Урок литературы в 11 классе «Гулаг - 5 страшных букв. Лагерная проза»

3
0
Материал опубликован 16 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Автор: Гришина Анна Анатольевна

Учитель литературы МАОУ «СОШ № 12 им. В.Ф. Маргелова»

г. Кунгур, Пермский край.

Урок литературы в 11 классе.

Тема: «Гулаг – пять страшных букв». Лагерная проза.

Тип урока: комбинированный.

Цель:

Формирование .у учащихся пр5едставления о явлении лагерной прозы в русской литературе 20 века.

Задачи:

Познакомить учащихся старших классов с творчеством писателей А.Солженицына, В.Шаламова.

Формировать умение анализировать прозаический текст.

Формировать умение работы в творческих группах.

Оформление и наглядность: выставка книг «Испытание ГУЛАГом»

Оборудование и технические средства: медиапроектор, презентация.

Раздаточный материал: карточки для саморефлексии участников творческих групп, текст рассказа В. Шаламова «Детские картинки», таблица для анализа рассказа В.Шаламова.

Ход урока.

Организационный момент.

Участники мероприятия делятся на творческие группы по 6 – 7 человек, в таком составе они будут работать в течение всего мероприятия.

Актуализация темы.

Вводное слово учителя . Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: ГУЛАГ – пять страшных букв. А знаете ли вы, что такое «ГУЛАГ». Перед вами лежат листы, разделенные на две колонки: «Что мне известно» и «Что я узнал». В течение нескольких минут посовещайтесь со своей группой заполните левую колонку, запишите все, что вам известно о ГУЛАГе. Какие ассоциации вызывает это слово.

( Участники выполняют задания и зачитывают свои ответы).

Основная часть урока.

Рассказ учителя о ГУЛАГе. ( рассказ сопровождается медиапрезентацией).

Аббревиатура «ГУЛАГ» расшифровывается как «Главное Управление лагерей».

ГУЛАГ решал две основные задачи:

изоляция и ликвидация неблагонадежных членов общества;

использование их в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах.

В 30-40-е годы ХХ века заключенные валят лес, добывают полезные ископаемые, строят дороги и заводы, ловят рыбу, занимаются сельским хозяйством и т.д.

Использование труда больших масс заключенных, сконцентрированных в лагерях, позволяло оперативно решать задачи обеспечения рабочей силой важнейших строек и объектов.

Очень часто узниками ГУЛАГа становились Советские писатели и поэты.

В 1934 году в Союзе писателей 2500 человек, из них репрессировано 2000.

Вопрос к творческим группам для размышления: по какой причине писатели могли попасть в ГУЛАГ?

(ответы участников мероприятия).

Рассказ учителя о творчестве А.И. Солженицына. «Архипелаг Гулаг».

( Сопровождается презентацией)

Одним из самых известных русских писателей, прошедших испытание «ГУЛАГом» был. А.И. Соженицын.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.

В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет.

Прервал обучение в 1941 году в связи с войной.

В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области.

В действующей армии с февраля 1943 года.

Боевой путь — от Орла до Восточной Пруссии.

Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, 15 сентября 1943 года Солженицыну было присвоено звание старшего лейтенанта, 7 мая 1944 года — капитана.

На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии;

В Восточной Пруссии был арестован за критику Ленина и Сталина, в зашифрованном виде обнаруженную в его письмах.

Последовали 8 лет заключения и 3 года ссылки.

«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.

Информацию для этого труда Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек (бывших заключённых).

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей.

За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 А.И.Солженицыну была присуждена Государственная премия.

Рассказ учителя о творчестве В.Шаламова. «Колымские рассказы».

(Сопровождается презентацией)

Еще одним известным автором, темой творчества которого стал ГУЛАГ является Варлам Шаламов.

В. Шаламов – русский писатель (1907 – 1982). Родился 18 июня (1 июля) 1907 года в Вологде в семье священника.

От отца сын унаследовал твердость убеждений, бескомпромиссность, там, где речь шла о чести, долге, достоинстве.

В 1924 году Варлам уезжает в Москву, два года работает дубильщиком на кожевенном заводе. В 1926 году становится студентом факультета советского права МГУ. В период учебы принимает активное участие в литературной жизни. Но в 1928 году был отчислен за «сокрытие социального происхождения».

В феврале 1929 года арестуют за распространение «Письма к съезду» Ленина, 3 года находился в исправительно-трудовых Вишеры.

В 1932 году возвращается в Москву, работает в журналах, пишет статьи, очерки, фельетоны.

В ночь на 12 января 1937 года вновь был арестован на 5 лет. Этот второй срок проводит в колымских лагерях, на золотых приисках. Именно этот период жизни писателя лег в основу «Колымсих рассказов».

Человек в «нечеловеческих условиях» - так можно обозначить тему «Колымских рассказов».

«Каждый мой рассказ – пощечина сталинизму. Пощечина должна быть короткой, звонкой… Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. Это достоверность документа», - писал Шаламов.

Работа творческих групп.

Анализ рассказа В. Шаламова «Детские картинки».

Участникам творческих групп предоставлены тексты рассказа «Детские картинки". Задание: прочитать рассказ и с помощью таблицы ( раздаточный материал) проанализировать его. ( Творческим группам предоставляется время на работу, затем они озвучивают свои ответы).

Какие чувства вызывает рассказ у читателя?

 

Кому из героев ( Рассказчику или его товарищу) вы симпатизируете больше, почему?

 

Попытайтесь определить какой литературный прием положен в основу рассказа?

 

Объясните, как вы понимаете название рассказа.

 

Какова, на ваш взгляд, основная мысль рассказа?

 


 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Давайте вновь обратимся к нашим разделенным на 2 половины листкам. Первую часть «Что мне известно» вы заполнили в начале нашего разговора. Теперь я предлагаю заполнить 2 часть «Что я узнал». Какие теперь ассоциации, мысли, суждения вызывает у вас аббревиатура «ГУЛАГ».

( Участники выполняют задания и зачитывают свои ответы).

Завершить наш сегодняшний разговор мне бы хотелось строками поэтессы Анны Барковой, так же узницы ГУЛАГа.

Хоть в метелях душа разметалась,
Все отпето в мертвом снегу,
Хоть и мало святынь осталось, —
Я последнюю берегу.
Пусть под бременем неудачи
И свалюсь я под чей-то смех,
Русский ветер меня оплачет,
Как оплакивает нас всех.
Может быть, через пять поколений,
Через грозный разлив времен
Мир отметит эпоху смятений
И моим средь других имен.

Гулаг - 5 страшных букв
PPTX / 2.24 Мб

Предварительный просмотр презентации

ГУЛАГ – пять страшных букв. Составила: Гришина А.А.

Главное Управление ЛАГерей

Главное Управление ЛАГерей ГУЛАГ решал две основные задачи: изоляция и ликвидация неблагонадежных членов общества; использование их в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах.

Рост численности заключенных в 1930-е гг.

В 1934 году в В 1934 году в Союзе писателей 2500 человек. Из них репрессировано 2000…

А.И. Солженицын «…и в литературе, и в общественной жизни… одна из самых могучих фигур за всю историю России», «великий нравственник, справедливец, талант» В.Г.Распутин

Родители

Учитель Педагогом надо родиться. Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, — а с первым признаком того, что урок перестал приносить радость, — надо бросить школу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогасшим. Александр Солженицын «Люби революцию»

Участник ВОВ

Узник ГУЛАГа

«Архипелаг ГУЛАГ» Сам автор определил «Архипелаг ГУЛАГ» как «окаменелую нашу слезу», реквием русской Голгофе

Признание.

Варлам Шаламов. Человек трагической судьбы, долгие проведший в колымских лагерях.

Родители

Жизнь до…

На Колыме.

Анализ рассказа «Детские картинки» Какие чувства вызывает рассказ у читателя? Кому из героев ( Рассказчику или его товарищу) вы симпатизируете больше, почему? Попытайтесь определить какой литературный прием положен в основу рассказа? Объясните, как вы понимаете название рассказа. Какова, на ваш взгляд, основная мысль рассказа?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.