Урок географии в 7 классе «Мировой океан — природная кладовая человечества. Разнообразие веществ в природе»
Цели: |
1)Образовательные (по географии) – закрепить знания изученного материала по теме «мировой океан»; сформировать у учащихся представления о природных богатствах Мирового океана; продолжить формирование учебных навыков работы с картой океана. Образовательные (по химии) – углубить знания учащихся об атомах, молекулах химических элементах; ввести понятия о разнообразии веществ, их распространении в природе; раскрыть значение трудов М.В. Ломоносова в области географии и химии по изучаемой теме. 2) Развивающие – развить логическое мышление, культуру речи, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, способность к формированию учебных компетенций. 3) Воспитательные – повышать интерес к изучению географии и химии, формировать у учащихся социальную и коммуникативную компетентность. |
Оборудование: |
Учебник, атлас, настенная карта океанов, таблица. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, потрет М.В. Ломоносова, иллюстрационный материал. |
Тип урока |
Бинарный интегрированный урок по географии и химии с применением ролевой игры и элементов проектной технологии. |
Ход урока:
I. Организационный момент
Слово учителя географии.
Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое государство искать чудо чудное, диво дивное. А ведь настоящим чудом является океан – уникальное творение природы.
Вы, уже знаете, что Мировой океан;
- главная часть гидросферы;
- занимает 2/3 поверхности планеты Земли (71%, 361млн.кв. км)
- движущая сила, перераспределяющая солнечную энергию по всей Земле;
- огромный природный комплекс, связанный с природным комплексом суши вода - тепло, газообменом и мировым круговоротом воды в природе;
- самая большая «транспортная сеть»;
- природная кладовая биологических, минерально – энергетических ресурсов;
Сегодня на уроке речь пойдет о природных богатствах Мирового океана и веществах, растворяемых в нем.
Урок у нас необычный по нескольким причинам:
1.Посвещен 306-летию со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова, в трудах которого освещены вопросы, относящиеся почти ко всем современным отраслям естествознания – химии, геологии, физике, биологии, географии, астрономии, металлургии, а так же истории, литературе, искусству.
2. Урок бинарный интегрированный, а это значит, что мы на уроке подтвердим межпредметные связи между такими науками естественного цикла, как география и химия.
3.Как оказалось, среди вас есть специалисты – океанологи по определенным профилям: геолог, химик, биолог и мы их сегодня на уроке заслушаем.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Что бы всем настроится на урок и быть в теме, проведен разминку « Микрофон». Каждый, получая в руки микрофон, по очереди должен назвать географический или химический термин или название географического объекта, связанного с Мировым океанам (проводится соревнование между рядами).
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель географии
Существует такая легенда:
« Было это очень давно. Создал Бог океан. И была в океане вода вкусная, холодная, прозрачная. Но повадились злые темные силы воровать воду. Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался Бог и молвил: « Пусть океанская вода будет соленой». ((Какова средняя соленость океанской воды? 35 %).
Ангелы посолили воду. Стала вода горько – соленая. Но соль растворилась в воде неравномерно: на тропиках – больше, на полюсах – меньше. А зависит это от разных факторов (Каких? от угла падения солнечных лучей, (t0), испарения, водного баланса). Чтобы в океане не погибло все живое, растворили ангелы в воде …Что? (кислород, углекислый газ). И тогда пришли темные силы за водой, зачерпнули ее, попробовали и чуть не отравились. Рассердились они и решили отомстить.
Бросили в воду камни, песок, обломки, замутили воду так, что луч света не проникал.
Утром увидели все это ангелы, забеспокоились и обратились к Богу. Он успокоил воду. Песок осел, вода снова стала прозрачная. И получило человечество ценнейший и самый распространенный минерал на нашей планете – океанскую воду».
Это легенда. Но есть и научные гипотезы происхождения воды (Какие?)
Вода океана – сокровище для химии. Предоставляется слово учителю химии.
IV. Изучение нового материала.
Учитель химии.
Мировой океан – это смесь различных веществ. Основное место среди этих веществ занимает вода. Какая формула воды? (H2O)
Вода является универсальным растворителем, поэтому в морской воде растворено много различных веществ, начиная от поваренной соли и заканчивая золотом. Эти вещества очень разнообразны, но все они состоят из определенных частиц. ( Каких?)
Из чего состоят вещества? (атомов и молекул). Еще в начале XVIIIвека М.В. Ломоносов разработал атомно – молекулярное учение, согласно которому вещества состоят из молекул, а молекулы - из атомов. Именно атом, а не молекулу, Ломоносов считал пределом делимости вещества. Атом - мельчайшая химически неделимая частица вещества.
Это точка зрения принималась многими естествоиспытателями едва ли не до конца XIX века. И только после работы Резерфорда, который создал ядерную модель атома, выяснилось, что атом состоит из более мелких частиц. Каких? (протонов, нейронов, электронов). А определенный вид атома называется… как? (химическим элементом). Куда и кем внесены и систематизированы химические элементы? (в периодическую систему Д.И.Менделеева). Учитель географии Мировой океан богат природными ресурсами: минеральными, энергетическими, биологическими, водными.
Все минералы и горные породы, которые используются человек, называется.…Как? (полезными ископаемыми)
Горные породы образуются в различных условиях и по происхождению делятся на.… Какие? (магматические, осадочные и метаморфические). М.В. Ломоносов заложил основы учения о вторичном изменении - метаморфизме
Так, известняк превращается в мрамор, песчаник – в кварцит, гранит – в гнейс. Это происходит на больших глубинах под воздействием большого давления и высоких температур (накопления) в морских бассейнах в геологическом прошлом.
Камни – немые свидетели прошлого. Доказано наукой, что камни рождаются в недрах Земли или на дне океана. Они живут и умирают. Только, в отличие от живых существ, продолжительность их жизни неизмеримо большая.
М. В. Ломоносов считал, что окаменелости и отпечатки животных и растений, встречающихся на горных породах, являются свидетельствами закономерных эволюционных изменений природы Земли ( показ горной породы с отпечатками древовидного папоротника).
Наиболее полно воззрения в области геологии и горного дела М. В. Ломоносов изложил в своих трудах «Слово о рождении металлов от трения Земли» (1757г.), « О слоях земных»(1763г.).
Учитель химии.
Именно М. В. Ломоносов впервые дал обоснование органическому происхождению всех видов топлива от одного источника – живых организмов, населявших Землю десятки и сотни лет назад. Так, он считал, что каменный уголь происходит « от лесов, которые во время великой перемены земного глобуса землею сдавлены и засыпаны были, а потом от подземного жару перетлены и через долготу времени земными соками напившись, окаменели…»
М.В. Ломоносов обратил внимание на переработку каменного угля.
Ребята, а на каких промышленных предприятиях нашего города перерабатывается каменный уголь? (на коксохимических заводах – из него получают кокс и много других веществ).
М. В. Ломоносов - великий ученый - химик. Он
- разработал атомно – молекулярное учение;
- основал механическую теорию теплоты;
- выявил зависимость между растворением металла в азотной кислоте;
- изыскал рецепты изготовления цветных стекол;
- обосновал органическое происхождение всех видов топлива;
А сейчас небольшая пресс – конференция, на которой выступят ваши одноклассники в качестве уважаемых специалистов со своими проектами о природных ресурсах. Мирового океана. От вас потребуется внимание, толерантность и вопросы по теме. V.Пресс - конференция
Выступления
Химика
Геолога
Биолога
VI. Закрепление материала.
Человек уже сумел разгадать многие тайны океана. Труднейшая работа проделана мореходами, географами, физиками, химиками, геологами, биологами и многими другими учеными и исследователями, чтобы раскрыть некогда загадочную жизнь океана.
Насколько для вас разгадан Мировой океан, узнаем проведя блиц – опрос «Верите ли вы?» (раздаем листы с утверждениями).
1 |
В Тихом океане находится самое большое по площади море. Его границами являются движущиеся по часовой стрелке морские течения, поэтому его называют « морем без берегов». Оно самое «зеленое море», так как в нем очень много водорослей – саргассов. |
Нет |
2 |
Суровые климатические условия Северного Ледовитого океана предопределяются тем, что большая часть океана круглогодично покрыто льдом |
Да |
3 |
Вода - универсальный растворитель |
Да |
4 |
В Атлантическом океане обитает доисторическая рыба целакант (латимерия), которую считали вымершей еще 70миллионов лет тому назад. |
Нет ( обитает в Индийском океане) |
5 |
Морская вода – это чистое вещество |
Нет |
6 |
Воду океана называют «жидкой рудой», так как в ней растворены все известные на Земле химические элементы |
Да |
7 |
Из морского песка успешно добывают золото, железо, олово, алмазы, и другие полезные ископаемые. |
Да |
8 |
Атомы состоят из молекулы – мельчайших химических неделимых частиц вещества. |
Нет |
9 |
Одной из особенностей своеобразного, но бедного органического мира Северного Ледовитого океана, являются гигантизм организмов. |
Да |
10 |
50% мирового улова рыбы и других морепродуктов получает человечество из вод Тихого океана. |
Да |
11 |
Ядро атома состоит из протонов и нейтронов |
Да |
VII. Итог урока
Планета Земля, большую площадь которой занимает величайшая природная кладовая – Океан – наш большой общий дом. И от того в каком состоянии человечество будет содержать его и как будет использовать природные богатства, зависит жизнь и здоровье людей.
VIII. Домашнее задание
1.Составить кроссворд « Природа районов Мирового океана»;
2. Подготовится к тематическому оцениванию;