12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орлова Татьяна Викторовна33
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Тема урока «Тригонометрические функции»


Предмет: алгебра и начала математического анализа.

Класс: 10-ый

Автор урока: Орлова Татьяна Викторовна, учитель математики и информатики.

Образовательное учреждение: МОУ «Лицей № 9» г. Воронежа


Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цели урока:

Развивать математическое мышление, интуицию, смекалку, способность чётко формулировать свои мысли.

Повторить, обобщить знания по теме, осуществить промежуточный контроль с проверкой на уроке.

Воспитывать познавательную активность, способствовать развитию уверенности в своих силах.

Задачи урока:

Повторить основные определения и формулы тригонометрии.

Продолжить решение задач по изученному материалу.

Выработать у учащихся умение решать простейшие тригонометрические уравнения.

Продолжить формирование навыков работы с интерактивной доской.

Провести диагностику усвоения системы знаний и умений учащихся.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/

приобретут/ закрепят ученики в ходе урока:

Знать основные определения и формулы тригонометрии.

Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения, упрощать тригонометрические выражения.

Закреплять навыки работы с интерактивной доской.


Необходимое оборудование и материалы: интерактивная доска, ПК, сканер.


Ход урока:

I.Орг. момент. Объявление целей урока (мотивация учащихся.)

«Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике» Джордж Сантаяна (американский философ)

И сегодня мы говорим о разделе математики, который имеет огромное прикладное значение в различных областях знаний. Начнём сегодняшний урок с загадки:


- Какое слово начинается с трёх букв «Г» и заканчивается тремя буквами «Я»?

(Тригонометрия)

Объявление целей урока.

II Повторение теоретического материала.

Какой раздел математики называется тригонометрией?


Тригонометрия («тригонон»- треугольник, «метрейн» - измерение) – это

раздел математики, в котором изучаются зависимости между углами и сторонами треугольников и тригонометрические функции.

Кто ввёл в употребление термин «тригонометрия»?

Термин «тригонометрия» ввёл в употребление в 1595 г. немецкий математик и богослов Варфоломей Питиск. А окончательный вид тригонометрия приобрела в XVIII веке в трудах Л.Эйлера.


Какие основные тригонометрические функции вы знаете?

Синус, косинус, тангенс и котангенс.


Что называется синусом числа t? Что называется косинусом числа t?

Синусом числа t называют ординату точки единичной окружности, которая соответствует данному числу.

Косинусом числа t называют абсциссу точки единичной окружности, которая соответствует данному числу.

t1636135909aa.gif

Если М(t)=M(x;y), то

x=cos t

t1636135909ab.png y=sin t



5. Назовите синус и косинус числа t, если





6. Что называется тангенсом числа t?

Что называется котангенсом числа t?

Тангенсом числа t называют отношение синуса числа t к косинусу того же числа.

t1636135909ac.png



Котангенсом числа t называют отношение косинуса числа t к синусу того же числа.

t1636135909ad.png



7. Сегодня мы будем вести разговор о тригонометрических уравнениях. А что называется уравнением? Какое уравнение называется тригонометрическим?

Уравнение – это равенство, содержащее переменную. А уравнения, в которых неизвестные содержатся под знаком тригонометрических функций, называются тригонометрическими уравнениями.


8. Сколько корней может иметь тригонометрическое уравнение?

Тригонометрическое уравнение либо не имеет корней, либо имеет бесконечное множество корней.

Почему?

Значения синуса и косинуса лежат в промежутке от -1 до 1. Если это условие не выполнено, то уравнение не имеет корней.

Тригонометрические функции периодические, поэтому тригонометрическое уравнение имеет бесконечное множество корней.


III. Проверка домашнего задания.

№13.27(в,г), №13.28 (в,г), 13.29 (в,г), 14.15(б), 14.22.

Задание отсканировано перед уроком, учащиеся комментируют.


IV. Устная работа.

Повторим ещё раз известные нам тригонометрические формулы.

Продолжите равенство:

1-cos2t= sin(-t)=

sint= cos(-t)=

cost= tg(-t)=

1+ctg2t= ctg(-t)=

1+tg2t= sin(π+t)=

tgt= tg(2π-t)=

ctgt= ctg(π-t)=

ctgt·tgt= sin(6π+t)=


t1636135909ae.pngt1636135909af.pngt1636135909ag.png








t1636135909ah.png








V. Закрепление изученного.


А сейчас мы продолжим решать тригонометрические уравнения.


№13.30

Решите уравнение:

а) t1636135909ai.gif б) t1636135909aj.gif

t1636135909ak.gift1636135909al.gif

t1636135909am.gif , t1636135909an.gif .

Ответ: t1636135909ao.gif Ответ: t1636135909ap.gif


№ 13.31

а) t1636135909aq.gif б) t1636135909ar.gif

Ответ: t1636135909as.gif . t1636135909at.gif

Ответ: t1636135909au.gif

№ 14.27 (a)

Вычислите tg t, если известно, что 5 sin t – cos2t = 2,36 и t1636135909av.gif


5 sin t – cos2t = 2,36,

5 sin t – 1+sin2t = 2,36,

sin2t+ 5 sin t – 3,36=0,

D=25+4∙3,36=25+13,44=38,44=6,22,

sin t =-5,6 или sin t = t1636135909aw.gif

t1636135909ax.gif


t1636135909ay.gif ,

t1636135909az.gif

t1636135909ba.gif т.к. это угол II четверти.

t1636135909bb.gif .

t1636135909bc.gif : -0,75.

VI . Тестовый контроль знаний.

Часть учащихся работает за компьютерами (базовый уровень), часть с интерактивной доской.


Тест за компьютерами.


Найдите декартовы координаты точки At1636135909bd.gif.

(-1;0); 2) (0;1); 3) (1;0); 4) (0;-1).

Вычислите: t1636135909be.gif .

t1636135909bf.gif 2) 2,5; 3) t1636135909bg.gif 4) t1636135909bh.gif .

Упростите выражение: 5 sin2t-4+5 cos2t.

1; 2) 9; 3) -9; 4) -4.

Упростите выражение: ctg2t (cos2t-1)+1.

–sin2t; 2) cos2t; 3) sin2t; 4) -cos2t.

Сравните с нулём выражения t1636135909bi.gif и t1636135909bj.gif . Выберите правильную пару ответов.

- - ; 2) - +; 3) + -; 4) + +.

На каком из рисунков изображены точки t1636135909bk.gif


t1636135909bl.png






Укажите множество значений функции y=2 cos x+3.

(2;3); 2) [1;5]; 3) (1;5); 4) [2;3].

Решите уравнение: сos(-x)=1.

2πn; 2) πn; 3) t1636135909bm.gif 4) t1636135909bn.gif

Найдите cos t , если sin t = t1636135909bo.gif

t1636135909bp.gif 2) t1636135909bq.gif ; 3) - t1636135909bp.gif 4) - t1636135909br.gif

Решите уравнение: t1636135909bs.gif

t1636135909bt.gif 2) t1636135909bu.gif 3) t1636135909bv.gif 4) t1636135909bw.gif

Автоматическая проверка, оценки выставляет компьютер.


Тест на доске.

Найдите декартовы координаты точки t1636135909bx.gif

1. t1636135909by.gif 2. t1636135909bz.gif 3. t1636135909ca.gif 4. t1636135909cb.gif .

Кt1636135909cc.gif акая из формул не будет задавать все числа, которым соответствуют точки:

1. π+πk, kZ 2. 2πk, kZ

3. π+πk, kZ 4. πk, kZ


Сt1636135909cd.gif оставьте формулу для всех чисел, которым соответствуют точки:

1. t1636135909ce.gif 2. t1636135909cf.gif

3. t1636135909cg.gif 4. t1636135909ch.gif


На каком из рисунков изображены точки t1636135909ci.gif

t1636135909cj.png

На каком из рисунков изображены точки t1636135909ck.gif

t1636135909cl.gif





Решите уравнение t1636135909cm.gif

1. t1636135909cn.gif 2. t1636135909co.gif 3. t1636135909cp.gif 4. t1636135909cq.gif .

Решите уравнение t1636135909cr.gif .

t1636135909cs.gif





Вычислите tgt, если t1636135909ct.gif

1. t1636135909cu.gif 2. t1636135909cv.gif 3. t1636135909cw.gif 4. t1636135909cx.gif .

Упростите выражение: cos2x-1.

1. sin2x 2. -sin2x 3. t1636135909cy.gif 4. tg2x.

Упростите выражение: (tgt+ctgt)2.

1. t1636135909cz.gif 2. 1 3.t1636135909da.gif 4. sin2t∙cos2t.


Проверка теста с необходимыми пояснениями.


VII. Выставление оценок. Домашнее задание.

На «3» §22 № 22.1, 22.4, на «4» §14№ 14.16(а,в), на «5» №14.24

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.