Комплексно-тематическое планирование «Экологические основы природопользования»
БПОУ ВО«Череповецкий химико-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ: «_____»____________ 2018 г.
Зам. директора по УР ___________________ /Н.И. Сулейманова/
Перспективно – тематический план по ЕН.02 Экологические основы природопользования
на 2018 – 2019 уч. год
18.02.03 Химическая технология неорганических веществ
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
По завершении изучения курса – дифференцированный зачет.
Преподаватель: Попова Анастасия Викторовна
г. Череповец
2018 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 18.02.03 Химическая технология неорганических веществ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 831 от 2014 г.).
18.02.03 Химическая технология неорганических веществ
№ зан./ общ. час. |
Тема занятия Содержание |
Задачи урока |
Планируемые результаты (УДД) |
Демонстрации Наблюдения |
Мониторинг знаний обучающихся |
Вид внеаудиторной раб. (в т. ч. дом. зад.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Тема 1. Основы экологии |
||||||
Факторы среды. Атмосфера - как основная среда жизни |
- формирование умения оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. -формирование знаний о видах и классификации природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; принципах и методах рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; |
Умение анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; Знания видов природных ресурсов в зависимости от признака классификации; Понимание принципов и методов рационального природопользования; |
Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник |
Устный ответ |
Реферат «Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду г. Череповца»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата |
|
Водная и почвенная среды обитания |
Устный ответ |
|||||
Организмы как среда обитания |
Проверочная работа |
|||||
Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем |
Устный ответ |
|||||
Популяция и ее основные характеристики. Учение В.И. Вернадского. |
Самостоятельная работа |
|||||
Природопользование как сфера общественно-политической деятельности |
Устный ответ |
|||||
Практическая работа № 1. Приспособительные формы живых организмов. |
Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
|||
Контрольная работа №1. Основы экологии |
Контроль знаний по теме |
Задания КР |
Контрольная работа |
|||
Тема 2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда |
||||||
Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы |
- формирование умений: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - формирование знаний: основные источники и масштабы образования отходов производства; - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; |
Умение правильно и точно анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; Понимание причин возникновения экологических аварий и катастроф; Знание источников отходов производств и умение оценить масштаб потенциального ущерба для окружающей среды; Знание основных источников техногенного воздействия на биосферу, понимание принципов промышленной очистки газовых выбросов, стоков и твердых отходов; |
Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник |
Проверочная работа |
Реферат «Глобальные экологические проблемы современности»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата |
|
Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. |
Устный ответ |
|||||
Проблемы отходов |
Самостоятельная работа |
|||||
Биоритмы организмов |
Устный ответ |
|||||
Практическая работа № 2.Определение концентрации углекислого газа в аудитории. |
Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
|||
Практическая работа № 3. Экосистема города на примере лесопарка. |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
||||
Контрольная работа №2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда |
Контроль знаний по теме |
Задания КР |
Контрольная работа |
|||
Тема 3. Рациональное природопользование |
||||||
Принципы рационального природопользования |
- изучить принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; - правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; - принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; |
Понимание принципов размещения производств различных типов и умение оценить потенциальный вред для окружающей среды; Понимание принципов и методов рационального природопользования; |
Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник |
Устный ответ |
Реферат «Утилизация отходов»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата |
|
Наука в природопользовании. Перспективы развития энергетики |
Устный ответ |
|||||
Охрана окружающей среды |
Самостоятельная работа |
|||||
Ресурсы Мирового океана |
Устный ответ |
|||||
Рациональное использование и охрана лесов |
Устный ответ |
|||||
Экологический мониторинг |
Самостоятельная работа |
|||||
Правовые и социальные аспекты экологии |
Проверочная работа |
|||||
Практическая работа № 4. Автотранспорт –основной загрязнитель биосферы городов |
Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
|||
Практическая работа № 5. Экологический мониторинг берега реки. |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
||||
Контрольная работа №3. Рациональное природопользование |
Контроль знаний по теме |
Задания КР |
Контрольная работа |
|||
Тема 4. Международное сотрудничество |
||||||
Принципы сотрудничества. Международные организации. Конференции и соглашения. Концепция устойчивого развития |
- рассмотреть задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. |
Понимание задач охраны окружающей среды, способность оценить природоресурсный потенциал территории; знание охраняемых территорий РФ; Знание правил и принципов, международных организаций в области охраны окружающей среды; |
Устный ответ |
Реферат «Международные экологические организации»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата |
||
Практическая работа № 6. Принципы международного сотрудничества. |
Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; |
отчет |
||||
Дифференцированный зачет по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования |
Контроль уровня усвоенных знаний и умений |
- умения анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - знания видов и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; |
Задания ДЗ |
Письм. зад |
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
№ зан./ общ. час. |
Тема занятия Содержание |
Задачи урока |
Планируемые результаты (УДД) |
Демонстрации Наблюдения |
Мониторинг знаний обучающихся |
Вид внеаудиторной раб. (в т. ч. дом. зад.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Тема 1. Основы экологии |
||||||
Факторы среды. Атмосфера - как основная среда жизни |
- формирование умения оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. -формирование знаний о видах и классификации природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; принципах и методах рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; |
Умение анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; Знания видов природных ресурсов в зависимости от признака классификации; Понимание принципов и методов рационального природопользования; |
Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник |
Устный ответ |
Реферат «Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду г. Череповца»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата |
|
Водная и почвенная среды обитания |
Устный ответ |
|||||
Организмы как среда обитания |
Проверочная работа |
|||||
Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем |
Устный ответ |
|||||
Популяция и ее основные характеристики. Учение В.И. Вернадского. |
Самостоятельная работа |
|||||
Природопользование как сфера общественно-политической деятельности |
Устный ответ |
|||||
Практическая работа № 1. Приспособительные формы живых организмов. |
Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
|||
Контрольная работа №1. Основы экологии |
Контроль знаний по теме |
Задания КР |
Контрольная работа |
|||
Тема 2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда |
||||||
Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы |
- формирование умений: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - формирование знаний: основные источники и масштабы образования отходов производства; - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; |
Умение правильно и точно анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; Понимание причин возникновения экологических аварий и катастроф; Знание источников отходов производств и умение оценить масштаб потенциального ущерба для окружающей среды; Знание основных источников техногенного воздействия на биосферу, понимание принципов промышленной очистки газовых выбросов, стоков и твердых отходов; |
Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник |
Проверочная работа |
Реферат «Глобальные экологические проблемы современности»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата |
|
Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. |
Устный ответ |
|||||
Проблемы отходов |
Самостоятельная работа |
|||||
Биоритмы организмов |
Устный ответ |
|||||
Практическая работа № 2.Определение концентрации углекислого газа в аудитории. |
Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
|||
Практическая работа № 3. Экосистема города на примере лесопарка. |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
||||
Контрольная работа №2. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда |
Контроль знаний по теме |
Задания КР |
Контрольная работа |
|||
Тема 3. Рациональное природопользование |
||||||
Принципы рационального природопользования |
- изучить принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; - правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; - принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; |
Понимание принципов размещения производств различных типов и умение оценить потенциальный вред для окружающей среды; Понимание принципов и методов рационального природопользования; |
Презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, учебник |
Устный ответ |
Реферат «Утилизация отходов»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата |
|
Наука в природопользовании. Перспективы развития энергетики |
Устный ответ |
|||||
Охрана окружающей среды |
Самостоятельная работа |
|||||
Ресурсы Мирового океана |
Устный ответ |
|||||
Рациональное использование и охрана лесов |
Устный ответ |
|||||
Экологический мониторинг |
Самостоятельная работа |
|||||
Правовые и социальные аспекты экологии |
Проверочная работа |
|||||
Лабораторная работа № 1. Автотранспорт –основной загрязнитель биосферы городов |
Формирование умений проводить простейшие экологические расчеты, составление отчетов, анализировать имеющиеся данные, умение дать оценку сложившейся ситуации; |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
|||
Лабораторная работа № 2. Экологический мониторинг берега реки. |
Задания ПР, раздаточный материал |
отчет |
||||
Контрольная работа №2. Рациональное природопользование |
Контроль знаний по теме |
Задания КР |
Контрольная работа |
|||
Тема 4. Международное сотрудничество |
||||||
Принципы сотрудничества. Международные организации. Конференции и соглашения. Концепция устойчивого развития |
- рассмотреть задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. |
Понимание задач охраны окружающей среды, способность оценить природоресурсный потенциал территории; знание охраняемых территорий РФ; Знание правил и принципов, международных организаций в области охраны окружающей среды; |
Устный ответ |
Реферат «Международные экологические организации»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата |
||
Дифференцированный зачет по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования |
Контроль уровня усвоенных знаний и умений |
- умения анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - знания видов и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; |
Задания ДЗ |
Письм. зад |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебных Кабинетов химических дисциплин.
Оборудование и рабочие места Кабинетов химических дисциплин:
рабочее место преподавателя;
рабочие места учащихся, 25-30 посадочных мест;
комплект учебно-методической документации;
демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Медведев В.Т. Охрана труда и промышленная экология. – М.: Академия, 2013
В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе Экологические основы природопользования – М.: Академия, 2011
Дополнительные источники:
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 2010
Уайт Г. География, ресурсы и окружающая среда. – М.: Прогресс, 2009
Экологическая альтернатива / под ред. М.Я.Лемешева. – М.: Прогресс, 2008
Яшин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. – М.: Мысль, 2010
Лосев К.С., Горшков В.Г. и др. Проблемы экологии России. – М., 2011
Аудиовизуальные средства:
http://ecoportal.su/
Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:
http://www.forest.ru/rus/basics/glossary/-справочник
//www.greenbranch.ru/- сборник статей
zelenyshluz.narod.ru/ - сборник статей
//www.seu.ru/cci/lib/books/www-sites/- электронный учебник