Урок литературы в 5 классе на тему «Стихи и проза»

10
0
Материал опубликован 2 September 2019

Тема: Стихи и проза

Класс: 5»В»

Предмет: литература.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

Цели проекта: 1.Узнать, что такое стихотворение. 2.Узнать правила написания стихотворений. 3. Научиться писать стихотворения.

Пути достижения целей: 1.Узнать из разных источников: - что такое стихотворение - композицию стихотворения -правила написания стихов. 2. Научиться писать стихи . 3.Написать стихотворения.

Задачи урока: расширить полученные учащимися на начальном уровне образования представления о лирике

расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать её практическое использование;

формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание;

развивать эстетический вкус учащихся .

Метапредметные задачи урока:

- формировать регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;

- формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне; интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; формировать приёмы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;

- развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; воспитывать любовь к Родине через любовь к природе;

- развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы

Методы обучения: метод творческого чтения, методы репродуктивной, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании

Формы работы учащихся: работа в парах, презентация результатов заданий, обсуждение результатов, индивидуальная работа, рефлексия

Технологическая карта урока

Приёмы смыслового чтения

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые ответы учащихся

УУД

Критическое мышление

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку

Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.

 

 

Демонстрируют готовность к уроку

 

Регулятивные: контролируют свои действия

Стадия вызов - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

2.Создание условий на восприятие учебного материала «ситуации на успех»

Каждый человек должен попробовать себя в создании стихотворений.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.

Скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

Слушают учителя

 

 

 

 

 

Читать стихи, сочинять стихи

 

 

 

 

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя

 

 

Давайте познакомимся

с правилами стихотворений и прозы.

Работа с учебником

стр 135-137

Читают текст по цепочке

 

Цель: развитие читательских умений

 

3. Работа с учебником

Фронтальный опрос:

Чем отличается стихотворение от прозы?

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдите и зачитайте

 

 

 

Стр 135

Проза пишется в строчку, описание информации. Стихотворение пишется столбиком, можно пропеть, есть определённый смысл. Стр 136 (последний абзац, отличие)

 

Читают, сравнивают

 

 

 

Что же создаёт стих?

Стр 136

Ритм, слог, рифма, стопа

 

Проблемно – поисковый

Цель: развитие читательских умений

 

 

4. Работа с литературоведческими терминами:

Что такое ритм?

Что называется стопа?

Ритмическое ударение?

Рифма – это?

Строфа – это?

Записывают в тетрадь

Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Ритм- мерное чередование повторяющихся единиц

Стопа- сочетание ударного и безударного слога

Ритмическое ударение- акцент стиха

Рифма- звуковые совпадения слогов в конце стихотворной строки

Строфа – сочетание строк в стихотворении

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов;

 

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания)

Цель: развитие творческих умений

 

5. Творческая работа

Буриме

Правила написания Буриме

рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно.

Заданные рифмы нельзя менять местами

Пример буриме

 

припекало

летала

означало?

весна?

 

Сегодня солнце припекало
И даже бабочка летала.

Что бы это означало?
Будет скорая весна?

Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения.

 

Работают в парах

 

 

Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья

 

 

Несколько учащихся читают по очереди

 

 

 

 

припекало

летала

означало?

весна?

 

Сегодня солнце припекало
И даже бабочка летала.

Что бы это означало?
Будет скорая весна?

 

 

 

 

Стр. 137 игра в буриме

 

 

Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья

 

 

 

Несколько учащихся читают по очереди

В тёмном небе бродят тучи,

 

А в воде видна луна.

 

Дует ветерок летучий,

 

А вода слегка мутна.

 

(2 вариант)

 

Затянули небо тучи,

 

Спит за тучами луна

 

Ветерок едва летучий

 

И вода в реке мутна...

 

 

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 

 

Составление синквейна

Правила составления синквейна

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

 

Вспоминают алгоритм написания синквейна

 

Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья

 

 

 

Несколько учащихся читают по очереди

А.С. Пушкин.

Светлый, легкий, радостный.

Учит, рассказывает, вдохновляет.

Волшебный и недосягаемый поэт.

Говорим на его языке.

Поэт.

 

 

 

Что такое хайку(хокку)?

 

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

 

Хокку – это японская поэтическая миниатюра

 

Несколько учащихся читают по очереди

Примеры хоккку

Снегирь

Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

 

 

Итог урока. (стадия рефлексии)

Цель – зафиксировать содержание урока

 

6. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

Перед вами лист самооценки, заполните его и поставьте себе оценку за урок.

Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха»

 

 

Оценивают свою работу на уроке по листу самооценки в баллах, переводят в отметку

 

 

Оцените работу свою

 

 

 

Отмечают результат работы на уроке

 

Слушают, оценивают, высказывают своё мнение об услышанном.

 

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 

 

7. Подведение итогов

Итак, давайте подведем итог.

Изменились ли ваши впечатления о стихотворении?

Отмечают результат работы на уроке

 

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 

 

 

Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке.

Сдают тетради

Оценивают свою работу на уроке, выставляют оценку

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.