Урок биологии в 7 классе на тему «Путешествие в мир Пресмыкающихся»

5
3
Материал опубликован 11 April 2016 в группе

Путешествие в мир Пресмыкающихся

ФИО автора: Светлова Елена Александровна

Должность: учитель биологии

Место работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная школа №7 г. Приволжска

Название УМК: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко

Пояснительная записка

Урок биологии «Путешествие в мир Пресмыкающихся» составлен на основе УМК В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология: Животные. 7 класс». Это 4-й, завершающий урок в теме «Класс Пресмыкающиеся».

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний учащихся.

Форма урока: урок – путешествие

Вид учебной деятельности: игра-соревнование

Урок составлен в соответствии с требования ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход с применением исследовательской деятельности учащихся. Этот метод очень подходит для учащихся 7 класса, ведь в этом возрасте они умеют удивляться и радоваться своим небольшим «открытиям». Игра – соревнование, исследование живого объекта, использование фотографий, презентации, наглядности активизирует учебно-познавательный процесс, повышает интерес учеников к освоению новых знаний.

На уроке применяются следующие виды деятельности: самостоятельная работа с источниками информации (текст, фотографии, рисунки, карты); работа с живым биологическим объектом (черепаха). Данные виды деятельности призваны развивать логическое мышление учащихся, способность анализировать и обобщать, сравнивать и делать выводы, применять знания в новой нестандартной ситуации. Работа в группе способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, навыков исследовательской деятельности, сплочению коллектива.

Вопросы к уроку дифференцированы, составлены с учетом различного уровня обученности учащихся и выходят за рамки школьного учебника. Для их составления применялся материал из различных зоологических наук: морфологии, анатомии, зоогеографии, физиологии, систематики, переработанный и адаптированный для учащихся 7 класса. Задания составлены так, что ребенок не сможет найти прямой ответ в учебнике. Каждый ответ требует переработки имеющейся информации, применение знаний в новой ситуации. Вопросы носят межпредметный характер, есть задания, связанные с экологией, химией, географией, историей. Все это создает у ребенка картину общую картину мира, подчеркивает связь наук между собой.

При подготовке к уроку использовались разные источники: методическая  и научно-популярная литература, электронные ресурсы.

Технологическая карта урока

по теме «Путешествие в мир Пресмыкающихся»

Класс: 7

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний учащихся.

Форма урока: урок – путешествие

Вид учебной деятельности: игра-соревнование

Цель урока: Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Пресмыкающиеся»

Задачи

Образовательная

Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Пресмыкающиеся»

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде и всему живому на нашей планете, любовь к родному краю;

Продолжить воспитание навыков экологической культуры, взаимодействия с природными объектами;

Совершенствовать навыки коллективной работы.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, внимания, культуры речи;

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

Продолжить развитие исследовательской и коммуникационной компетенции;

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Приводить примеры представителей различных отрядов пресмыкающихся.

Объяснять роль     пресмыкающихся     в жизни человека и в природе; необходимость охраны пресмыкающихся, причины распространения и особенности размножения различных видов ящериц, проживающих на территории нашей области;

Называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов, приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного и водного образа жизни

Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся.

Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся, усложнения в строении систем органов

Узнавать по рисункам и фотографиям представителей различных отрядов пресмыкающихся

Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства.

Сравнивать внешнее строение представителей различных отрядов пресмыкающихся

Метапредметные:

Познавательные:

умение применить имеющиеся знания в новой ситуации,

структурирование знаний из личного опыта.

формирование интеллектуальных умений (рассуждение, анализ ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы).

Регулятивные:

развитие навыков самооценки,

применения эффективных способов решения познавательных задач,

регулирование совместных действия участниками команды

Коммуникативные:

формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения, высказывание своей точки зрения,

умение планирования совместной деятельности в группе при выполнении заданий.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

развитие самостоятельности;

формирование осознанной мотивации к выполнению заданий

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Формы:

Фронтальный устный опрос.

Работа с текстом, рисунками и фотографиями, решение биологических задач.

Самооценка своей деятельности и оценка деятельность товарищей по группе

Методы:

Наблюдение за взаимодействием учащихся во время работы в группах.

Оборудование к уроку: 

1) Учебно-методическое: учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология: Животные. 7 класс», инструктивная карточки – задания; маршрутные листы; живой объект - черепаха

2) Техническое: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор), мультимедийная презентация к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует ребят, проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас сегодня видеть. Надеюсь, все готовы к уроку, настроились. Тогда начинам

Настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку

Личностные

– развитие учебной мотивации;

–самоопределение целей

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Создает мотивационную проблемную ситуацию. Организует беседу по решению проблемы, корректирует, уточняет ответы учащихся, подводит к теме урока.

Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить одну проблему. Дело в том, что я недавно получила подарок, а вот что с ним дальше делать, не знаю. Поможете мне?

Тогда, пусть самый смелый из вас выйдет и откроет эту коробку.

 

- Что это такое?

- Мне говорили, что они бывают сухопутные и водные. Какая эта черепаха?

- И что мне с ней теперь делать? Ей надо где-то жить? Где, в коробке?

- Чем её кормить? Как вы думает. Что она ест? А я читала где-то, что кормить ее надо творогом, молоком, колбасой, Как вы думаете, это правильно?

- Молодцы! Правильно, что я к вам пришла за советом. Вы мне очень помогли! Спасибо большое!

- Скажите, пожалуйста, а у нее есть родственники, которых тоже можно получить в подарок? Представьте, открываем коробку. А там…

- Я вас приглашаю в путешествие, в ходе которого мы поближе познакомимся с этими милыми существами.

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

- В ходе путешествия, на каждой станции мы будем играть, отвечать на вопросы, набирать баллы за правильные ответы.

- А что нам нужно, чтобы успешно дойти до пункта назначения?

- Какова же цель урока?

- Готовы к путешествию?

Участвуют в беседе и решении ситуации.

Формулируют тему и цель урока.

- Да!

Выходит ребенок, открывает коробку и достает черепаху.

- Черепаха

Исследуют внешнее строение и определяют, что она морская

- Нет. В акватеррариуме, где вода и суша сочетаются в отношении 2:3

Молодые черепахи – хищники, а взрослые – всеядные. Пища: мелкие рачки, креветки. Обязательно – рыба (нежирная) или рыбная мука, овощи - водоросли или салат, одуванчики

- Ящерицы, змеи, крокодилы

Путешествие в мир Пресмыкающиеся

- Знания о пресмыкающихся

- Повторить и обобщить знания по теме

- Да

Познавательные

Коммуникативные

– умение правильно оценить товарища, согласно критериям

Регулятивные

– осмысление проблемы, целеполагание, обсуждение.

Познавательные

– самостоятельное выделение главного;

– построение логических рассуждений

Игра (обобщение и систематизация знаний учащихся, применение знаний в новой ситуации, обсуждение ошибок и их коррекция)

Настраивает на игру, дает советы, объясняет правила игры. По ходу игры корректирует ответы учащихся.

Сегодня мы совершим путешествие в мир Пресмыкающихся.

У вас на столах лежат маршрутные листы нашего путешествия. Впишите, пожалуйста, фамилии участников команды.

Все очень просто – я задаю вопрос – вы обдумываете, обсуждаете и вписываете в поле ответ. Далее проверяем, за каждый правильный ответ вписываете баллы. Если есть дополнительные ответы, ставите плюсик тому, кто отвечал в столбик дополнительные баллы. На обдумывание вопроса 1 минута. Все понятно? Начали!

Станция «Морфологическая»

Вопрос: художник-анималист пытается нарисовать картину, сделал много эскизов и набросков. Догадайтесь, какое животное он хочет изобразить – змею или ящерицу? Почему вы так решили?

Дополнительные вопросы:

1.Что такое морфология? Что изучает эта наука?

2.Кто такой анималист?

Станция «Физиологическая»

Верите ли вы, что зимняя спячка пестрой черепахи, обитающей в Канаде, сопровождается превращением ее в «ледышку», но черепаха при этом не погибает? (Да, нет). Почему?
Дополнительные вопросы.

1.Почему рептилий относят к холоднокровным животным, ведь они на ощупь теплые?

2.Существует некоторая закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе. Объясните это явление.

Станция «Географическая»

Кого индейцы называют большим водяным удавом? Почему?


 

Дополнительные вопросы.

Где проживает самый большой варан?

Станция «Экологическая»

Вопрос. Сравните ареалы распространения прыткой и живородящей ящериц. Граница ареала какого вида расположена севернее? Почему?

1.

Ареал ящерицы живородящей

2.

Ареал ящерицы прыткой

Станция «Угадай – ка»

Вопрос. Что изображено на этой фотографии?

Дополнительный вопрос. Линяют ли черепахи? Почему?

Станция «Третий лишний»

Вопрос. Какое животное лишнее в группе?

1.Кобра, удав, желтопузик

2.Крокодил, саламандра, хамелеон

Дополнительный вопрос. Кто изображен на рисунке.

К какому отряду и подотряду относится это животное?

Станция «Историческая»

Это животного особо почитали и даже обожествляли в Древнем Египте. В его честь сооружали храмы, где живых животных содержали в мраморных бассейнах. Сверкающие драгоценные камни украшали их головы, а золотые браслеты – лапы. Жрецы подносили им на серебряных подносах пищу – жареных куропаток, окорока диких зверей. Что это за животное? Почему его так почитали в Древнем Египте?
 

Отвечают на вопросы викторины, работают в группах, с раздаточным материалом, анализируют, делают выводы, корректируют и исправляют ответы друг друга.

Ответ: Ящерица. У нее есть веки, барабанная перепонка, у змеи этого нет. (2 балла)

1.Она изучает форму и строение организмов.

2.Художник, изображающий животных.

Ответ. Да. Клетки тканей черепахи содержат антифризы: глюкозу, глицерин, туарин, которые предохраняют ткани от замерзания.

Ответы

1.Температура тела зависит от температуры окружающей среды

2. Яд - это видоизмененная слюна. Ядовитые железы - это не что иное, как околоушные слюнные железы. Чем голоднее змея, тем больше яда.

Ответ. Анаконду. Обитает в бассейнах рек Амазонки и Ориноко. Она прекрасно плавает, ныряет, может долго находиться под водой.

Ответ. На острове Комодо. Этот варан питается достаточно крупными оленями.

Ответ. Севернее располагается ареал ящерицы живородящей, т.к. это связано с яйцеживорождением.

Ответ. Выползок – шкурка змеи

Ответ. Нет. У черепах позвоночник срастается с панцирем и линьки не бывает

Ответ.

1.Желтопузик – это ящерица

2. Саламандра – земноводное, остальные - пресмыкающиеся

Ответ. Веретеница. Отряд Чешуйчатые. Подотряд Ящерицы. От змей веретеница хорошо отличается одинаковыми по форме чешуями спины и брюха (у змей брюшная сторона покрыта характерными щитками) и наличием подвижных век. На голове есть ушное отверстие, расположенное за глазами.

Ответ. Крокодил. Жизнь египтян была тесно связана с Нилом. Ежегодно паводок приносил много ила, от которого зависела судьба урожая. В период паводка в низовьях Нила появлялось множество крокодилов. Египтяне думали, что не вода приносит крокодилов, а они воду. Поэтому их обожествляли. В праздник Нила, проводимый ежегодно, совершалось жертвоприношение. В канун праздника в Каире собирали самых красивых девушек из знатных семей. Они тянули жребий. Девушку, вытянувшую жребий, бросали на съедение крокодилам в реку.

Коммуникативные

– умение правильно оценить товарища, скорректировать ответ

- умение строить совместную деятельность

Регулятивные

– оценка своих знаний, их систематизация;

– осознание качества и уровня изученного материала

Познавательные

– самостоятельное выделение главного в изученном материале;

– построение логических рассуждений

- обобщение, сравнение, структурирование знаний.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подводит итоги игры и урока. Организует рефлексию «Плюс, минус, интересно».

Молодцы! Очень хорошо. Подсчитаем баллы.

Поздравляем команду победителей!

Посчитайте дополнительные баллы. У кого их больше всего? Поздравляем победителя в индивидуальном зачете!

Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

У вас на столах лежат листочки - задания рефлексии. Заполните их, пожалуйста. (2-3 минуты). В маршрутном листе поставьте оценку себе за работу на этом уроке.

Что было интересно?

Что было скучно. Непонятно.

Что еще хотите узнать?

Озвучивают результаты работы, отвечают на вопросы рефлексии

Регулятивные

- самооценка, оценка, контроль, коррекция знаний

- самоанализ качества полученных знаний

- формулирование своего мнения

Домашнее задание

Задает домашнее дифференцированное задание, отвечает на вопросы

Всем - повторить п. 40-43, подготовиться к зачету по теме «Пресмыкающиеся».

По желанию – приготовить сообщение о представителях класса Пресмыкающихся, презентацию, составить кроссворд для проверки знаний учащихся по теме.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы по домашнему заданию

Регулятивные

Самостоятельное планирование учебной деятельности в домашних условиях

Приложение 1

Рефлексия


 

Плюс «+»

(понравилось на уроке, будет полезно в жизни)

Минус –

(не понравилось на уроке, показалось скучным, непонятным, бесполезно в жизни)

Интересно

(любопытные факты, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю)

     


 

Приложение 2.

Маршрутный лист для команд

ФИ ученика

Дополнительные баллы

Самооценка деятельности на уроке

     
     
     
     
     
     


 

Станция «Морфологическая»

Ответ

Баллы


 


 

 


 

Станция «Физиологическая»

Ответ

Баллы


 


 

 


 

Станция «Географическая»

Ответ

Баллы


 


 

 


 

Станция «Экологическая»

Ответ

Баллы


 


 

 


 

Станция «Угадай-ка»

Ответ

Баллы


 


 

 


 

Станция «Третий лишний»

Ответ

Баллы


 


 

 


 

Станция «Историческая»

Ответ

Баллы


 


 

 

Приложение 3.

Карты, фотографии и рисунки к заданиям

Станция «Морфологическая»

Станция «Экологическая»

Ареал распространения живородящей ящерицы

Ареал распространения прыткой ящерицы

Станция «Угадай-ка»

Станция «Третий – лишний»

Комментарии

Спасибо, много интересной информации.

24 March 2017

Очень рада, что материал пригодился

24 March 2017

Елена Александровна, спасибо за урок!

17 July 2019