12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мицик Марина Анатольевна229
Россия, Новгородская обл., Великий Новгород


Презентация к уроку "Разнообразие животных"
PPT / 3.83 Мб

Мицик Марина Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 4 имени Героя Советского Союза, Почётного гражданина Новгорода И.А. Каберова».


Тема урока: Разнообразие животных

(программа курса «Окружающий мир» «Перспектива», 3 класс, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.) Материал урока может быть использован для изучения данной темы по любой программе начальной школы.

Цель:

- предметная: научиться сравнивать группы животных на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию.

- метапредметная:

- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным критериям;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной).


Этапы урока:


1. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Организация начала занятия.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

(на партах разложен дидактический материал к уроку: разрезные карточки для сбора мозаики, таблица для заполнения по теме урока, печатный материал для заполнения таблицы).

Прозвенел уже звонок –

Время начинать урок.

И пусть покажет третий класс

Свои способности сейчас.

(Проверяют наличие на парте необходимого учебного материала).

2. Актуализация знаний.

Учитель открывает презентацию.

Слайд № 1.

На слайде записаны слова: Растения, наземная, микология, водная, грибы, корень, стебель, наземно-воздушная, животные, лист, микробиология, почвенная, бактерии, ботаника, плод, цветок, зоология.

- На сколько групп можно распределить эти слова?

- У вас на партах лежат карточки со словами. Выйдите с этими карточками к доске и сформируйте группы.



(Читают слова).






- На 4 группы.

(Выходят к доске, обсуждают, объединяются в 4 группы).

Слайд № 2.

(Проверка правильности распределения слов по группам).





- У вас получились такие группы. А как они называются?


1 группа: грибы, растения, животные, бактерии.

2 группа: микология, микробиология, ботаника, зоология.

3 группа: корень, стебель, лист, цветок, плод.

4 группа: наземная, наземно-воздушная, водная, почвенная.


- 1 – царство животных, 2 – науки, 3 – органы растения, 4 – среда обитания.

2. Постановка цели и первичное усвоение новых знаний.

Слайд № 3.

- Вспомните, что изучают перечисленные нами науки?


- Какая наука занимается изучением растений?

- А изучением животных?

- Чем похожи растения и животные?




- А чем они различаются?











Слайд № 4.

Запись: «Все растения имеют корень, стебель, листья, плоды с семенами».

- Согласны ли вы с этим высказыванием?




(Во время ответов учащихся на слайде появляются изображения водорослей, мха, папоротника, хвойного растения, цветка)


- Итак, вы уже знаете, что учёные распределили растения на группы. Какова цель нашего урока?


(Обсуждают в парах. Соединяют название науки и объекты её изучения).

- Грибы – микология, бактерии - микробиология, растения – ботаника, животные – зоология.

- ботаника

- зоология

(обсуждают в группах)

- Растут, дышат, питаются, размножаются, стареют, умирают.


(Ответы учащихся):

- Органы животных внутри тела, а органы растения снаружи.

- Рост животных в определенное время прекращается, а растения растут всю жизнь.

- Почти все животные имеют специальные органы движения и могут передвигаться.

- Растения всю жизнь прикреплены к одному месту.

- Животные питаются готовыми органическими веществами, животными, растениями, грибами.

А растения сами образуют органические вещества из углекислого газа и воды под влиянием солнечного света.




- Нет.

У водорослей нет органов.

У мхов есть только стебель и листья.

У папоротников есть корень, стебель, листья.

У хвойных растений есть корень, стебель, листья – хвоинки.

Цветов и плодов нет, вместо них шишки с семенами.

У цветковых растений есть все органы.


- Узнать, на какие группы распределили учёные животных.

Цель нашего урока – познакомиться с разнообразием животных и распределить их на группы.

Слайд № 5. Название темы урока «Разнообразие животных».



- У вас на столах лежат разрезанные листы с изображением животных. Ваша цель – собрать мозаику.

- Теперь внимательно послушайте ученика. А к доске выйдут те дети, у которых собранная картинка животного подходит к услышанному описанию.



Слайд № 6 (изображения собранных картинок).

- Докажите, почему ваши животные подходят по описанию к данной группе?

(На слайде появляется изображение паука).

- А примите ли вы в эту группу вот это животное?

(Изображение паука на слайде «исчезает»)

- Как же называется эта группа?

(на слайде появляется название «насекомые»)


(Работают в парах, оказывают взаимопомощь).


Ученик у доски рассказывает:

«Это самая многочисленная группа животных. В их теле различают голову, грудь, брюшко. Все они имеют 6 ног. У большинства 4 крыла. Размножаются, откладывая яйца».

(К доске выходят к доске учащиеся с собранными картинками осы, мухи, муравья, жука.)






(Приводят доказательства).


- Нет, так как у него 8 ног, эта группа «пауки».


- Насекомые.



- Итак, мы познакомились с первой группой.

Возьмите листы с таблицей. Запиши в неё название группы и представителей. Характерные признаки вы заполните в конце урока.



(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)

группа животных

характерные признаки

представители

1. Насекомые.

Есть голова, грудь, брюшко. 6 лап. У большинства 4 крыла. Откладывают яйца.

Муха, оса, муравей, жук (бронзовка)




- Со следующей группой вы познакомитесь, посмотрев видеоролик - «В океанариуме»

(Я использовала видеозапись, сделанную при посещении с учащимися Океанариума)

- Выйдите к доске те, у кого животные на картинках подходят к данной группе.

Слайд № 7 (изображения рыб).

- Что общего у ваших представителей?

(На слайде появляется изображение дельфина).

- А примите ли вы в эту группу это животное?

(Изображение дельфина на слайде «исчезает»)

- Как же называется группа?

(на слайде появляется название «Рыбы»)

Давайте вернемся к заполнению таблицы. Сделайте это самостоятельно. (Напоминаю, что характерные признаки пока не заполняем).








(Выходят ученики с картинками, на которых изображены плотва, окунь, ерш, осётр)


- Тело покрыто чешуёй, есть голова, туловище, хвост, плавники. Размножаются, вымётывая икру.


- Нет, они рождают живых детёнышей.



- Рыбы.

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)

2. Рыбы.

Есть голова, туловище, хвост, плавники. У большинства чешуя. Живут в воде. Вымётывают икру.

Плотва, окунь, ёрш, осётр.



- А теперь задание такое: внимательно слушайте загадки. К доске выйдут те ребята, чьи животные будут отгадками к загадкам.

1) «По лужку он важно ходит.

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки».

2) «Длинноногий, длинношеий. Длинноклювый, телом серый.

А затылок ярко-красный.

Ходит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек».

3) «Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает».

4) «Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут».


Слайд № 8 (появляются изображения перечисленных птиц)

- По каким же общим признакам мы объединяем их в группу?

- К вам в группу просится еще один представитель (на слайде появляется изображение страуса). ПрИмите?

- Как называется эта группа? (на слайде появляется название группы).




















(Выходят к доске учащиеся с изображениями гуся, журавля, курицы, снегиря).





- Есть клюв. Тело покрыто перьями. Есть крылья, 2 ноги. Размножаются, откладывая яйца.



- Да. (Приводят доказательства).

- Птицы.

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы).

3. Птицы.

Есть клюв. Есть крылья. Тело покрыто перьями. Есть 2 ноги. Откладывают яйца.

Гусь, курица, журавль, снегирь, страус.



- А теперь птицы помогут нам немного отдохнуть (физкультминутка по слайду №9)


Слайд № 9 (анимация с изображением птицы, а ребята повторяют её движения)


Слайд № 10.

- Представители следующей группы от вас спрятались за ширму. Узнайте их. А к доске выйдут ребята с изображением этих животных.

- Как же называется эта группа?

- Что общего у представителей этой группы?

(К доске выходят дети с картинками моржа, обезьяны, кенгуру, ёжика. Называют животного, щелчок слайда - раскрывается изображение животного).



- Млекопитающие.

- Тело покрыто шерстью, есть 4 лапы, рождают живых детенышей и кормят их молоком.

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы).

4. Млекопитающие.

Тело у большинства покрыто шерстью. Есть 4 лапы. Хвост. Рождают живых детёнышей и кормят их молоком.

Морж, кенгуру, обезьяна, ёж.



- Мы записали в таблицу 4 группы животных. Осталось несколько картинок на партах. Выйдите с этими картинками к доске. Я предлагаю объединить ваших животных в одну группу. Согласны?


- Как же вы тогда распределитесь на группы?


-Теперь внимательно послушайте ученика. Ваша задача: узнать, о которой из групп он рассказывает, запомнить отличительный признаки этой группы.




- О какой группе шла речь?

Слайд № 11.

- Как называется эта группа?






-Нет. У одних тело гладкое, у других чешуйками. Одни вымётывают икру, другие откладывают яйца.

(Обсуждают и объединяются.)



Ученик:

«Это животные, которые могут жить и на суше, и в воде. В их теле различают голову, туловище, 4 ноги. Некоторые имеют хвост. Кожа голая, часто влажная. Размножаются в воде, выметывая икру. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды».

- Лягушка, жаба, саламандра, тритон.



- земноводные

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)

5. Земноводные.

Есть голова, туловище, хвост, 4 ноги. Кожа голая, часто влажная. Вымётывают икру.

Лягушка, жаба, тритон, саламандра.



Слайд № 12.

Картинки с изображением ужа, варана, черепахи, хамелеона.

- И вот, наконец, последняя группа. Кто знает её название?

- Об этой группе вы сами прочитаете по учебнику.

- Какие признаки характерны для этой группы?








- Пресмыкающиеся.


(Читают текст учебника (работа в парах).


(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)

6. Пресмыкающиеся.

Есть голова. туловище, хвост. У некоторых нет лап. Кожа сухая, с чешуйками. Откладывают яйца.

Змея (уж), крокодил, варан, хамелеон.




3-6. Рефлексия. Самостоятельная работа. Контроль и самопроверка. Подведение итогов.

- Какая была цель урока?


- Выполнили мы эту цель?

- С какими группами животных познакомились?

- Познакомиться с разнообразием животных и распределить их на группы.

- Да.

- Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся.

- А теперь вернёмся к вашей таблице. Возьмите маленькие листочки. На них напечатаны признаки каждой группы животных, с которыми вы сегодня познакомились. Ваша цель: прочитать текст на каждом листочке, определить, к какой группе относится это описание, вклеить это описание в соответствующую часть вашей таблицы (столбик № 2 – характерные признаки).

(Читают признаки, вклеивают печатный материал во 2 столбик таблицы).

6. Информация о домашнем задании.


- И последнее – для пытливых и любознательных.

Слайд № 13 (изображение пингвина)

- К какой группе животных отнесём?

- Докажите, ведь летать

не может, тело перьями не покрыто.


Слайд № 14 ( изображение кита)

- К какой группе животных отнесём?

- А почему? Ведь живет в воде, есть плавники, хвост)


Слайд № 15. (изображение утконоса)

- К какой группе животных отнесём?

(Если затрудняются ответить – предложить любознательным самим найти ответ на этот вопрос).

Если вас заинтересовали эти животные, вы можете дополнительно узнать о них из книг по зоологии.


Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за вашу работу!




- Птица.



(Приводят доказательства).



- Млекопитающее.




- Млекопитающее.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 09.07.20 в 19:52 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок, Марина Анатольевна! Обязательно воспользуюсь. Посмотрите мои публикации на эту же тему: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/fragment_uroka_okruzhayushego_mira_raznoobrazie_zhivo_134748.html,

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/interaktivnoe_uprazhnenie_gruppi_zhivotnih_3_klas_202323.html и другие.
Мицик Марина Анатольевна, 13.07.20 в 09:38 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за Ваш комментарий. Обязательно посмотрю Ваши материалы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.