12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Попова Анастасия Викторовна75 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Комплексно-тематическое планирование «ЕН.02 Экологические основы природопользования»
БПОУ ВО«Череповецкий химико-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ: «_____»____________ 2018 г.
Зам. директора по УР ___________________ /Н.И. Сулейманова/
Перспективно – тематический план по ЕН.02 Экологические основы природопользования
на 2018 – 2019 уч. год
18.02.03 Химическая технология неорганических веществ
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
По завершении изучения курса – дифференцированный зачет.
Преподаватель: Попова Анастасия Викторовна
г. Череповец
2018 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 18.02.03 Химическая технология неорганических веществ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 831 от 2014 г.).
18.02.03 Химическая технология неорганических веществ
№ зан./ общ. час. | Тема занятия Содержание | Задачи урока | Планируемые результаты (УДД) | Демонстрации Наблюдения | Мониторинг знаний обучающихся | Вид внеаудиторной раб. (в т. ч. дом. зад.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема 1. Основы экологии | ||||||
Факторы среды. Атмосфера - как основная среда жизни | - формирование умения оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. -формирование знаний о видах и классификации природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; принципах и методах рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; | Умение анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; Знания видов природных ресурсов в зависимости от признака классификации; Понимание принципов и методов рационального природопользования; | Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник | Устный ответ | Реферат «Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду г. Череповца»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | |
Водная и почвенная среды обитания | Устный ответ | |||||
Организмы как среда обитания | Проверочная работа | |||||
Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем | Устный ответ | |||||
Популяция и ее основные характеристики. Учение В.И. Вернадского. | Самостоятельная работа | |||||
Природопользование как сфера общественно-политической деятельности | Устный ответ | |||||
Практическая работа № 1. Приспособительные формы живых организмов. | Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | |||
Контрольная работа №1. Основы экологии | Контроль знаний по теме | Задания КР | Контрольная работа | |||
Тема 2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда | ||||||
Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы | - формирование умений: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - формирование знаний: основные источники и масштабы образования отходов производства; - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; | Умение правильно и точно анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; Понимание причин возникновения экологических аварий и катастроф; Знание источников отходов производств и умение оценить масштаб потенциального ущерба для окружающей среды; Знание основных источников техногенного воздействия на биосферу, понимание принципов промышленной очистки газовых выбросов, стоков и твердых отходов; | Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник | Проверочная работа | Реферат «Глобальные экологические проблемы современности»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | |
Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. | Устный ответ | |||||
Проблемы отходов | Самостоятельная работа | |||||
Биоритмы организмов | Устный ответ | |||||
Практическая работа № 2.Определение концентрации углекислого газа в аудитории. | Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | |||
Практическая работа № 3. Экосистема города на примере лесопарка. | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | ||||
Контрольная работа №2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда | Контроль знаний по теме | Задания КР | Контрольная работа | |||
Тема 3. Рациональное природопользование | ||||||
Принципы рационального природопользования | - изучить принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; - правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; - принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; | Понимание принципов размещения производств различных типов и умение оценить потенциальный вред для окружающей среды; Понимание принципов и методов рационального природопользования; | Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник | Устный ответ | Реферат «Утилизация отходов»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | |
Наука в природопользовании. Перспективы развития энергетики | Устный ответ | |||||
Охрана окружающей среды | Самостоятельная работа | |||||
Ресурсы Мирового океана | Устный ответ | |||||
Рациональное использование и охрана лесов | Устный ответ | |||||
Экологический мониторинг | Самостоятельная работа | |||||
Правовые и социальные аспекты экологии | Проверочная работа | |||||
Практическая работа № 4. Автотранспорт –основной загрязнитель биосферы городов | Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | |||
Практическая работа № 5. Экологический мониторинг берега реки. | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | ||||
Контрольная работа №3. Рациональное природопользование | Контроль знаний по теме | Задания КР | Контрольная работа | |||
Тема 4. Международное сотрудничество | ||||||
Принципы сотрудничества. Международные организации. Конференции и соглашения. Концепция устойчивого развития | - рассмотреть задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | Понимание задач охраны окружающей среды, способность оценить природоресурсный потенциал территории; знание охраняемых территорий РФ; Знание правил и принципов, международных организаций в области охраны окружающей среды; | Устный ответ | Реферат «Международные экологические организации»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | ||
Практическая работа № 6. Принципы международного сотрудничества. | Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; | отчет | ||||
Дифференцированный зачет по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования | Контроль уровня усвоенных знаний и умений | - умения анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - знания видов и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; | Задания ДЗ | Письм. зад |
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
№ зан./ общ. час. | Тема занятия Содержание | Задачи урока | Планируемые результаты (УДД) | Демонстрации Наблюдения | Мониторинг знаний обучающихся | Вид внеаудиторной раб. (в т. ч. дом. зад.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема 1. Основы экологии | ||||||
Факторы среды. Атмосфера - как основная среда жизни | - формирование умения оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. -формирование знаний о видах и классификации природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; принципах и методах рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; | Умение анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; Знания видов природных ресурсов в зависимости от признака классификации; Понимание принципов и методов рационального природопользования; | Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник | Устный ответ | Реферат «Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду г. Череповца»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | |
Водная и почвенная среды обитания | Устный ответ | |||||
Организмы как среда обитания | Проверочная работа | |||||
Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем | Устный ответ | |||||
Популяция и ее основные характеристики. Учение В.И. Вернадского. | Самостоятельная работа | |||||
Природопользование как сфера общественно-политической деятельности | Устный ответ | |||||
Практическая работа № 1. Приспособительные формы живых организмов. | Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | |||
Контрольная работа №1. Основы экологии | Контроль знаний по теме | Задания КР | Контрольная работа | |||
Тема 2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда | ||||||
Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы | - формирование умений: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - формирование знаний: основные источники и масштабы образования отходов производства; - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; | Умение правильно и точно анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; Понимание причин возникновения экологических аварий и катастроф; Знание источников отходов производств и умение оценить масштаб потенциального ущерба для окружающей среды; Знание основных источников техногенного воздействия на биосферу, понимание принципов промышленной очистки газовых выбросов, стоков и твердых отходов; | Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник | Проверочная работа | Реферат «Глобальные экологические проблемы современности»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | |
Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. | Устный ответ | |||||
Проблемы отходов | Самостоятельная работа | |||||
Биоритмы организмов | Устный ответ | |||||
Практическая работа № 2.Определение концентрации углекислого газа в аудитории. | Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | |||
Практическая работа № 3. Экосистема города на примере лесопарка. | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | ||||
Контрольная работа №2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда | Контроль знаний по теме | Задания КР | Контрольная работа | |||
Тема 3. Рациональное природопользование | ||||||
Принципы рационального природопользования | - изучить принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; - правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; - принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; | Понимание принципов размещения производств различных типов и умение оценить потенциальный вред для окружающей среды; Понимание принципов и методов рационального природопользования; | Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник | Устный ответ | Реферат «Утилизация отходов»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | |
Наука в природопользовании. Перспективы развития энергетики | Устный ответ | |||||
Охрана окружающей среды | Самостоятельная работа | |||||
Ресурсы Мирового океана | Устный ответ | |||||
Рациональное использование и охрана лесов | Устный ответ | |||||
Экологический мониторинг | Самостоятельная работа | |||||
Правовые и социальные аспекты экологии | Проверочная работа | |||||
Лабораторная работа № 1. Автотранспорт –основной загрязнитель биосферы городов | Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | |||
Лабораторная работа № 2. Экологический мониторинг берега реки. | Задания ПР, раздаточный материал | отчет | ||||
Контрольная работа №2. Рациональное природопользование | Контроль знаний по теме | Задания КР | Контрольная работа | |||
Тема 4. Международное сотрудничество | ||||||
Принципы сотрудничества. Международные организации. Конференции и соглашения. Концепция устойчивого развития | - рассмотреть задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | Понимание задач охраны окружающей среды, способность оценить природоресурсный потенциал территории; знание охраняемых территорий РФ; Знание правил и принципов, международных организаций в области охраны окружающей среды; | Устный ответ | Реферат «Международные экологические организации»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | ||
Дифференцированный зачет по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования | Контроль уровня усвоенных знаний и умений | - умения анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - знания видов и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; | Задания ДЗ | Письм. зад |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебных Кабинетов химических дисциплин.
Оборудование и рабочие места Кабинетов химических дисциплин:
рабочее место преподавателя;
рабочие места учащихся, 25-30 посадочных мест;
комплект учебно-методической документации;
демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Медведев В.Т. Охрана труда и промышленная экология. – М.: Академия, 2013
В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе Экологические основы природопользования – М.: Академия, 2011
Дополнительные источники:
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 2010
Уайт Г. География, ресурсы и окружающая среда. – М.: Прогресс, 2009
Экологическая альтернатива / под ред. М.Я.Лемешева. – М.: Прогресс, 2008
Яшин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. – М.: Мысль, 2010
Лосев К.С., Горшков В.Г. и др. Проблемы экологии России. – М., 2011
Аудиовизуальные средства:
Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:
zelenyshluz.narod.ru/ - сборник статей