12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана257
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, стаж работы 25 лет, девиз моей деятельности "Век живи-век учись"
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Урок русского языка в 3 классе по теме «Обобщение знаний об орфограмме согласной буквы в корне слова»

Урок русского языка в 3 Б классе (УМК «Школа 2100») ,

проведённого 21.10.2016г.

(1 четверть)

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: развитие умений находить орфограммы – букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщенное правило написания орфограмм – букв согласных в корне слова.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для закрепления умений учащихся проверять буквы согласных звуков в корне слов к обобщенному правилу и развивать умение видеть изученные орфограммы в словах;

- отрабатывать умение правописания слов с изученными орфограммами.

Воспитательные:

- воспитание у учащихся: чувств любви к родному языку и окружающему миру, уважение друг к другу, чувства поддержки и взаимопомощи.

Развивающие:

- развивать у учащихся: речь, память, мышление и мотивацию к изучению предмета.

Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные задания на карточках.

Ход урока.

Организация класса.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

- Доброе утро! Я вижу, что у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким же хорошим настроением вы будете работать весь урок. Успехов вам и удач!

Посмотрите, сколько гостей сегодня вместе с нами отправляются в увлекательное путешествие грамматики. А одна гостья грустит.

-Догадались, о ком я говорю?

-об осени

-Как вы думаете, почему она грустит? (ответы детей)

На стене в классе оформлена выставка «Осень».

Актуализация знаний.

-Каким словом обычно приветствуют друг друга при встрече?(Здравствуйте!)

-Посмотрите, какой прекрасный день! Как ярко светит «солнце»! Мне от чистого сердца очень приятно видеть вас!

На доске появляется запись:

здравсТвуйте, соЛнце, радосТно, грусТно, серДце.

- Прочитайте слова, что их объединяет? (это слова с непроизносимыми согласными). - Докажите, что слова написаны правильно.

Здравствуйте -здравие, солнце -солнышко, радостно- нет радости, грустно-грустит, сердце-сердечко.

Минутка чистописания.

- Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке.

л в д т лвдт

бп дт зс жш гк нн сс лл мм

-Что напоминает вам вторая строчка?

-парные звонкие и глухие согласные (6 пар)

-О чём вам хочет сказать вторая половина строки?

-удвоенные согласные

-Как мы можем назвать все эти буквы?(согласные)

Сформулируйте задачи нашего урока?

- мы будем находить слова с орфограммами-буквами согласного в корне, с непроизносимыми согласными звуками, парными глухими и звонкими согласными обозначать их на письме, применять общее правило правописания и вспомним написание слов с двойной согласной в корне

-Назовите тему сегодняшнего урока:

Слайд

Обобщение знаний об орфограммах согласных букв в корне слова.

Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год

Точный счёт он дням ведёт.

(Календарь.)

(Календарь – способ счисления дней в году, его называют численник.)

Учитель:

- Запишите это слово самостоятельно, выделите корень, подчеркните «опасные места». Составьте и напишите два однокоренных слова слову «календарь» (календарный, календарик).

 

- Какие слова называют однокоренными? (Слова близкие по значению, с общей частью – корнем.)

- Какое время года на календаре? (осень)

-Чтение учителем стихотворения Бунина И. «Листопад», показ иллюстрации с изображением осени или может кто-нибудь хочет прочитать стихотворение об осени.

(СЛАЙДЫ с изображением осени)

Лесточно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Посмотрите, на это разнообразие цвета листьев в осеннее время…(5 слайд)

- Сегодня на уроке русского языка мы поиграем, задания принесла нам красавица Осень.

Учитель показывает осенние листья, на обратной стороне которых даны задания.

У учителя корзина с жёлтыми листьями.

-Какая бывает осень? (золотая, ранняя, поздняя)

На СЛАЙДЕ слова: зОлОтая, ранняя, позДняя

-Какие орфограммы встретились нам в словах? Назовите проверочные слова.

(проверяемая безударная гласная в корне, удвоенная согласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне)

Физминутка.

(Мы капусту –рубим, рубим

Мы морковку-трём, трём

Мы капусту – солим, солим

Мы капусту –жмём. Жмём

И в кадушечку кладём!

Работа в парах:

На партах у вас листочки, тест.

Листы с заданием лежат у каждого ученика, у каждого свой вариант.

- Прочитайте задание и скажите, как вы будете выполнять задание.

- Нужно прочитать слова, подобрать проверочные и узнать, какая буква пишется на месте пропуска.

- Какие слова будут проверочными? (Те, в которых непроизносимый согласный слышим отчетливо).

Вариант 1. Вариант 2.

ненас … ный -…… мес … ный-…..

грус … ный - ……. капус … ный-……

радос … ный- ….. прелес … ный-……

вкус … ный - ….. интерес…ный-…..

- Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочное слово. Обозначьте орфограмму.

- Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Алгоритм.

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Подбираем слово, чтоб после согласного появился гласный.

- Докажите, что слова написаны правильно!

Работа в группах.

Осенью люди собирают урожай, осень даёт свои дары, мы так хорошо работали с листиками, что осень дала нам задание на золотых листиках.

На каждом осеннем листике слово. Подумайте, на какие группы вы можете разделиться?

(3 группы орфограмм). Назовите слова и в них орфограммы.

Сердце, местный, солнце, капустница, звёздный, участник, честный, Россия,

ссора, группа, Филипп, Жанна, аллея, коллекция, друг, мороз, сосед,варежка

сказка, записка, дорожка (в классе 21 человек - поэтому и слов столько же)

-А ещё на какие микрогруппы вы можете ещё разделиться?

Молодцы!

-Ребята, а что осенью делают люди? Почему мы так любим осень?

На слайде: арбуз, мёд, абрикос, хлеб, репка. Придумайте словосочетания к этим существительным.

Спелый арбу З…

Душистый мё..Д

Сушеный абрико ..С

Свежий хле Б..

Жёлтая ре П.. кА.

Беседа о полезной пище. Можем ли мы назвать эти продукты полезными?

-А что объединяет эти слова? (орфограмма, как проверим?)

Работа в парах.

Отгадывание кроссворда и запись слов, найти ключевое слово.

 

 

1.

м

о

р

к

о

в

ь

 
 

2.

л

и

с

т

о

п

а

д

 

е

   
 

3.

С

о

л

н

ц

е

 

4.

и

з

м

о

р

о

с

ь

   
КРОССВОРД: ( у каждого на парте)

 

Задания:

Этот овощ убирают в конце осени…

Опадание листьев у деревьев…

Осенью оно светит реже…

Существительное, образованное от глагола – моросить…

Ключевое слово: осень

 

Взаимопроверка (с доски – презентация)

У нас в школе проходит декада русского языка и литературы. Решите анаграммы, переставив буквы на свои места.

Зубака – к ростимуд пенькасту.

Кев вижи – евк усьич.

Чиколн лоде – йлягу месло.

Итог урока.

На уроке я видела, как работал каждый из вас. Я хочу, чтобы сегодня вы сами оценили себя.

РЕФЛЕКСИЯ. Мы знаем, что осенью птицы улетают в тёплые края.

Какой птицей вы сегодня были на уроке? (воробышек, … орёл)

Итоги:

- Как проверять слова с разными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова? А двойную согласную в корне слова - будем проверять ?

(нет, запомнить)

Д/з упр. 99

 

Ресурсы:

1http://proxy12.media.online.ua/uol/r3-f06df3b708/55e67e7fc8d8c.jpg букет листьев

2.http://fanread.ru/img/g/?src=10199600&i=10&ext=jpg арбуз

3.http://ratsionpitaniya.ru/wp-content/uploads/2015/09/%D1%83%D1%80%D1%8E%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0-%D0%B8-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4.jpg абрикос сушёный

4.http://static7.depositphotos.com/1040166/775/i/950/depositphotos_7757948-Fresh-wheat-bread.jpg свежий хлеб

5.https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%B6%D1%91%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fvsadulyvogorode.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F03%2Frepa.jpg&pos=52&rpt=simage репка

6.http://diabetsaharnyy.ru/wp-content/uploads/2016/04/z18iPKZCXJ.jpg мёд

7.http://www.veils.ru/wa-data/public/shop/products/88/54/5488/images/7949/7949.970.jpg листья с дубом

8.http://nsc.1september.ru/2006/24/2.gif посадка при письме

9.http://dou-shkola.ru/local/cache-vignettes/L200xH200/arton3390-7eddc.jpg девочка правильно сидит за партой

10.http://ruemcenter.ru/sites/default/files/news/osen.jpg осень

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.