12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гришина Анна Анатольевна63
Россия, Пермский край, Кунгур
3

Урок литературы в 11 классе «Гулаг - 5 страшных букв. Лагерная проза»



Автор: Гришина Анна Анатольевна

Учитель литературы МАОУ «СОШ № 12 им. В.Ф. Маргелова»

г. Кунгур, Пермский край.

Урок литературы в 11 классе.

Тема: «Гулаг – пять страшных букв». Лагерная проза.

Тип урока: комбинированный.

Цель:

Формирование .у учащихся пр5едставления о явлении лагерной прозы в русской литературе 20 века.

Задачи:

Познакомить учащихся старших классов с творчеством писателей А.Солженицына, В.Шаламова.

Формировать умение анализировать прозаический текст.

Формировать умение работы в творческих группах.

Оформление и наглядность: выставка книг «Испытание ГУЛАГом»

Оборудование и технические средства: медиапроектор, презентация.

Раздаточный материал: карточки для саморефлексии участников творческих групп, текст рассказа В. Шаламова «Детские картинки», таблица для анализа рассказа В.Шаламова.

Ход урока.

Организационный момент.

Участники мероприятия делятся на творческие группы по 6 – 7 человек, в таком составе они будут работать в течение всего мероприятия.

Актуализация темы.

Вводное слово учителя . Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: ГУЛАГ – пять страшных букв. А знаете ли вы, что такое «ГУЛАГ». Перед вами лежат листы, разделенные на две колонки: «Что мне известно» и «Что я узнал». В течение нескольких минут посовещайтесь со своей группой заполните левую колонку, запишите все, что вам известно о ГУЛАГе. Какие ассоциации вызывает это слово.

( Участники выполняют задания и зачитывают свои ответы).

Основная часть урока.

Рассказ учителя о ГУЛАГе. ( рассказ сопровождается медиапрезентацией).

Аббревиатура «ГУЛАГ» расшифровывается как «Главное Управление лагерей».

ГУЛАГ решал две основные задачи:

изоляция и ликвидация неблагонадежных членов общества;

использование их в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах.

В 30-40-е годы ХХ века заключенные валят лес, добывают полезные ископаемые, строят дороги и заводы, ловят рыбу, занимаются сельским хозяйством и т.д.

Использование труда больших масс заключенных, сконцентрированных в лагерях, позволяло оперативно решать задачи обеспечения рабочей силой важнейших строек и объектов.

Очень часто узниками ГУЛАГа становились Советские писатели и поэты.

В 1934 году в Союзе писателей 2500 человек, из них репрессировано 2000.

Вопрос к творческим группам для размышления: по какой причине писатели могли попасть в ГУЛАГ?

(ответы участников мероприятия).

Рассказ учителя о творчестве А.И. Солженицына. «Архипелаг Гулаг».

( Сопровождается презентацией)

Одним из самых известных русских писателей, прошедших испытание «ГУЛАГом» был. А.И. Соженицын.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.

В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет.

Прервал обучение в 1941 году в связи с войной.

В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области.

В действующей армии с февраля 1943 года.

Боевой путь — от Орла до Восточной Пруссии.

Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, 15 сентября 1943 года Солженицыну было присвоено звание старшего лейтенанта, 7 мая 1944 года — капитана.

На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии;

В Восточной Пруссии был арестован за критику Ленина и Сталина, в зашифрованном виде обнаруженную в его письмах.

Последовали 8 лет заключения и 3 года ссылки.

«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.

Информацию для этого труда Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек (бывших заключённых).

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей.

За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 А.И.Солженицыну была присуждена Государственная премия.

Рассказ учителя о творчестве В.Шаламова. «Колымские рассказы».

(Сопровождается презентацией)

Еще одним известным автором, темой творчества которого стал ГУЛАГ является Варлам Шаламов.

В. Шаламов – русский писатель (1907 – 1982). Родился 18 июня (1 июля) 1907 года в Вологде в семье священника.

От отца сын унаследовал твердость убеждений, бескомпромиссность, там, где речь шла о чести, долге, достоинстве.

В 1924 году Варлам уезжает в Москву, два года работает дубильщиком на кожевенном заводе. В 1926 году становится студентом факультета советского права МГУ. В период учебы принимает активное участие в литературной жизни. Но в 1928 году был отчислен за «сокрытие социального происхождения».

В феврале 1929 года арестуют за распространение «Письма к съезду» Ленина, 3 года находился в исправительно-трудовых Вишеры.

В 1932 году возвращается в Москву, работает в журналах, пишет статьи, очерки, фельетоны.

В ночь на 12 января 1937 года вновь был арестован на 5 лет. Этот второй срок проводит в колымских лагерях, на золотых приисках. Именно этот период жизни писателя лег в основу «Колымсих рассказов».

Человек в «нечеловеческих условиях» - так можно обозначить тему «Колымских рассказов».

«Каждый мой рассказ – пощечина сталинизму. Пощечина должна быть короткой, звонкой… Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. Это достоверность документа», - писал Шаламов.

Работа творческих групп.

Анализ рассказа В. Шаламова «Детские картинки».

Участникам творческих групп предоставлены тексты рассказа «Детские картинки". Задание: прочитать рассказ и с помощью таблицы ( раздаточный материал) проанализировать его. ( Творческим группам предоставляется время на работу, затем они озвучивают свои ответы).

Какие чувства вызывает рассказ у читателя?

 

Кому из героев ( Рассказчику или его товарищу) вы симпатизируете больше, почему?

 

Попытайтесь определить какой литературный прием положен в основу рассказа?

 

Объясните, как вы понимаете название рассказа.

 

Какова, на ваш взгляд, основная мысль рассказа?

 


 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Давайте вновь обратимся к нашим разделенным на 2 половины листкам. Первую часть «Что мне известно» вы заполнили в начале нашего разговора. Теперь я предлагаю заполнить 2 часть «Что я узнал». Какие теперь ассоциации, мысли, суждения вызывает у вас аббревиатура «ГУЛАГ».

( Участники выполняют задания и зачитывают свои ответы).

Завершить наш сегодняшний разговор мне бы хотелось строками поэтессы Анны Барковой, так же узницы ГУЛАГа.

Хоть в метелях душа разметалась,
Все отпето в мертвом снегу,
Хоть и мало святынь осталось, —
Я последнюю берегу.
Пусть под бременем неудачи
И свалюсь я под чей-то смех,
Русский ветер меня оплачет,
Как оплакивает нас всех.
Может быть, через пять поколений,
Через грозный разлив времен
Мир отметит эпоху смятений
И моим средь других имен.

Гулаг - 5 страшных букв
PPTX / 2.24 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.