 1 б. - если читает).

Вопросы по рядам:

1 – Назвать особенности индустриализации.

2 – Дать характеристику первой и второй пятилеткам.

Итоги первых пятилеток.

Тестовое задание:

Целью формированной индустриализации в СССР было стремление:

ускорить развитие сельского хозяйства,

достичь экономической независимости,

выплатить все иностранные долги царской России,

укрепить основы рыночной экономики

Сталинская индустриализация отличалась от индустриализации России начала века тем, что проходила в условиях:

существования крупного государственного сектора в экономике,

интеграции России в мировой рынок,

многоукладности экономики,

свертывания рыночных отношения

Что являлось финансовым источником проведения сталинской индустриализации?

1) иностранные займы,

2) ограбление колоний,

3) займы среди населения,

4) накопления капитала в легкой промышленности

4. Определите последовательность событий:

А) Аграрная реформа П.А. Столыпина - 1906

Б) Утверждение первого пятилетнего плана- 1928-1932

В) Переход к новой экономической политике- принята 14 марта 1921 года X съездом 

Г) Начало стахановского движения- 1935, август

Ответы: 1.2, 2.4, 3.3, 4 АВБГ

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Записываем тему урока, ВЫЯВЛЯЕМ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА, звучит музыкальный фрагмент «Марш Энтузиастов» Слайд 3

Учитель: Воспользовавшись очередным кризисом НЭПа, Сталин объявил о «великом переломе»,о «наступлении социализма по всему фронту», об ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу, а для

этого необходимы были средства. Давайте подумаем, откуда их можно было взять?

Выступление учеников «Хлебозаготовительный кризис» Слайд 4

«В 1927 году резко ощутилась нехватка промышленных товаров для обмена на зерно. Низкие цены государства на сельскохозяйственную продукцию, неурожай привели к сокращению поставок зерна и других продуктов в город. Горожане раскупают продукты, крестьяне прячут хлеб. Очереди, пустые прилавки становятся обычной картиной. Государство идет на чрезвычайные меры - в деревню для «выколачивания» хлеба отправлены 30 тысяч членов партии, сам Сталин первый и последний раз отправился в сельскохозяйственные районы Сибири. Местным партработникам разрешили применять чрезвычайные меры к укрывателям хлеба - уголовное воздействие. Сталин считал, что кризис вызван нарушением экономических пропорций: слабый крестьянин кулак-саботажник. Сталин предлагает все ресурсы бросить на переустройство сельского хозяйства в коллективные хозяйства, т.е. колхозы, более соответствующие социалистическому идеалу. Другая точка зрения принадлежала

Н.И. Бухарину, который был не против колхозов, но еще долго основой сельского хозяйства должны быть индивидуальные крестьянские хозяйства».

Учитель: В1927 году хлеб не добрали, продавать заграницу было практически нечего, планы индустриализации оказались под угрозой. Одним из вариантов решения проблемы было создание колхозов, т.к. с коллективных хозяйств хлеб собрать было легче, чем с крестьянина-единоличника.

Коллективизация- это объединение единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, осуществлявшаяся в к.20-ых-н.30-ых по решению ВКП(б) форсированными (процесс наращивания) методам с широким применением принудительных и репрессивных методов. Слайд 2

1927г. ?

Причины коллективизации- учащиеся получают задание выписать причины коллективизации из учебника в тетрадь. (стр. 173-177)

1.Необходимость средств , для проведения индустриализации.

2.Возможность провести индустриализацию за счет «внутренних колоний», т.е. деревни

Учитель: Цели коллективизации: Слайд 3

Централизованное управление сельским хозяйством

Обобществление средств производства

Передача земли в коллективную собственность крестьян

Повышение эффективности сельскохозяйственного труда

Применение в сельском хозяйстве машинного труда

«ликвидация кулачества как класса»

Учитель:

Пленум ЦК ВКП(б) в апреле 1929 года поддержал сталинскую программу ,

7 ноября 1929 года в газете « Правда» выходит сталинская статья «Год великого перелома», в которой говорилось о «коренном переломе нашего земледелия от мелкого отсталого к крупному и передовому коллективному земледелию».

В конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к «политике ликвидации кулачества как класса».

Назовите методы и средства раскулачивания!!

Провозглашалась «политика ликвидации кулачества как класса». Слайд 8

Раскулачивание имело цель - обеспечить колхозы материальной базой. С к. 1929 года до сер. 1930 раскулачено более 320 тыс. крестьянских хозяйств, имущество стоимостью 75 млн. руб. было передано колхозам. Не существовало четкого определения кулака: это и те, кто применял наемный труд, и те, у кого было 2 коровы,2 лошади, хороший дом. Зачастую раскулачивали середняка, для оправдания ввели термин «подкулачник». За 1,5-2 года власти при помощи ОГПУ изъяли из деревни все опасные слои. Норма раскулачивания 5-7 %, на деле раскулачивали15-20%. Кулаки делились на категории с соответствующими мерами наказания: первая категория - организаторы терактов, восстаний - заключались в концлагеря или расстреливались, вторая категория из наиболее богатых кулаков и полупомещиков - выселялись в отдаленные районы, третья категория- большинство кулацких хозяйств - переселялись в пределах района, но за землями колхозов. На помощь местным властям направлены 25 тысяч членов партии для организации колхозов. Мой дед рассказывал как у них, в Ярославской, записывали в колхоз: из города приехали трое, собрание устроили, наган на стол положили и стали агитировать записываться…

Сообщение учащегося: Слайд 10

«Разумеется, коллективизацию начинают проводить в ударном порядке, и к январю 1930 г. уже существовало более 1000 районов сплошной коллективизации. Рабочий из Белоруссии написал К. Е. Ворошилову:

" секретарь райкома в городке (Витебский округ) так запарился, что в страхе не отстать и в желании "догнать и перегнать" бухнул весьма срочную телеграмму в округ, что у него коллективизация проведена на целых 100% и 6 десятых – так и напечатано 100,6%. Попробуй его догнать". 18 июня 1929 г. из станицы Раменская пишет Сталину М. Шолохов: «Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен... Народ звереет... И как следствие умело проведенного нажима на кулака, является тот факт, (чудовищный факт!) появление на территории соседнего округа оформившихся политических банд. Дошло до того, что курей стали обобществлять... в одном селе, мужики... зарезали 125 кур, и поели курей. Хоть напоследок поесть курочки". Партийные работники, уполномоченные прибегали к следующим уговорам: Колхозница М.В. Нестеренко из колхоза им. Кирова вспоминает: - какую цифру выберешь 24 или 350?-спрашивает уполномоченный. Отец молчит. –«Ты я вижу, прикинулся непонимающим. разъясняю: в колхозе полог 24 рубля в год. а не пойдешь в колхоз - плати сразу 350 руб.... Утром если не прейдешь, мы явимся с описью»

Средства и методы борьбы с кулаками. Слайд 9

Административное принуждение к вступлению в колхозы

Конфискация имущества, построек, средств в пользу колхоза

Выселение кулачества из родных мест

Применение репрессивных мер (вплоть до расстрела ) против крестьян, отказывающихся вступать в колхоз

Сообщение учащегося Слайд11

«Как же производилось переселение кулацких семей? В малозаселённый край прибывали мужчины, которые строили жильё. На первый случай выдавались «голодные нормы». Люди должны были иметь свой инвентарь и хотя бы одну лошадь на 10 хозяйств. Для перевозки людей наркомат путей сообщения должен был выделить 172 эшелона по 50 вагонов в каждом. Раскулаченный крестьянин прибывал на сборный пункт с личной карточкой (Ф.И.О., год и место рождения, национальность, семья, род занятий, судимости, политическая характеристика и прочее). Для этих пунктов использовались сборные пункты военкоматов, лагеря воинских частей и т. д…. В обязанности ОГПУ входила организация пунктов, обеспечение охраны, учёт кулаков. Вагоны были оборудованы печью, окнами, 3 вёдрами. На вагон приходился староста и помощник, для обеспечения порядка. На станции двери вагона плотно закрывали, но во время движения приоткрывались. Комендант эшелона мог без предупреждения, проводить обыски, а в случае побега охрана открывала огонь. Сборные пункты и эшелоны были забиты репрессированными до предела, а местные власти всё требовали и требовали эшелоны для выселения кулаков.

К весне 1930 г. Сталину стало ясно, что ускоренное создание коллективных хозяйств, грозит катастрофой. Кого он обвинил?

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Увеличение поставок хлеба государству

Приток в город рабочих рук

Ликвидация аграрного перенаселения

Созданы условия для индустриализации

Сокращение сельскохозяйственного производства

Голод 1932-1933 годов

Колхозное крестьянство, сделать вывод по стр. 176-177.

Итоги урока: Какая цель поставлена в начале изучения темы?

Выявить причины, усвоить сущность сплошной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса, проследить экономические, социальные и политические последствия «нового курса в деревне».

Ответы:

Ответы:

Выставление баллов.

Дом. Задание. Стр. 178, вопрос 5

Список литературы:

учебник А.А. Данилов «История России ХХ-начало ХХ I века»

Джузеппе Боффа «История Советского Союза» т.1-2. М.1994. т.1.

Верт Н . «История Советского Союза» , М,1998 г.

Ивницкий Н.А. «Коллективизация и раскулачивание» 1994.

yandex.ru/video/search ?text=раскулачивание&parent-reqid

-

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.