Урок литературы в 5 классе на тему «Стихи и проза»
Тема: Стихи и проза
Класс: 5»В»
Предмет: литература.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследования
Цели проекта: 1.Узнать, что такое стихотворение. 2.Узнать правила написания стихотворений. 3. Научиться писать стихотворения.
Пути достижения целей: 1.Узнать из разных источников: - что такое стихотворение - композицию стихотворения -правила написания стихов. 2. Научиться писать стихи . 3.Написать стихотворения.
Задачи урока: расширить полученные учащимися на начальном уровне образования представления о лирике
расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать её практическое использование;
формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание;
развивать эстетический вкус учащихся .
Метапредметные задачи урока:
- формировать регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;
- формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне; интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; формировать приёмы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;
- развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; воспитывать любовь к Родине через любовь к природе;
- развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы
Методы обучения: метод творческого чтения, методы репродуктивной, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании
Формы работы учащихся: работа в парах, презентация результатов заданий, обсуждение результатов, индивидуальная работа, рефлексия
Технологическая карта урока
Приёмы смыслового чтения |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предполагаемые ответы учащихся |
УУД |
Критическое мышление |
1. Организационный момент |
Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку Мучительно рождаются стихи.
|
Демонстрируют готовность к уроку |
|
Регулятивные: контролируют свои действия |
Стадия вызов - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности. |
2.Создание условий на восприятие учебного материала «ситуации на успех» |
Каждый человек должен попробовать себя в создании стихотворений. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. Скажите, чем мы будем заниматься на уроке? |
Слушают учителя
|
Читать стихи, сочинять стихи
|
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя |
|
|
Давайте познакомимся с правилами стихотворений и прозы. |
Работа с учебником стр 135-137 |
Читают текст по цепочке |
|
Цель: развитие читательских умений
|
3. Работа с учебником |
Фронтальный опрос: Чем отличается стихотворение от прозы?
Найдите и зачитайте |
Стр 135 |
Проза пишется в строчку, описание информации. Стихотворение пишется столбиком, можно пропеть, есть определённый смысл. Стр 136 (последний абзац, отличие)
Читают, сравнивают |
|
|
|
Что же создаёт стих? |
Стр 136 |
Ритм, слог, рифма, стопа |
|
Проблемно – поисковый Цель: развитие читательских умений
|
4. Работа с литературоведческими терминами: |
Что такое ритм? Что называется стопа? Ритмическое ударение? Рифма – это? Строфа – это? |
Записывают в тетрадь |
Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение. Ритм- мерное чередование повторяющихся единиц Стопа- сочетание ударного и безударного слога Ритмическое ударение- акцент стиха Рифма- звуковые совпадения слогов в конце стихотворной строки Строфа – сочетание строк в стихотворении |
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов;
|
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания) Цель: развитие творческих умений
|
5. Творческая работа |
Буриме Правила написания Буриме рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно. Заданные рифмы нельзя менять местами Пример буриме
… припекало …летала …означало? …весна?
Сегодня солнце припекало |
Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения.
Работают в парах
Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья
Несколько учащихся читают по очереди
|
… припекало …летала …означало? …весна?
Сегодня солнце припекало |
|
|
|
|
Стр. 137 игра в буриме
Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья
Несколько учащихся читают по очереди |
В тёмном небе бродят тучи,
А в воде видна луна.
Дует ветерок летучий,
А вода слегка мутна.
(2 вариант)
Затянули небо тучи,
Спит за тучами луна
Ветерок едва летучий
И вода в реке мутна...
|
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; |
|
Составление синквейна |
Правила составления синквейна Алгоритм написания синквейна. 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
|
Вспоминают алгоритм написания синквейна
Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья
Несколько учащихся читают по очереди |
А.С. Пушкин. Светлый, легкий, радостный. Учит, рассказывает, вдохновляет. Волшебный и недосягаемый поэт. Говорим на его языке. Поэт.
|
|
|
Что такое хайку(хокку)? |
Алгоритм написания хайку: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как?
|
Хокку – это японская поэтическая миниатюра
Несколько учащихся читают по очереди |
Примеры хоккку Снегирь Я видел птицу, Прилетевшую зимой, Красиво… Тоска Я видела деревню С одним домом Тоскливо…
|
|
Итог урока. (стадия рефлексии) Цель – зафиксировать содержание урока
|
6. Рефлексия
Перед вами лист самооценки, заполните его и поставьте себе оценку за урок. Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха»
Оценивают свою работу на уроке по листу самооценки в баллах, переводят в отметку
|
Оцените работу свою
|
Отмечают результат работы на уроке
Слушают, оценивают, высказывают своё мнение об услышанном. |
|
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
|
|
7. Подведение итогов |
Итак, давайте подведем итог. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? |
Отмечают результат работы на уроке |
|
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
|
|
|
Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке. |
Сдают тетради |
Оценивают свою работу на уроке, выставляют оценку |
|