12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
милица наталья витальевна73
учитель химии и биологии
Россия
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Плоды

Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся    по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов.

Развивающие:  создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное,  делать самостоятельные выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь; продолжить формирование умения работать с информацией.

Воспитательные:  содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету. 

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: групповая ( класс поделен на 4 команды)

Средства обучения: доска, схема кластера «Плоды», отпечатанный текст, компьютер, проектор, презентация «Плоды».

Методы: словесный, элементы технологии развития критического мышления.

I.                   Стадия вызова.

Приём «Немой диктант».

- Пожалуйста, перечислите всё то, что я вам показала.: картофель, яблоко, киви, грецкий орех, виноград, огурец, банан, арахис, семечки и т. д. .

      - Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом?

(звучат ответы детей с каждой команды- плоды).

      - Вы абсолютно правы.  Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и  значимой как для  организмов, так и для нас темой – Плоды.

- Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды»

- Ребята, а сейчас каждый из вас выберет тот плод, который вам нравится и составит для  него синквейн.( 1. Существительное-1 слово

                                    2. Прилагательное-2 слова

                                    3. Глагол-3 слова

                                    4. Предложение из 4 слов

                                    5. 1 слово, характеризующее суть темы

-На месте чего образуется плод? (На месте цветка)

Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод

Загадка: Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал. (Плод)

-Из какой части цветка образуется плод?

-Плод – это орган цветкового растения.

  - Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Скажите, а что же по вашему мнению плод, дайте своё определение.

         - Давайте сравним ваши определения с определением, записанным на доске.

                                      ( Плод – это разросшаяся завязь)

         - Ребята, а что ещё вы знаете о плодах ( таблица: знаю, хочу узнать)

         - Зачем их нужно изучать?

         - А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?

  II.      Этап «Осмысление»

         - Чтобы узнать ещё больше о плодах я для каждой команды приготовила распечатанный текст на листочках, которые лежат у вас на столах, у всех командах разные тексты.

 1 команда будет работать с текстом о строении плода

 2 команда с функциями плода

 3 команда с классификацией плодов

 4 команда с видами плодов                                      (Приложение1).

- Кроме текста у Вас на столах лежат схемы, у всех команд они разные   (Приложение 2). Если Вы обратили внимание, то на доске вы увидели некую нарисованную мной таблицу, это кластер на тему «Плоды» (Приложение 3).

Как раз таки эти схемы и есть элементы кластера, которые  вы  должны заполнить, прочитав текст на распечатанных листах, а потом, когда вы заполните свой элемент кластера, его текст надо перенести на доску, это делает один человек из команды.

- Всем понятно,  что вы должны сделать?

-  Приступайте, если у кого-нибудь будут вопросы, поднимите руку  и я Вам помогу.

  - Очень хорошо, все справились команды. А теперь каждая команда выберет одного человека, который расскажет о своём тексте и о том, что у команды написано на доске. После его ответа, каждая команда задаст ему один  вопрос по теме  текста, а отвечающий должен на него ответить

элемент «Зигзаг»- «вопрос – ответ» учащимися группы друг другу.

 Физ.минутка:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел

 - Работа с учебником § 30, заполнение таблицы в рабочей тетради «Классификация плодов» ( слайд)

 Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

А теперь отгадаем загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

 Дом зеленый тесноват:

 Узкий, длинный, гладкий.

 В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

 Поскакали кто куда

 Круглые ребятки.  (горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются)

 Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем,

Их пожарим, погрызем,

 А приедут гости – Им дадим по горсти. (подсолнух, животными, человеком)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик, ветром, парашютики)

 Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

 Здесь дрозды, скворцы снуют

 И, галдя, его клюют.  (рябина, птицами и животными, семена не перевариваются)

 Кто не прикасается,

 За того цепляется.

 Привязчивый и колкий,

 Кругом торчат иголки.  (репейник, животными человеком, острые зубчики цепляются за шерсть животных или одежду человека)

 Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава(саморазбрасывание семян у акации)

 Способы распространения семян (слайд)

Животными

Ветром

Самораспространение

Водой

Человеком

 - Работа с учебником § 31, заполнение таблицы в рабочей тетради «Распространение плодов и семян».

 ІІІ Этап «Рефлексия».

 Сейчас пред вами на доске заполненный кластер на тему «Плоды», благодаря вам, команды, мы его с вами заполнили. А теперь я хочу вызвать к доске того, кто смог бы ещё раз рассказать всё то, что говорили тут представители команд и сделать некий итог урока.

 (презентация материала учащимся класса на основе составленного кластера).

 Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы?

Понравился Вам урок?

Что нового для себя вы узнали  на  уроке?

-О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?

-Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?

-Почему плоды вкусные?

-Что находится внутри плода?

-Для чего же появились плоды?

Оценивание учащихся

 Д/З – § 30, 31

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

1 команда.    Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 2 команда.  Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

   Семена образуются из семязачатков.

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ

  3 команда.     Классификация плодов. Разнообразие плодов очень велико. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется  сложный плод (малина, ежевика).

   По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.

   В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть. 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

4 команда.  Виды плодов. Ягодовидные- так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. К ним относятся подвиды: ягода, яблоко тыква.

   Костянковидные плоды. К ним относятся плоды с сочной мякотью и твёрдой косточкой. Имеют два подвида: костянка, многокостянка.

   Ореховидные плоды. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: орех, жёлудь, семянка, зерновка.

   Коробочковидные плоды. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: боб, стручок, коробочки.

 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.