Урок по теме «Притяжательные местоимения»
Урок по теме
«Притяжательные местоимения»
Выполнил: учитель русского языка и литературы, Выдропужскаой ОШ филиала МОУ СОШ №2 пгт Спирово Буянова Ирина Валерьевна
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Притяжательные местоимения»
Тип: урок открытия новых знаний
УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 2. М.: «Просвещение», 2019 г.
Название раздела, темы: Морфология. Местоимение.
Цель: создание условий для усвоения обучающимися нового разряда местоимения - притяжательных местоимений.
Задачи:
Познавательные: научиться находить притяжательные местоимения в тексте; продолжить обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию адекватной оценки и самооценки; развивать логическое мышление учащихся; развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному языку; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; осознавать ценность изучаемого предмета; осознавать ценность совместной деятельности; осознавать ценность нравственных норм (уважение и любовь к родителям).
Планируемые результаты:
предметные:
закрепление знаний о морфологических признаках и синтаксической роли местоимений;
закрепление умения находить и использовать притяжательные местоимения в тексте;
развитие творческих способностей обучающихся;
предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД:
понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
регулятивные УУД:
целеполагание;
планирование;
рефлексия;
саморегуляция;
познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;
анализ, синтез, умение доказывать;
коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Метапредметные:
развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; уметь работать индивидуально, находить общие решения;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы: словесные, наглядные, проблемные.
Приемы: фронтальный опрос, взаимопроверка, проверка по эталону, самостоятельная работа.
Материалы: учебник под ред. Ладыженской (2019), раздаточный материал, КИМы для подготовки к ВПР.
Ход урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Проверяет наличие домашнего задания.
Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Звучит « Песенка друзей» из Бременских музыкантов.
Учитель:Эта песенка вызвала у всех улыбку. Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим, своим друзьям и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. А какие местоимения встретились в песне?( ничего, чем, тем, кто, нам)
Мы продолжаем изучение темы «Местоимение».
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий,
повторение знаний по теме «Местоимение»
Диктант с комментированием.
Никого на найдёшь, какой-нибудь рассказчик, никто не расстелил, находится кое у кого, ничего не жалко, прибудет через некоторое время, кто-то привязал, ни о чём не сожалеешь, какие-то ярко-зелёные фонарики.
Игра «Узнай меня» по типу блиц- опроса.
Чьими (В - О), о них (Л), мне (Л), для себя (Возв), некого (Отр), несколько (Н), сколько(В - О), от вас (Л), некто (Н), собою (Возв), о тебе (Л), сколько-нибудь (Н), никакого (Отр), нас (Л), какой (В-О), некто (Н), никто(Отр).
Работа в паре . Карточки со взаимопроверкой.
Спишите местоимения, раскрывая скобки, выделяя орфограммы; определитеразряд местоимений.
(У) нас, кое (что), кто (то), (между) нами, (с) чьими (либо), (кое) (с) (кем), про нас,
(ни) чьи, (не) (за) (что), (не/ни) кто, (не/ни) сколько.
Подготовка к ВПР (у доски работают три человека, остальные в КИМах)
а). Синтаксический разбор.
Речной поток стремился уступами с длинного ската в ущелье.
б). Морфологический разбор. Бурного (потока)
в). Морфологический разбор. (ИЗ) беды.
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.
Учитель:
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. У каждого на парте распечатка. Учитель читает.
Притча.
Два друга в течение многих дней шли по пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжили свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.
Когда спасённый пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
- Чему учит эта притча? Над чем заставляет задуматься?
- Выпишите из текста местоимения, определите их разряд. Работаем в парах. Первая пара выписывает личные и неопределённые местоимения. Вторая пара выписывает все кроме личных и неопределённых.
Самопроверка
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации
Учитель:
Найдите в тексте слова, которые отвечают на такие же вопросы. Почему их нельзя назвать прилагательными? (Эти слова не обозначают признака, только указывают на него). Как вы думаете, к какой части речи они принадлежат? Докажите. (К местоимению) На что указывают эти местоимения? (На принадлежность предмета лицу). Как может называться этот разряд местоимений? (Притяжательные).
Запишем тему нашего урока «Притяжательные местоимения».
- Какие цели будем преследовать?
Словарная работа
Значение слова ПРИТЯГИВАТЬ (по Ефремовой):
1. Таща,придвигая, приближать к чему-л. // Притаскивать, приволакивать.
// Приближать, прижимать к себе кого-л., что-л.
2. Обладая силой притяжения, приближать к себе что-л.
3. перен. Манить, привлекать чем-л.
4. Прикреплять, подтягивая к чему-л.
5. перен. разг. Привлекать к чему-л., вовлекать во что-л. // Привлекать к ответственности, заставлять отвечать за какие-л. поступки.
Учитель:
В каком значении употребляется слово притягивать, если мы говорим о притяжательных прилагательных? (Во 2-ом)
Зная личные местоимения, не сможете ли вы сами назвать притяжательные? (Мой, твой, свой, наш, ваш)
В случае затруднения учащихся: откройте учебник на стр. 84 и посмотрите, какие местоимения относятся к разряду притяжательных.
Учащиеся:
Один из учеников читает фрагмент словарной статьи. Отвечают на вопрос. Формулируют цели урока.
- На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения?
- Ч то обозначают?
- От каких местоимений образуются?
- Чем являются в предложении?
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях
Учитель:
- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:
- Выписать из текста притяжательные местоимения и определить их морфологические признаки. Параллельно объясняем орфограммы и пунктограммы. Сделать вывод.
(на доске) Сравните предложения. В каких примерах они обозначают лицо, а в каких - принадлежность?
1. Сторож сразу увидел ЕГО. - У ЕГО брата много друзей.
2. ЕЁ нельзя не любить. - ЕЁ глаза светились счастьем.
3. У НИХ много работы. - Это подарок для ИХ дочери.
Какой вывод сделаем? (необходимо различать личные местоимения 3-го лица и притяжательные местоимения)
Физкультминутка.
Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса
Упражнения под музыку из м/ф «Бременские музыканты».
Задание: найдите ошибки в употреблении притяжательных местоимений, исправьте их.
Как-торазводворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа подошел к ним, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!»
Детям надо наполнять ихние желудки.»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут.» (Аркадий Хайт)
Учитель:
Какой жизненный урок преподал нам Аркадий Хайт?
Какой вывод сделаем? (необходимо нормативное употребление притяжательных местоимений ЕГО, ЕЕ, ИХ)
VII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.
Цель: умение проверять новое знание в типовых условиях
Учитель:
Организует деятельность по применению новых знаний.
Задание:Выписать притяжательные местоимения, определить морфологические признаки. Объяснить смысл пословиц.
1. Выполняют работу в тетрадях в парах по эталону:
Своя рубашка ближе к телу. (притяж., ж.р., ед.ч., Им. п., опред.)
Мой дом - моя крепость. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п. опред.; притяж., ж.р., ед.ч., Им.п., опред.)
Твоими бы устами да мёд пить. (притяж., мн.ч., Тв.п., опред.)
Наш пострел везде поспел. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п., опред.)
Ваши играют, а наши рыдают. (притяж., мн.ч., Им. п., подлеж.)
Твой дом - твоя и воля. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п. опред.; притяж., ж.р., ед.ч., Им. п., опред.)
2. Взаимопроверка.
Учитель:
Какой вывод сделаем? (Притяжательные прилагательные склоняются как прилагательные, выполняют роль определения или подлежащего)
Учащиеся:
Выполняют самостоятельно работу (по эталону), выставляя оценку в парах.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Самостоятельная работа (распечатка на каждого)
Спишите, вставляя местоимение «свой» в нужном роде, числе, падеже.
1. Жил старик со .... старухой у самого синего моря. 2. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла .... пряжу. 3. У каждого народа .... обычаи. 4. ... судьбу народ решает сам. 5. Я уважаю ... товарищей. 6. Ты вручил победителю ... букет?
Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите слово, от которого задаете вопрос. Определите и запишите разряд всех местоимений.
Учащиеся:
Самостоятельно выполняют работу в тетрадях, которые затем собираются на проверку.
IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.
Учитель:
Повторить разряды местоимений, материал параграфа 82, упражнение 474.
Дополнительно - вспомнить пословицы и поговорки с притяжательными местоимениями, определить их морфологические признаки.
X. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Учитель:
Просит вспомнить, какие цели и задачи были поставлены в начале урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Организует рефлексию, взаимооценку, самооценку результатов учащихся. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.
Надеюсь, что в вашей речи будут звучать притяжательные местоимения в правильной форме. А местоимение «наш» будет звучать чаще, чем местоимение «мой».