12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пахомова Татьяна Петровна310
Работаю в Гимназии №24.преподаю биологию.У каждого педагога есть свои "изюминки", поэтому буду рада познакомиться с опытом других коллег, рада, если кому-то пригодятся мои материалы. Люблю путешествовать, общаться с друзьями.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
7

Урок по теме «Охрана природы и основы рационального природопользования» (9 класс)

 Пояснительная записка.

Урок посвящен  важной и злободневной теме настоящего времени – проблеме Твёрдых Бытовых Отходов. Он не случаен, так как завалены мусором придорожные леса, леса и овраги у села. “Благо цивилизации” пополняет растущие свалки как грибы. Поэтому вопрос, что делать с этой массой отходов становится всё острее.

Сжигать – недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Значит нужно развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать подростков в различные виды деятельности.

Среди учащихся проведено:

Анкетирование “Что дети знают о природе и как хотели бы ей помочь”

Месячник, посвящённый проблеме ТБО, в который включены мероприятия для учащихся в разнообразной форме.

Субботники по  благоустройству территории города.

На территории Архангельской области сконцентрирован ряд предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Серьезной  экологической  проблемой  области остается проблема хранения, переработки, утилизации и обезвреживания твердых производственных и бытовых отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых бытовых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного.

По данным Комитета экологии Архангельской области, к основным экологическим проблемам в Архангельской области относятся сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, загрязнение атмосферного воздуха городов, в том числе выбросами от автомобильного транспорта, и водных объектов в результате неудовлетворительного состояния очистных сооружений.
На территории региона выявлено более 300 объектов размещения отходов.
Невероятный рост численности автомобильного транспорта в последние годы также играет свою негативную роль в загрязнении воздуха, особенно в столице Поморья. В этой связи необходима работа по изменению транспортных потоков в городе и использование электрических видов транспорта, от которых, как известно, Архангельск отказался.

Тема бытовых отходов не теряет своей актуальности уже не одно десятилетие. Эта экологическая проблема послужила темой не для одной диссертации или кандидатской, но, несмотря на это, проблема  остается  нерешенной  и  по сей день.

Мы попытаемся сегодня взглянуть на эту проблему с другой стороны, применив  более оптимистичный подход, нежели реалистичный, добавить немного юмора, фантазии и ... любви к природе.

Содержание.

 I.  Введение…………………………………………………………………………………………..............5

 II. Формирование проблемы, затруднения…………………………………………….……..……6

III. «Золотые россыпи» помоев…………………………………………………………………….........................................7

IV. Викторина  « Проверка знаний о ТБО»……………………………………………………….....8

V. История появления  мусора на  Земле…………………………………………………………....9

VI.Практическое задание «Сортировка мусора - заглянем в мусорное ведро»………………………………………………………………………………………………..................10

VII. Пути решения экологических проблем………………………………………………….......10

VIII. Практическое задание. «Уменьшим количество отходов»…………………………..11

IX. Мозговой штурм "Мусору — вторую жизнь!"……………………………............................................................................11

X. Не спешите выбрасывать свое будущее (отходы)………………...………………………….11

«Устами младенца»

XI. Мастер - класс «Повторное использование отходов»…………………………………......13

XII.Анкета « Проверь свой экологический след»……………………………………………....  ..13

XIII.Игра «Из отходов в доходы»…………………………………….…………………………...........  13

XIV. Экологический форум...................................................................................................... 14

XV.Рефлексия занятия......................................................................................................15

XVI. Подведение итогов........................................................................................................18

                           Стали люди сильными, как боги,

                        И судьба Земли у них в руках.

                     Но темнеют страшные ожоги

              У земного шара на боках.

                 Мы давно освоили планету,

                Широко шагает новый век.

                    На Земле уж белых пятен нет,

                 Черные сотрешь ли Человек?

А. Плотников.

Цель :создание условий для повышения экологической культуры среди учащихся гимназии.

Задачи:

·         Привлечь внимание учащихся к актуальным экологическим проблемам своего родного города и расширить представление детей об экологической безопасности;

·          Формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;

·         Способствовать участию гимназистов  в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности.

Подготовительный  этап:

·         Создаём инициативную группу, проводим обучение и подготовку по заданной теме.

·         Выбираем ведущего из инициативной группы

·          Делим класс  на 5-6 групп (групповая  форма работы)  и распределяем  материалы между ведущим

·         Делаем слайд-фильм  о  загрязнении  окружающей среды.

Форма проведения: игра - путешествие.

 Оборудование:

Фотографии дикой природы, городские пейзажи, иллюстрации, виды современных европейских городов.

·         Моделированные отходы (разные виды отходов, собранные в ведре и запечатанные),

·          Технические  средства обучения  (компьютер, проектор, презентация «Так жить нельзя»),

·          Фломастеры, ватман, раздаточный материал (конверты с заданиями для конкурсов)

Высказывания знаменитых людей: (на доске)  

1.   Главной целью прогрессивной технологии является нахождение способа производства полезного из отбросов  (Д. И. Менделеев).

2. «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Антуан де Сент –Экзюпери).

3. Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно,  закладывается у нас с детства (И. Соколов – Микитов).

4.  Охрану природы я считаю делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины (Л. Леонов).

5. Вы ответственны за то, что вы можете изменить. Но изменить вы можете только свое отношение. Здесь лежит ваша ответственность (Н. Махарадж)      

6.  Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!  Е.Евтушенко.

Законы экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Участники: учащиеся 9  «Б» класса МБОУ Гимназия  №24.

Ход мероприятия.

I.  Введение (Показ видеофрагмента).

У нас у всех есть свой дом, и каждый из нас хочет, чтобы его дом был чистым и безопасным.

Скажите, ребята, что вы считаете сейчас свои домом?

А что вы будете считать своим домом, когда поедете учиться в другой город?

А когда вы находитесь в другой стране – ваш дом это – (Россия.)

А что, считают домом космонавты, которые находятся на орбите. (Планета Земля.)

Земля – наш общий дом, который превращается в огромную свалку.

Моя планета – человеческий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!

II. Формирование проблемы, затруднения.

До обозначения темы занятия школьникам объявляю задание.  Сегодня у нас не совсем  обычное мероприятие. Перекус в современном мире – это картина характерная для повседневной нашей жизни.

 Сначала мы с вами устроим перекус (на этом этапе ребятам в группах разрешается устроить не большое чаепитие, для снятия нервного напряжения и перехода к основной части мероприятия).

Оговариваем время этого этапа 5-8 минут. Каждая группа формирует свои отходы отдельно. Напоминаем ребятам, что это занятие в виде  соревнования.

Звенит звонок – это конец первого этапа. Подводим итоги, у какой группы меньше всего отходов.

 Ведущий демонстрирует различные упаковки, оставшиеся от перекуса. Вопрос на стадии осмысления проблемы: «Куда исчезает  упаковка, если  содержимое  съедено?»  (обсуждение)

Делает в вывод, значит мусор – это повседневные отходы, которые сопровождают человека в повседневной жизни.

Классный руководитель. С каждым днем экологическое состояние планеты становится тревожнее. Идут климатические изменения, приближается глобальное потепление, которое приведет к непредсказуемым последствиям.  Землетрясения и цунами делают чудовищные вещи уже наяву. В неспокойное время мы живем, и тем требовательней должны относиться к себе, стараясь сберечь то, что у нас есть и чтобы подрастающему поколению тоже можно было бы прожить свою жизнь достойно, в нормальных человеческих условиях. Все мы сегодня выкидываем огромное количество различного мусора, поэтому наш разговор  посвятим проблеме переработки отходов. Решение этой проблемы может стать делом жизни, принести материальное благополучие и даже прославить человека на весь мир.  В наше время загрязнение окружающей нас среды достигло ужасающих масштабов. И отдельного внимания заслуживает вопрос: что же делать с  тоннами  мусора? Как спасти свой город от превращения в большую мусорную свалку? На сегодняшний день в городе стоит острая проблема – утилизация отходов,  давайте  разбираться в этой глобальной проблеме и попытаемся предложить пути решения этих вопросов.

III. Групповая  форма  работы  «Золотые россыпи помоев».

Девиз: «Чистота в нас и вокруг нас»

Обсудите в группе и напишите / изобразите на листе бумаги, то, что люди обычно выбрасывают в мусорное ведро ежедневно – 3 мин.

( Подготовленный  плакат или  распечатка)

  Человек выбрасывает ежедневно около килограмма ненужных ему предметов: коробки, мешки, банки, бутылки, одежда, остатки еды. ежедневно выбрасывает человек. В среднем это 30% пищи, 30% бумаги, 3% пластика,4% металла, 3% дерева, 5% тканей и 25% всего остального (резина, стекло и т.д.).

Группа экспертов (3-4 чел.) вырабатывает критерии  и оценивает работу команд (эксперты тоже получают раздаточные материалы).

·         Ведущий .Что вы съедите быстрее – банан или кусок жареного мяса?

Так и в Природе, маленькие микроорганизмы способны по-разному «съесть мусор», то есть переработать его до простых и безвредных элементов. Мы бросаем в лесу, на берегу озера или в речку, концентрируем на свалках свои отходы, не задумываясь, а что с ними будет? Вы сейчас сами попробуем определить, что будет происходить во времени с  выброшенными вещами.

·         Задание группам  «Сортируем мусор – бережем природу».

1 группа «Пессимисты»

Получает информацию о разложении некоторых видов мусора.

Сроки разложения некоторых видов мусора

Пищевые отходы  - до 1 месяца

Бумажные салфетки – 1 месяц

Бумага – 1 год

Картон плотный – 2 года

Крупные ветки – до 10 лет

Железные обожженные банки – 10 лет

Жестяная банка – 90 лет

Пластиковые бутылки, ПВХ, ПЭ – более 100 лет

Твердый пластик – 500 лет

 Алюминиевые банки – 500 лет

Стекло – более 1000 лет

2 группа - «Строители из будущего»

 Представьте себе, что  вы строители 2101 г. Вы строите новый жилой квартал в районе Красного села (это ближайший пригород Санкт-Петербурга),  где в наше время располагаются садоводства. Расскажите о своих археологических находках.

Группа получает информацию о разложении некоторых видов мусора.

   3 группа «Экологи»

Вы ученые экологи. Проведите экскурсию по экспозиции из мусора (плакаты с мусорными корзинами всех групп), с рассказом о том, как можно вторично использовать эти материалы или переработать без ущерба для окружающей среды.

   4 группа «Государственные чиновники»

Обсуждают, кто же виноват в том, что так много мусора (напр.  дворники  - плохо убирают, заводы – не перерабатывают отходы…), и как исправить ситуацию без особых материальных затрат.

Вывод. Задумайтесь над этим:Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, 97%- идёт в отходы. 80% - мусора – это твёрдые бытовые отходы. Каждый житель города в среднем производит 300 кг.  мусора. Собрав 30 кг.  макулатуры, можно спасти от вырубки одно дерево.

IV. Викторина   « Проверка знаний о ТБО».

·          Что составляет большую часть  мусора,  загрязняющего  Землю  :  (Бумага)

·         -Полиэтиленовый пакет, брошенный в лесу, пролежит без изменения: (более 100 лет) -

·         - Выброшенную в лесу бумагу съедят микробы за:  (1–2 года)

·         - В каком году был принят первый закон обращения с мусором:  (примерно 2500 году до н.э).

·         - Кокой вид отходов можно полностью переработать:  (стекло, пищевые продукты)

·         - Какой вид отходов если закопать их в земле, то они не перерабатываются: (стекло)

·         Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? (Нью-Йорк.)

·         - Какую страну называют мусорным ящиком Европы? (Британию.)

·         - Есть ли наука, которая занимается мусором? (Да,  есть.  Это ГАРБОЛОГИЯ  –  мусороведение.)

V. История   появления  мусора  на Земле  (Презентация).

·           Примерно 2500 лет до н.э. Власти Афин (Греция) приняли первый, в истории дошедший до нас закон, который устанавливал правила обращения с мусором. Гражданам было предписано вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты.

·           1031 год. Первый в истории пример начала переработки мусора. В Японии старая бумага собиралась и перерабатывалась в новую.

·         1400 год. Французский хронист сообщил, что горы мусора вблизи стен Парижа по высоте были примерно равны высоте ворот.

·         1776 год. Мусор на службе войны. После начала войны за независимость США власти североамериканских колоний, испытывавших дефицит военных материалов, начали кампанию по сбору и утилизации отходов. Сбор металлических отходов, которые шли в переплавку, был впервые объявлен патриотическим долгом.

·         1874 год. Первая попытка производства энергии из мусора. В городе Ноттингем (Англия) начал действовать первый "деструктор" - паровая машина, частично использующая в качестве топлива горючие отходы.

·         1935 год. В США начато производство напитков в алюминиевых банках. Изначально банка весила 85 граммов, впоследствии - 14 грамм. Алюминиевые банки заметно увеличили количество мусора.

·         1948 год. В мире началась эпоха замороженных продуктов, что также привело к увеличению мусора.

·         1973 год. В США запатентована пластиковая бутылка.

·         2008 год. По оценкам консалтинговой фирмы в 2007 году в мире было произведено 2.08 млрд. тонн мусора. Для сравнения, ежегодно в мире производится примерно 2 млрд. тонн зерна и около 1 млрд. тонн стали.

VI. Практическое задание « Сортировка мусора - заглянем в мусорное ведро».

Цель: привить навык сортировки отходов.

Дети должны рассортировать по контейнерам с кодовым цветом предложенные отходы.

·         белый  – для бумаги

·         голубой – пищевые отходы

·         красный – металлы

·         зеленый – пластмассы

·         желтый  – стекло

·         фиолетовый  – дерево

2. Применение новых технологий: (на примере рассортированных отходов)

а) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;

б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;

в) пластмассу переплавляют и изготовляют “синтетическую древесину”;

г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;

д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;

е) источник энергии (электростанции на мусоре, но обязательно наличие электрофильтров).

Кроме этого предложены и внедряются сотни других промышленных методов.

Вывод.Для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовать муниципальные службы, при участии местного населения, которым являемся и мы с вами.

Вопрос: Почему нельзя смешивать отходы?  (Приложение 1)

Бытовые отходы нужно сортировать, так как это облегчает их вторичное использование или переработку.

VII. Пути решения экологических проблем.

«Ничего не исчезает бесследно»  означает, что мусор и другие загрязняющие бытовые отходы в действительности никуда не исчезают.

Существует общепризнанная в мире система по борьбе с отходами, которая называется по – английски   RRR: reduce (предотвращение появления отходов)

Reuse (вторичное использование вещей)

Recycling (переработка отходов)

Пути решения проблем с бытовыми отходами – это

- предотвращение появления отходов (от одноразовой к многоразовой таре)

- повторное использование бытовых отходов (садить цветы, делать поделки и т.д.)

- переработка отходов в качестве вторсырья (строительный лом- строительство дорог)

Какие пути решения проблем с бытовыми отходами нам доступны? (1 и 2 пути решения проблем)  (Приложение 2)

VIII. Практическое задание. «Уменьшим количество отходов»

Предлагаем ребятам придумать эко-сумку. Изобразить эскиз  эко-сумки и подсчитать,  сколько  можно  сэкономить в  денежном  эквиваленте  при использовании  этой  сумки  семьёй.

 (Расчётный  период  -  1 год.  Среднестатистический россиянин в месяц использует до 15-20  полиэтиленовых  пакетов.  В  год эта  цифра увеличивается  до 240 пакетов.  Средняя  стоимость полиэтиленового  пакета  равна  2-5 рублей,  значит,  в  месяц  сумма  составит -  40-100 рублей, а в год 480-4200 рублей.  Эти деньги  можно потратить на приобретение необходимых  вещей,  а  не  выкидывать  на  свалку).

IX. Мозговой штурм "Мусору — вторую жизнь!"
Из мусора предложить востребованную продукцию. Для обсуждения предлагается обычная пластмассовая бутылка.  Предложенные идеи записываются на доске. Учащиеся делают прогноз, какие идеи будут востребованы у населения, какие они сами будут использовать в своей жизни, учебе, отдыхе. Презентация "Мусор – тоже ресурс".

X. Не спешите выбрасывать свое будущее (отходы) «Устами младенца»

Ведущий загадывает загадки о бытовых отходах, ребята пытаются их отгадать, побеждает самая внимательная и самая опытная команда.

 (Задание  «Определить о каких бытовых отходах идёт речь»). Задание выполняем в виде веера.

·         БУМАГА

-Была изобретена в 105 году н.э.

-Волокнистое вещество, которое иногда изготавливают из ветоши

-Используется в технике папье-маше

-Мокнет в воде, но не растворяется в воде

-Время распада 2-3 года

-Ежегодно европеец потребляет 130 кг

-В 875 году нашей эры в Китае  стала использоваться в гигиенических целях. До этого момента она была слишком дорогой.

-При повторной  переработке  1тонны сохраняется 17 деревьев

·         ПЛАСТМАССА.

-Первая  была получена английским металлургом и изобретателем Александром  Парксом  в 1855 году

- Родственник жевательной резинки

-При сжигании выделяются токсичные вещества

-Разлагается пластик за 100—200 лет.

-Нужно 9 литров нефти для изготовления 1000 шт. этого

- 4 из 5 сумок для продуктов сделаны из этого

- Супер лёгкий

- Многое в классе состоит из него

 

·         Стекло.

- существовали в Египте уже 5 тысяч лет назад

-Природой создано естественная горная порода - Обсидиан 

-Может при воздействии переходить из жидкого  в  твёрдое состояние и обратно

-Применяется в разных сферах человеческой деятельности: от строительства, изобразительного искусства, оптики, медицины

-При всех положительных качествах очень  хрупкое

-Изготавливают из речного песка

-Перерабатывается в земле 1000 лет

- Некоторые из нас его едят за обедом

-В сказке Пушкина  «Мёртвая царевна»

·         НАВОЗ.

-Когда его высушат, то его называют кизяк

-Использует за место дров 

-Из него вырабатывается газ метан, который применяют для отопления помещения

-Иногда  из него изготавливают бумагу

-Из него в Японии делают бензин

-В Африке жук скарабей из этого катает комок, а детёныши скарабея это ест

-Эффективнее выносить и использовать его зимой

-Не требует переработки человеком

·         МЕТАЛЛ.

-В основном он твёрдый, но может быть жидким

-Его любят носить девчонки

-Человек узнал о нём уже 3000 лет назад

-Его вручают победителям

-Чтобы добыть 1 грамм этого нужно использовать 1000 литров морской воды

-Его любят гномы

-Некоторые люди строят дома без этого

-Разлагается в земле за 100 лет

-В произведении Бажова «Хозяйка медной горы»

XI.  Мастер - класс  «Повторное использование отходов»

Ребятам предлагается под руководством инструкторов выполнить работу по изготовлению  игрушки и держателя для бумаги из бытовых отходов.

XII.Анкета «Проверь свой экологический след»  (Приложение 3).

XIII. Игра: «Из отходов в отходы»   (Приложение 4).

Давайте очистим нашу поляну, сортируя мусор по немецкой технологии. (Участвуют 4 ученика, у каждого контейнер определенного цвета.)

XIV. Экологический форум»   (Приложение 5).

Классный руководитель. Согласны ли вы, ребята, что проблема переработки отходов сегодня стоит достаточно остро? В чем вы видите ее проявление?

Примерные ответы детей:

Мусор сваливается в общие контейнеры, вывозится за город, а что творится на свалках, страшно даже представить.

Часто видим, как сжигают мусор прямо во дворах, в основном, это строительный мусор, отходы после ремонта, старая мебель.

Особенно остро это чувствуется осенью, когда жгут сухую листву - все просто задыхаются!

Конечно, согласны, каждый день родители просят  выносить мусорное ведро.

Классный руководитель. Как вы относитесь к раздельному сбору мусора? Достаточно ли у вас экологической сознательности для этого? (Ответы детей.)

Хотели бы вы дома иметь урну с червяками? (Ответы детей.)

Ученые придумали пластик, который расщепляется в почве за несколько недель. Что можно делать из такого пластика, как вы думаете? (Различные одноразовые вещи.)

Классный руководитель. В развитых странах переработка отходов - это выгодный бизнес (сообщения учащихся). Вдохновило ли кого-нибудь из вас это благородное занятие? (Дети высказываются.)

Закончить обсуждение мне хотелось бы таким фактом: в 2012 г. в России из вторичного сырья было извлечено более 4 т золота. Хочется верить, что вашему поколению удастся извлечь все золото из отходов, а значит сберечь природу для будущих поколений.

 

Что может каждый из вас? (записываем на доске)

- старайтесь использовать многоразовую тару.

-одежду, из которой ты вырос, отдай, нуждаемся или отдай в красный крест, ломбард.

-не выбрасывай игрушки и книги их можно обменять или отдать.

-собирай макулатуру, сдавай её в пунктах приёма.

-старайся не пользоваться пенопластом, он практически не разлагается в природной среде.

XV.  Рефлексия занятия.

Что можете сделать вы, чтобы отходов стало меньше: (закончите предложения):

·         Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из… (переработанной макулатуры).

·         Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).

·         Не покупай больше, чем (может понадобиться тебе).

·         Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).

·         Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ... (ее выбрасывать).

XVI Подведение итогов. Просмотр презентация «Так жить нельзя»,

Классный руководитель. Понравился ли вам сегодняшнее занятие? Что  больше всего запомнилось? Кто вас удивил?  (Ответы детей.)

В заключении хочется вспомнить одну крылатую фразу: “Хочешь изменить мир – начни с себя”. Занятие закончено, желаем вам удачи.

Домашнее задание: ( на выбор).

·         Сделать обзор литературы и сообщить о других методах применения твердых бытовых отходов.

·         Выпустить буклет  «Это должен знать каждый».

·         Составить памятку  местным жителям, для организации раздельного сбора мусора.

·         Изготовить листовку на тему “ Земля – не свалка!”

                                                     Литература.

1.Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006. № 1-2.

2.Высоцкая М.В. Мусор: что с ним делать? (Внеклассное мероприятие) // Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. – Волгоград, 2010. – С.15-30.

3. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? М.,1995

4. Кострюкова Т. Н., Мусорознайка [Текст] (игровое мероприятие для учащихся 4-5 классов о том, откуда берется мусор и как его правильно утилизировать) / Т. Н. Кострюкова  // Читаем, учимся, играем. - 2011. - N 9. - С. 93-95: ил.

 5. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2-х т. М.: Мир, 1993.

6. Об охране окружающей среды: федеральный закон. М.: Юрайт, 2006.

7. Ресайклинг: руководство для потребителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.best.COM/~dillon/recycle/index.HTML

8.   Черп О.М., Виниченко В.Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. М.: Эколайн, 1996.

Приложение 1.

1.Пути утилизации отходов.

        Группа отходов

Проблемы утилизации

Пути решения

ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ

Рассадник микробов.

При сжигании выделяют диоксины.

Отдать на корм скоту.

Хорошее органическое удобрение.

БУМАГА

Для обеспечения нужд одного человека в год требуется 300 деревьев.

Производство бумаги  сопровождается загрязнением  воды, воздуха.

Сдавать макулатуру.

Экономить бумагу.

ПЛАСТМАССЫ

При сжигании выделяются яды.

Препятствуют газообмену в почве и водоёмах.

Покупать товары в многоразовой упаковке.

 

ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ

При разложении и сжигании выделяют яды.

Ограничить использование данных отходов.

МЕТАЛЛЫ

Производство металлов очень энергоёмко.

Сдавать алюминиевые банки.

 

Приложение 2. Пути решения проблем мусора:

·         Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов, общая свалка должна находиться за пределами поселений, не в водоносной зоне.

·         Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах жилой зоны.

·         Контроль со стороны Администрации за процессом вывоза мусора в установленное место. Установка штрафов за нарушения.

·         Отчисление предпринимателями и предприятиями денежных средств за использование местной свалки.

·         Сортировка мусора при его сборе на разные виды для последующей переработки.

·         Замена пластиковой тары на тару, пригодную для последующей переработки.

·         Воспитание культуры поведения - каждый должен помнить: "Чисто не там где метут, а там, где не сорят". Воспитывать культуру надо с раннего детства в семье. В школе необходимо ввести уроки экологии.

Государству выделять больше средств на разработку решения задач по проблеме утилизации мусора.

Приложение3.Анкета «Проверь свой экологический след»

Вопрос

Баллы

Бумага

 

Вы регулярно покупаете новые книги и газеты

10

Вместо того чтобы покупать книги и газеты, Вы заимствуете их у друзей (берете в библиотеке)

5

Вода

 

Вы часто принимаете ванну, используете посудомоечную машину, стираете под струей воды, чистите зубы при незакрытом кране

5

Вы в основном, принимаете душ, стараетесь расходовать меньше воды для бытовых нужд

1

Транспорт

 

Вы, в основном, используете общественный транспорт, ходите пешком, перемещаетесь на велосипеде

10

Вы, в основном, используете автомобиль

75

Электроэнергия

 

Вы используете, в основном, стандартное оборудование, приборы часто включены, даже когда на используются, включен режим «Standby

50

У Вас установлено энергоэффективное оборудование, которое включено, только когда необходимо

2

Отходы

 

Вы производите немного отходов, отправляете во вторичную переработку все, что возможно, используете многие вещи вторично, стараетесь покупать товары с меньшим количеством упаковки

30

Ничего из Ваших отходов не отправляется на переработку

100

Отопление

 

Вы поддерживаете тепло в своем доме, используя дополнительные обогревательные приборы, стены и окна не утеплены

45

Вы обогреваете свой дом умеренно, окна, стены и двери прекрасно изолированы и не происходит потерь тепла

10

Пища

 

Вы употребляете продукты, в основном, произведенные в Вашем регионе / стране. Очень мало остатков пищи попадает в отходы

32

Вы потребляете много продуктов питания и не обращаете внимания на то, где пища произведена

100

Отходы

 

Как минимум, один раз в году Вы летаете в отпуск  на самолете

65

Вы обычно проводите отпуск недалеко от места проживания

10

Подсчитайте сумму баллов

 

Сколько планет нужно, чтобы поддерживать Ваш образ жизни?

100 баллов – 1 Земля

200 баллов – 2 Земли

300 баллов  - 3 Земли

400 баллов - 4 Земли

Эти баллы отражают только экологический след от Вашего личного потребления и образа жизни. Но многое зависит от того, как в целом работает экономика. Поэтому мы могли бы увеличить количество баллов, как минимум, еще на 50%

Приложение 4.  Игра  «Из отходов в доходы»

В Германии  внедрена система раздельного сбора и сортировки отходов.

Существует 4 вида контейнеров:

1. Серый – бумага, газеты, журналы, картон.

2. Желтый – банки, бутылки, пластик, металл.

З .3еленый – пищевые отходы.

4. Черный – опасные отходы.

Каждый житель может сделать выбор: разложить по отдельным контейнерам, либо сваливать все вместе, но тогда плата за несортированный мусор в 5 раз выше.

Приложение 5. Экологический форум ( сообщения учащихся).

1. Проблема утилизации мусора актуальна для всех стран. Создавались полигоны для мусора, строились заводы для сжигания мусора, но эффективность подобных методов невысока: в атмосферу выбрасывались токсичные вещества. Во многих странах существует особая система сбора бытовых отходов. Обычно используют отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, опасных веществ. Это экономит средства и энергию при их переработке. Отдельные виды мусора не уничтожаются, а перерабатываются в полезные вещи. Австрийские ученые выяснили, что рацион овцы на 60% может состоять из бумажного мусора, насыщенного питательными веществами. Химики доказали, что добавление в асфальтную массу пластика улучшает качество дорожного покрытия. Асфальт не растрескивается от холода, не размягчается от жары.

2. Япония – единственная страна, где принят закон об утилизации домашней техники – телевизоров, стиральных машин, кондиционеров, холодильников. Потребитель неукоснительно исполняет закон, а компания – производитель оплачивает утилизацию. Мы относимся к отходам, как к ресурсам - 16% закапывается в землю, 34% сжигается, 50% имеют вторую жизнь.В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. С каждым годом в регионах страны растут свалки в лесных массивах, вдоль дорог, у водоемов и т.д. Парадокс современной жизни состоит в том, что чем лучше мы живем, тем больше накапливается отходов. Причины этого: повышение уровня жизни, позволяющее еще пригодные к использованию, но немодные вещи заменять новыми; увеличение объема товаров одноразового использования; увеличение количества упаковочных материалов. С одной стороны, памперсы, пластиковые бутылки и пластиковые пакеты удобны, но гораздо более вредны для окружающей природы. Чтобы разложился памперс нужно 500 лет.

3.Проблема избавления от мусора наиболее остро стоит в крупных городах. Оптимальное решение этой проблемы – строительство комбинированных мусороперерабатывающих заводов. Так, например, уже сегодня из изношенных автомобильных покрышек получают широкий ассортимент строительных материалов, пользующихся спросом у покупателей. Мы видим, как наш город с каждым днем преображается: возводятся новые микрорайоны, открываются культурно-развлекательные центры, рынки замещаются торговыми комплексами, но вот мусора вокруг нас не становится меньше.  

Опубликовано


Комментарии (4)

Сидорова Зоя Григорьевна, 12.02.17 в 11:47 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна!
Спасибо большое за открытость, за то, что Вы так щедро поделились с нами своими наработками!
Творите дальше с таким же успехом!
Всего доброго!
Зоя.

Пахомова Татьяна Петровна, 12.02.17 в 11:51 1Ответить Пожаловаться
Зоя Григорьевна! Большое спасибо за оценку моих работ!Стараюсь, люблю свою работу, детей, главное было время и здоровье!
Пахомова Татьяна Петровна, 12.02.17 в 11:51 1Ответить Пожаловаться
Зоя Григорьевна! Большое спасибо за оценку моих работ!Стараюсь, люблю свою работу, детей, главное было время и здоровье!
Пахомова Татьяна Петровна
Комментарий был удалён пользователем 12 фев 2017 в 11:51
Сидорова Зоя Григорьевна, 12.02.17 в 14:26 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна!
С удовольствием читала Ваши работы!
Спасибо!
Зоя.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.