12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мицик Марина Анатольевна229 Россия, Новгородская обл., Великий Новгород Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок по теме: "Разнообразие животных"
Презентация к уроку "Разнообразие животных"
PPT / 3.83 Мб
Мицик Марина Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 4 имени Героя Советского Союза, Почётного гражданина Новгорода И.А. Каберова».
Тема урока: Разнообразие животных
(программа курса «Окружающий мир» «Перспектива», 3 класс, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.) Материал урока может быть использован для изучения данной темы по любой программе начальной школы.
Цель:
- предметная: научиться сравнивать группы животных на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию.
- метапредметная:
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным критериям;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной).
Этапы урока:
1. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Организация начала занятия. | |||||||
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | ||||||
(на партах разложен дидактический материал к уроку: разрезные карточки для сбора мозаики, таблица для заполнения по теме урока, печатный материал для заполнения таблицы). Прозвенел уже звонок – Время начинать урок. И пусть покажет третий класс Свои способности сейчас. | (Проверяют наличие на парте необходимого учебного материала). | ||||||
2. Актуализация знаний. | |||||||
Учитель открывает презентацию. Слайд № 1. На слайде записаны слова: Растения, наземная, микология, водная, грибы, корень, стебель, наземно-воздушная, животные, лист, микробиология, почвенная, бактерии, ботаника, плод, цветок, зоология. - На сколько групп можно распределить эти слова? - У вас на партах лежат карточки со словами. Выйдите с этими карточками к доске и сформируйте группы. | (Читают слова). - На 4 группы. (Выходят к доске, обсуждают, объединяются в 4 группы). | ||||||
Слайд № 2. (Проверка правильности распределения слов по группам). - У вас получились такие группы. А как они называются? | 1 группа: грибы, растения, животные, бактерии. 2 группа: микология, микробиология, ботаника, зоология. 3 группа: корень, стебель, лист, цветок, плод. 4 группа: наземная, наземно-воздушная, водная, почвенная. - 1 – царство животных, 2 – науки, 3 – органы растения, 4 – среда обитания. | ||||||
2. Постановка цели и первичное усвоение новых знаний. | |||||||
Слайд № 3. - Вспомните, что изучают перечисленные нами науки? - Какая наука занимается изучением растений? - А изучением животных? - Чем похожи растения и животные? - А чем они различаются? Слайд № 4. Запись: «Все растения имеют корень, стебель, листья, плоды с семенами». - Согласны ли вы с этим высказыванием? (Во время ответов учащихся на слайде появляются изображения водорослей, мха, папоротника, хвойного растения, цветка) - Итак, вы уже знаете, что учёные распределили растения на группы. Какова цель нашего урока? | (Обсуждают в парах. Соединяют название науки и объекты её изучения). - Грибы – микология, бактерии - микробиология, растения – ботаника, животные – зоология. - ботаника - зоология (обсуждают в группах) - Растут, дышат, питаются, размножаются, стареют, умирают. (Ответы учащихся): - Органы животных внутри тела, а органы растения снаружи. - Рост животных в определенное время прекращается, а растения растут всю жизнь. - Почти все животные имеют специальные органы движения и могут передвигаться. - Растения всю жизнь прикреплены к одному месту. - Животные питаются готовыми органическими веществами, животными, растениями, грибами. А растения сами образуют органические вещества из углекислого газа и воды под влиянием солнечного света. - Нет. У водорослей нет органов. У мхов есть только стебель и листья. У папоротников есть корень, стебель, листья. У хвойных растений есть корень, стебель, листья – хвоинки. Цветов и плодов нет, вместо них шишки с семенами. У цветковых растений есть все органы. - Узнать, на какие группы распределили учёные животных. | ||||||
Цель нашего урока – познакомиться с разнообразием животных и распределить их на группы. Слайд № 5. Название темы урока «Разнообразие животных». | | ||||||
- У вас на столах лежат разрезанные листы с изображением животных. Ваша цель – собрать мозаику. - Теперь внимательно послушайте ученика. А к доске выйдут те дети, у которых собранная картинка животного подходит к услышанному описанию. Слайд № 6 (изображения собранных картинок). - Докажите, почему ваши животные подходят по описанию к данной группе? (На слайде появляется изображение паука). - А примите ли вы в эту группу вот это животное? (Изображение паука на слайде «исчезает») - Как же называется эта группа? (на слайде появляется название «насекомые») | (Работают в парах, оказывают взаимопомощь). Ученик у доски рассказывает: «Это самая многочисленная группа животных. В их теле различают голову, грудь, брюшко. Все они имеют 6 ног. У большинства 4 крыла. Размножаются, откладывая яйца». (К доске выходят к доске учащиеся с собранными картинками осы, мухи, муравья, жука.)
(Приводят доказательства). - Нет, так как у него 8 ног, эта группа «пауки». - Насекомые. | ||||||
- Итак, мы познакомились с первой группой. Возьмите листы с таблицей. Запиши в неё название группы и представителей. Характерные признаки вы заполните в конце урока. | (Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)
| ||||||
- Со следующей группой вы познакомитесь, посмотрев видеоролик - «В океанариуме» (Я использовала видеозапись, сделанную при посещении с учащимися Океанариума) - Выйдите к доске те, у кого животные на картинках подходят к данной группе. Слайд № 7 (изображения рыб). - Что общего у ваших представителей? (На слайде появляется изображение дельфина). - А примите ли вы в эту группу это животное? (Изображение дельфина на слайде «исчезает») - Как же называется группа? (на слайде появляется название «Рыбы») Давайте вернемся к заполнению таблицы. Сделайте это самостоятельно. (Напоминаю, что характерные признаки пока не заполняем). | (Выходят ученики с картинками, на которых изображены плотва, окунь, ерш, осётр) - Тело покрыто чешуёй, есть голова, туловище, хвост, плавники. Размножаются, вымётывая икру. - Нет, они рождают живых детёнышей. - Рыбы. (Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)
| ||||||
- А теперь задание такое: внимательно слушайте загадки. К доске выйдут те ребята, чьи животные будут отгадками к загадкам. 1) «По лужку он важно ходит. Из воды сухим выходит. Носит красные ботинки. Дарит мягкие перинки». 2) «Длинноногий, длинношеий. Длинноклювый, телом серый. А затылок ярко-красный. Ходит по болотам грязным. Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек». 3) «Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает». 4) «Чернокрылый, красногрудый. И зимой найдет приют. Не боится он простуды. С первым снегом тут как тут». Слайд № 8 (появляются изображения перечисленных птиц) - По каким же общим признакам мы объединяем их в группу? - К вам в группу просится еще один представитель (на слайде появляется изображение страуса). ПрИмите? - Как называется эта группа? (на слайде появляется название группы). | (Выходят к доске учащиеся с изображениями гуся, журавля, курицы, снегиря). - Есть клюв. Тело покрыто перьями. Есть крылья, 2 ноги. Размножаются, откладывая яйца. - Да. (Приводят доказательства). - Птицы. (Заполняют 1 и 3 столбики таблицы).
| ||||||
- А теперь птицы помогут нам немного отдохнуть (физкультминутка по слайду №9) | Слайд № 9 (анимация с изображением птицы, а ребята повторяют её движения) | ||||||
Слайд № 10. - Представители следующей группы от вас спрятались за ширму. Узнайте их. А к доске выйдут ребята с изображением этих животных. - Как же называется эта группа? - Что общего у представителей этой группы? | (К доске выходят дети с картинками моржа, обезьяны, кенгуру, ёжика. Называют животного, щелчок слайда - раскрывается изображение животного). - Млекопитающие. - Тело покрыто шерстью, есть 4 лапы, рождают живых детенышей и кормят их молоком. (Заполняют 1 и 3 столбики таблицы).
| ||||||
- Мы записали в таблицу 4 группы животных. Осталось несколько картинок на партах. Выйдите с этими картинками к доске. Я предлагаю объединить ваших животных в одну группу. Согласны? - Как же вы тогда распределитесь на группы? -Теперь внимательно послушайте ученика. Ваша задача: узнать, о которой из групп он рассказывает, запомнить отличительный признаки этой группы. - О какой группе шла речь? Слайд № 11. - Как называется эта группа? | -Нет. У одних тело гладкое, у других чешуйками. Одни вымётывают икру, другие откладывают яйца. (Обсуждают и объединяются.) Ученик: «Это животные, которые могут жить и на суше, и в воде. В их теле различают голову, туловище, 4 ноги. Некоторые имеют хвост. Кожа голая, часто влажная. Размножаются в воде, выметывая икру. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды». - Лягушка, жаба, саламандра, тритон. - земноводные (Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)
| ||||||
Слайд № 12. Картинки с изображением ужа, варана, черепахи, хамелеона. - И вот, наконец, последняя группа. Кто знает её название? - Об этой группе вы сами прочитаете по учебнику. - Какие признаки характерны для этой группы? | - Пресмыкающиеся. (Читают текст учебника (работа в парах). (Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)
| ||||||
3-6. Рефлексия. Самостоятельная работа. Контроль и самопроверка. Подведение итогов. | |||||||
- Какая была цель урока? - Выполнили мы эту цель? - С какими группами животных познакомились? | - Познакомиться с разнообразием животных и распределить их на группы. - Да. - Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. | ||||||
- А теперь вернёмся к вашей таблице. Возьмите маленькие листочки. На них напечатаны признаки каждой группы животных, с которыми вы сегодня познакомились. Ваша цель: прочитать текст на каждом листочке, определить, к какой группе относится это описание, вклеить это описание в соответствующую часть вашей таблицы (столбик № 2 – характерные признаки). | (Читают признаки, вклеивают печатный материал во 2 столбик таблицы). | ||||||
6. Информация о домашнем задании. | |||||||
- И последнее – для пытливых и любознательных. Слайд № 13 (изображение пингвина) - К какой группе животных отнесём? - Докажите, ведь летать не может, тело перьями не покрыто. Слайд № 14 ( изображение кита) - К какой группе животных отнесём? - А почему? Ведь живет в воде, есть плавники, хвост) Слайд № 15. (изображение утконоса) - К какой группе животных отнесём? (Если затрудняются ответить – предложить любознательным самим найти ответ на этот вопрос). Если вас заинтересовали эти животные, вы можете дополнительно узнать о них из книг по зоологии. Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за вашу работу! | - Птица. (Приводят доказательства). - Млекопитающее. - Млекопитающее. |
Комментарии (2)
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/interaktivnoe_uprazhnenie_gruppi_zhivotnih_3_klas_202323.html и другие.