Урок литературного чтение по теме М.М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 29 March 2018

Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения SMART Notebook 11 для интерактивной доски SMART Board.

Авторский медиапродукт: дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения SMART Notebook 11 для интерактивной доски SMART Board.

Автор: Коваленко Анастасия Андреевна

Должность: студентка специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Образовательное учреждение: ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»

Предмет: литературное чтение

Тема урока: М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 2

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина;

развивать навыки выразительного чтения;

учить выделять смысловые части, составлять план рассказа;

воспитывать любовь к природе, к животным.

Задачи урока:

Образовательная (предметная):

Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:

Развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками автора и ребят;

Продолжить работу над развитием умения сравнивать составленный учащимися и данный в учебной книге план, правильно его оценивать.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развивать умение работать в группе, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Помочь ученику в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска SMART Board, Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. /Сост. Климанова Л.Ф. и др.- М.: Просвещение, 2004.

Программное обеспечение: SMART Notebook версия 10.7

Цели использования интерактивных средств, ресурсов, инструментов:

обеспечить наглядность, доступность и достаточный объем учебный информации для учащихся;

создать условия для экономии учебного времени на уроке;

наглядно представить абстрактную информацию за счет динамического показа процессов;

объединение информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

повысить мотивацию школьников к учению.

Авторские комментарии:

ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать во 2 классе на разных этапах урока. Ресурс можно пополнять, добавляя страницы с заданиями, как из учебника, так и самостоятельно составленными. Учителю рекомендуется заранее прочитать пояснительную записку. Учитель сможет не только использовать предлагаемые задания, но и составить свои, дать возможность учащимся проявить творчество и воображение.

Конспект урока

Этап

урока

Деятельность

Учителя

Деятельность учащихся

Слайд

Рекомендация к слайду

Время

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

Приветствие учителя.

   

1 мин

Актуализация знаний.

Сообщение целей и постановка учебной задачи.

- Вспомните, какой раздел мы изучаем?

- Какие произведения вы уже прочитали?

-Сегодня познакомимся с новым рассказом.

(На доске изображено неполное название «Ребята и …»).

Прочитайте название рассказа.

- А для того, чтобы нам узнать пропущенное слово, вам предстоит отгадать загадку:

Без команды в строй встают,

Отправляются на пруд.

Кто идет цепочкой длинной,

Кто так любит дисциплину?

- Рассказ называется «Ребята и утята» (учитель открывает тему урока), а написал его известный писатель М.М.Пришвин.

Знакомство с писателем (показ портрета).

- Ребята, рассмотрите изображение. Что можно сказать об этом человеке, глядя на его портрет? С этим человеком мы уже были знакомы, когда проходили его произведение. Кто сможет назвать его? («Осеннее утро»).

Краткая биография.

- Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он был агрономом, охотником. Он в окружающем нас мире открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее.

С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

Рассказы Михаила Пришвина надо читать неторопливо, внимательно, вглядываясь в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.

- Раздел «О братьях наших меньших».

Дети перечисляют произведения.

Дети читают название.

- утята.

Дети рассматривают портрет и высказывают свое мнение.

Изображения появляются путём анимации «появления» щелчком левой клавишей мыши по данным местам.

Изображения с названием появляются путём анимации «появления» щелчком левой клавишей мыши по пустому месту в названии.

Изображения с произведением появляется путём анимации «появления» щелчком левой клавишей мыши по пустому месту справа от автора.

10 мин

3.Работа с текстом до чтения.

Подготовка к первичному восприятию

- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведении?

- Кто видел маленьких утят?

-Где?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

- Что можно сказать о ребятах?

- Как их назвал рассказчик?

- Как можно назвать их по-другому?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Поэтому-то автору и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

Словарная работа.

- На интерактивной доске показаны слова, которые встретятся в рассказе. Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

- Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ.

- Молодцы! Теперь, зная значение непонятных нам слов, мы можем прочитать текст без затруднений.

- ребята и утята.

Дети делятся своим жизненным опытом.

 

Обучающиеся двигают значения к подходящим по смыслу словам.

Проверка осуществляется по соответствующей кнопке.

10

Первичное чтение

Учитель читает произведение.

Дети следят по учебнику.

   

3

Первичная проверка понимания

- Понравился рассказ?

- Как вы думаете, к какому виду его можно отнести: поучительный, познавательный или развлекательный? Почему?

- Над чем он заставил задуматься каждого из вас?

- Почему уточка так далеко устроила гнездо? Докажите строчками из произведения.

- С какой целью мальчики стали ловить утят?

- Что сказал им автор, когда увидел, что они делают? Прочтите строчку из произведения.

- Что хотел донести Михаил Пришвин ребятам и читателям?

Ученики делятся своим впечатлением.

- К поучительному.

Он учит…

- Просто так, для забавы.

- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

   

2

Физкультминутка

Бегут, бегут со двора

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

     

3

Вторичное чтение.

Работа с текстом.

Чтение текста по частям с

комментированием и озаглавливанием.

- Сейчас мы с вами будем читать рассказ по предложениям (1 абзац).

 

- О чём же говорится в первой части?

- Как можно озаглавить первую часть?

( Походу разбора каждой части рассказа, на доске появляются пункты – заглавия плана).

- Давайте попробуем изобразить её при помощи приёма «мнемотехники» на интерактивной доске.

- Давайте с вами прочитаем следующий абзац по предложениям.

- О чём же говорится во второй части?

- Как её можно озаглавить?

(записывается след. пункт плана.)

- Как вы думаете, что скажет ребятам автор-рассказчик - Михаил Пришвин?

- Прочитаем следующую часть и узнаем, что случилось с уткой, что сказал рассказчик детям.

- Кто помешал ребятам поймать утку-мать?

- Когда ребята почувствовали и поняли, что они могли причинить большое горе утке и её утятам?

- В каких словах видно, что они раскаялись в своём поступке?

- Какой радостной картиной заканчивается эта часть?

- Прочитайте ещё раз этот отрывок и попробуйте передать голосом эту радость.

- Как можно озаглавить третью часть?

– Как вы думаете, чем заканчивается встреча ребят с автором?

- Будем читать последнюю часть, чтобы узнать версию Пришвина.

Комментированное чтение четвёртой части и озаглавливание.

- Автор в заключении пишет «Радостно снял я шляпу …» Ведь можно было обойтись и без этой части. Зачем нужно заключение?

1) Чтение детьми первой части рассказа с последовательным комментированием и озаглавливанием.

Дети высказывают свои точки зрения, аргументируя свои слова предложениями из текста.

1. Утка повела утят к озеру.

Дети высказывают свои точки зрения, аргументируя свои слова предложениями из текста.

2. Мать в величайшем волнении.

Предположения обучающихся.

3. Возвращение утят.

4. До свидания, утята!

Дети перемещают фигурки в соответствующие окошки предложений.

Проверка осуществляется по соответствующей кнопке.

10

Подведение итогов

- Ребята, как вы считаете чему учит это произведение?

     

4

Домашнее задание

- Обратите внимание на доску, посмотрите, какой план мы с вами составили. Благодаря нему вы сможете составить свою «мнемотаблицу» по этому произведению в своих тетрадях.

Внимательно слушают.

   

2

 Библиографический источник: Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. /Сост. Климанова Л.Ф. и др.- М.: Просвещение, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.