Урок литературного чтение по теме М.М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения SMART Notebook 11 для интерактивной доски SMART Board.
Авторский медиапродукт: дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения SMART Notebook 11 для интерактивной доски SMART Board.
Автор: Коваленко Анастасия Андреевна
Должность: студентка специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 2
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина;
развивать навыки выразительного чтения;
учить выделять смысловые части, составлять план рассказа;
воспитывать любовь к природе, к животным.
Задачи урока:
Образовательная (предметная):
Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
Развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками автора и ребят;
Продолжить работу над развитием умения сравнивать составленный учащимися и данный в учебной книге план, правильно его оценивать.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Развивать умение работать в группе, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
Помочь ученику в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска SMART Board, Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. /Сост. Климанова Л.Ф. и др.- М.: Просвещение, 2004.
Программное обеспечение: SMART Notebook версия 10.7
Цели использования интерактивных средств, ресурсов, инструментов:
обеспечить наглядность, доступность и достаточный объем учебный информации для учащихся;
создать условия для экономии учебного времени на уроке;
наглядно представить абстрактную информацию за счет динамического показа процессов;
объединение информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
повысить мотивацию школьников к учению.
Авторские комментарии:
ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать во 2 классе на разных этапах урока. Ресурс можно пополнять, добавляя страницы с заданиями, как из учебника, так и самостоятельно составленными. Учителю рекомендуется заранее прочитать пояснительную записку. Учитель сможет не только использовать предлагаемые задания, но и составить свои, дать возможность учащимся проявить творчество и воображение.
Конспект урока
Этап урока |
Деятельность Учителя |
Деятельность учащихся |
Слайд |
Рекомендация к слайду |
Время |
Организационный момент |
Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку. |
Приветствие учителя. |
1 мин |
||
Актуализация знаний. Сообщение целей и постановка учебной задачи. |
- Вспомните, какой раздел мы изучаем? - Какие произведения вы уже прочитали? -Сегодня познакомимся с новым рассказом. (На доске изображено неполное название «Ребята и …»). Прочитайте название рассказа. - А для того, чтобы нам узнать пропущенное слово, вам предстоит отгадать загадку: Без команды в строй встают, Отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, Кто так любит дисциплину? - Рассказ называется «Ребята и утята» (учитель открывает тему урока), а написал его известный писатель М.М.Пришвин. Знакомство с писателем (показ портрета). - Ребята, рассмотрите изображение. Что можно сказать об этом человеке, глядя на его портрет? С этим человеком мы уже были знакомы, когда проходили его произведение. Кто сможет назвать его? («Осеннее утро»). Краткая биография. - Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он был агрономом, охотником. Он в окружающем нас мире открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее. С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей. Рассказы Михаила Пришвина надо читать неторопливо, внимательно, вглядываясь в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину. |
- Раздел «О братьях наших меньших». Дети перечисляют произведения. Дети читают название. - утята. Дети рассматривают портрет и высказывают свое мнение. |
Изображения появляются путём анимации «появления» щелчком левой клавишей мыши по данным местам. Изображения с названием появляются путём анимации «появления» щелчком левой клавишей мыши по пустому месту в названии. Изображения с произведением появляется путём анимации «появления» щелчком левой клавишей мыши по пустому месту справа от автора. |
10 мин |
|
3.Работа с текстом до чтения. Подготовка к первичному восприятию |
- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведении? - Кто видел маленьких утят? -Где? - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. - Что можно сказать о ребятах? - Как их назвал рассказчик? - Как можно назвать их по-другому? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Поэтому-то автору и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. Словарная работа. - На интерактивной доске показаны слова, которые встретятся в рассказе. Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? - Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ. - Молодцы! Теперь, зная значение непонятных нам слов, мы можем прочитать текст без затруднений. |
- ребята и утята. Дети делятся своим жизненным опытом.
|
Обучающиеся двигают значения к подходящим по смыслу словам. Проверка осуществляется по соответствующей кнопке. |
10 |
|
Первичное чтение |
Учитель читает произведение. |
Дети следят по учебнику. |
3 |
||
Первичная проверка понимания |
- Понравился рассказ? - Как вы думаете, к какому виду его можно отнести: поучительный, познавательный или развлекательный? Почему? - Над чем он заставил задуматься каждого из вас? - Почему уточка так далеко устроила гнездо? Докажите строчками из произведения. - С какой целью мальчики стали ловить утят? - Что сказал им автор, когда увидел, что они делают? Прочтите строчку из произведения. - Что хотел донести Михаил Пришвин ребятам и читателям? |
Ученики делятся своим впечатлением. - К поучительному. Он учит… - Просто так, для забавы. - Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь. |
2 |
||
Физкультминутка |
Бегут, бегут со двора Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.) Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.) Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.) Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.) Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.) Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.) Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.) Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.) Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.) Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.) |
3 |
|||
Вторичное чтение. Работа с текстом. Чтение текста по частям с комментированием и озаглавливанием. |
- Сейчас мы с вами будем читать рассказ по предложениям (1 абзац).
- О чём же говорится в первой части? - Как можно озаглавить первую часть? ( Походу разбора каждой части рассказа, на доске появляются пункты – заглавия плана). - Давайте попробуем изобразить её при помощи приёма «мнемотехники» на интерактивной доске. - Давайте с вами прочитаем следующий абзац по предложениям. - О чём же говорится во второй части? - Как её можно озаглавить? (записывается след. пункт плана.) - Как вы думаете, что скажет ребятам автор-рассказчик - Михаил Пришвин? - Прочитаем следующую часть и узнаем, что случилось с уткой, что сказал рассказчик детям. - Кто помешал ребятам поймать утку-мать? - Когда ребята почувствовали и поняли, что они могли причинить большое горе утке и её утятам? - В каких словах видно, что они раскаялись в своём поступке? - Какой радостной картиной заканчивается эта часть? - Прочитайте ещё раз этот отрывок и попробуйте передать голосом эту радость. - Как можно озаглавить третью часть? – Как вы думаете, чем заканчивается встреча ребят с автором? - Будем читать последнюю часть, чтобы узнать версию Пришвина. Комментированное чтение четвёртой части и озаглавливание. - Автор в заключении пишет «Радостно снял я шляпу …» Ведь можно было обойтись и без этой части. Зачем нужно заключение? |
1) Чтение детьми первой части рассказа с последовательным комментированием и озаглавливанием. Дети высказывают свои точки зрения, аргументируя свои слова предложениями из текста. 1. Утка повела утят к озеру. Дети высказывают свои точки зрения, аргументируя свои слова предложениями из текста. 2. Мать в величайшем волнении. Предположения обучающихся. 3. Возвращение утят. 4. До свидания, утята! |
Дети перемещают фигурки в соответствующие окошки предложений. Проверка осуществляется по соответствующей кнопке. |
10 |
|
Подведение итогов |
- Ребята, как вы считаете чему учит это произведение? |
4 |
|||
Домашнее задание |
- Обратите внимание на доску, посмотрите, какой план мы с вами составили. Благодаря нему вы сможете составить свою «мнемотаблицу» по этому произведению в своих тетрадях. |
Внимательно слушают. |
2 |
Библиографический источник: Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 1. /Сост. Климанова Л.Ф. и др.- М.: Просвещение, 2004.