12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куприна Наталья Евгеньевна19
Россия, Омская обл., Тара

Конспект урока 9 класс биология

Раздел: Молекулярный уровень.

Тема урока: Вирусы.

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.

Задачи:

Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов;

Рассмотреть роль вирусов в жизни человека;

Воспитать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, урок проводится с использованием компьютерных технологий.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

Биология. Введение в общую биологию. 9 кл. : учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. – М. : Дроа, 2014. – 288 с. : ил.

Дидактические материалы для самостоятельной работы школьников.

Маршрутный лист.

Инструктивные карточки.

Презентация слайдов.


 


 


 


 


 

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

2. Актуализация знаний.

Мы продолжаем разговор о клеточном строении живых организмов. Прежде, чем перейти к теме нашего сегодняшнего урока давайте вспомним, что нам уже известно о клетке и клеточном строении.

Фронтальный опрос.

Все организмы можно разделить на две группы: прокариоты и эукариоты. Что лежит в основе этого деления? (Наличие или отсутствие ядра)

Какие организмы относят к прокариотам? (Клетки, которых не содержат ядра)

Приведите примеры прокариотов. (Бактерии и сине-зеленые водоросли)

Что называется эукариотами? (ядерные организмы)

Приведите примеры эукариотов. (Животные, растения, грибы)

Прокариоты и эукариоты отличаются не только наличием или отсутствием ядра. В чем отличие клеток разных организмов и что общего в их строении выясним в ходе самостоятельной работы.

У вас на столах маршрутные листы. Подпишите их. Заполните сравнительную таблицу (Приложение 1). Работаем 2 минуты.

(слайд 1)

Ребята проверьте ответ и оцените его.

Итак, все живые организмы состоят из клеток, а клетки имеют общий план строения (слайд 2) покрыты мембраной, заполнены цитоплазмой, есть наследственный материал и рибосомы – синтезирующие белки данного организма.

Сомнений в клеточном строении живых организмов не было в нашем мире уже в конце 19 века.

Однако, в 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, (слайд 3) изучая мозаичную болезнь табака (слайд 4) и, пытаясь выявить возбудителя, растер листья больного растения и пропустил вытяжку через фильтр, способный задержать все известные в то время микроорганизмы. Когда же ученый ввел полученный фильтрат в листья здорового растения, он снова вызвал у них мозаичную болезнь, то есть фильтрат сохранил инфекционные свойства, а значит, содержит источник болезни.

В чем причина этого? Почему фильтр «не справился»?

(Возбудители очень маленьких размеров)

Действительно, Ивановский пришел к выводу, что заболевание вызывают очень маленькие существа, которые, к тому же, не возможно выращивать на питательных срезах. Позже их назвали вирусами, что значит яд.

Долгое время частицы были неуловимы, так как очень малы. Рассмотреть их удалось лишь с изобретением электронного микроскопа, хотя к тому времени состав их был уже известен.

Значит кроме бактерий, грибов, растений и животных есть ещё какие – то неведомые пока нам живые существа и мы как истинные биологи не можем оставить этот факт без внимания.

Итак, ребята скажите какая сегодня тема нашего урока «Вирусы». (слайд 5и 6)

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека. (слайд 7)

Задачи:

- изучить строение и классификацию вирусов;

- познакомиться с особенностями жизнедеятельности вирусов, и их значением.

3. Изучение нового материала.

Ребята, изучение новой темы мы начнем с работы в маршрутном листе, вам нужно определить правильность суждения о вирусах (заполните таблицу (Приложение2), если вы согласны, то «+», если не согласны, то «-») (слайд №8). До изучения темы и после изучения темы.

Ребята, а сейчас мы будем работать в группах. Задания для каждой группы будут разными.

Группа будет работать с дополнительной информацией, которая была взята из интернета. Вы будите изучать «историю открытия вирусов». Изучив эту информацию вам нужно ответить на вопросы в (Приложении3). (слайд 9)

Группа будет работать с учебником. Ваша задача, изучив параграф в учебнике. Ответить на вопросы в (Приложении3). Строение вирусов. (слайд10)

Группа также будет работать с текстом из интернета. Вам нужно изучить свойства вирусов и их классификацию. выполнить задание в (Приложении3). (слайд11)

Ребята, а сейчас мне бы хотелось вам рассказать про Неаполь. Сицилийский историк Микеле де Пьяцца так описывал Неаполь в период эпидемии: «Трупы оставались лежать в домах и ни один священник, ни один родственник – сын ли, отец ли, кто либо из близких – не решались войти туда: (слайд 12 и 13) могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мертвых. Дома умерших стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями: если кто-то хотел войти туда, ему никто не преграждал путь».

Только средневековые лекари, надев на лицо маски, убирали тела умерших горожан. (слайд 14) Оставшиеся в живых создавали противочумные столбы, которые и сегодня напоминают нам о тех страшных временах. (слайд15)

Ребята, у вас на партах находится краткая информация о жизнедеятельности вирусов, я попрошу вас с ней ознакомиться. (слайд 16) Ответьте расскажите пожалуйста из чего состоит вирус? И кто такие бактериофаги? (слайд 17)

А сейчас мы переходим к (приложению 4) вам нужно заполнить таблицу. Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса. Вам это не составит большого труда с растительной клеткой и клеткой бактерий вы уже знакомы. (слайд18)

Ребята молодцы, а сейчас давайте вернемся к нашей таблице (приложение 2), которую мы заполняли в начале урока. Посмотрите ее ещё раз и проставьте ответы на вопросы во втором столбце. (слайд 19).

Самое главное, что мы должны изучить на этом уроке это роль вирусов в жизни человека. Также встречаются вирусы у животных, которые вызывают болезни, такие как: ящур, чуму свиней и птиц, птичий и свиной грипп и другие. (слайд 20).

Существуют и такие виды вирусов, которые вызывают болезнь у растений, такие как мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов и другие.

А как вы думаете какие заболевания вызывают вирусы у человека? (грипп, свинку, оспа, бешенство, корь, СПИД и многие другие). В Москве в XIII ВЕКЕ ОСПА УНИЧТОЖИЛА ПОЧТИ 80% НАСЕЛЕНИЯ. (слайд 21)

Ребята, как вы думаете какими 2 путями передаются вирусные заболевания? (при непосредственном контакте с больным «контагиозный» и воздушно капельным путем). При непосредственном контакте передаются такие заболевания как трахома - это болезнь глаз. (слайд 22). Капельная инфекция- это самый обычный способ распространения респираторных заболевания. При кашле или чихании в воздух выбрасываются миллионы капель слюны и слизи. Эти капли вместе с находящимися в них живыми микроорганизмами могут вдохнуть другие люди.

Ребята, как вы думаете какие вирусы получили большое распространение в последние годы? Это грипп и СПИД,

Грипп (слайд 23и 24). Человек делает прививку от гриппа и у него вырабатываются антитела, они блокируют вирус, но к сожалению вирус мутирует и антитела не справляются. Поэтому каждый год вирусы гриппа застают нас врасплох. Как вы думаете в какое время года особенно активны вирусы гриппа. Ребята а как можно избежать заражение гриппом? Нужно заниматься спортом, укреплять иммунитет, а в случае заражения обратиться к врачу.

Ребята, а кто может рассказать, а таком заболевании как СПИД?

СПИД синдром приобретенного иммунодефицита человека, его возбудитель ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. (слайд25). ВИЧ проникает в клетки центральной нервной системы и повреждает их. Средняя продолжительность жизни инфекционного человека 7-10 лет. Кто является источником заражения? Человек. СПИД передается, только от человека к человеку. Ребята, как вы думаете какими способами?

Половым путем

Через кровь

От материк плоду. (во время родов и через молоко больной матери).

А как вы думаете, в каких секретах человеческого тела обнаруживается СПИД? (слюна, слеза, молоко), но нет доказательств передачи его при половом контакте.

Ребята, давайте сделаем вывод сегодняшнего урока. Вспомним цель нашего урока, нам нужно было Изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.

Итак вирусы это? Неклеточные формы жизни

Как иначе называют вирусную частицу? Вирион

Что по своему строению напоминают бактериофаги? Шприц

Какая роль вирусов в жизни человека?

А сейчас возьмите свои оценочные листы и посчитайте свои баллы.

Итог урока. Самооценка. Домашнее задание. Лист самооценки по итогам выполненных заданий.


 

 

Возможное количество баллов за выполнение задания

Количество баллов за выполнение задания

Отметка

Приложение 1.

10-9 «5»

8-7 «4»

6-5 «3»

4-3 «2»

2-1 «1»

   

Приложение 3.

Верно все «5»

2 ошибки «4»

3 ошибки

«3»

4 ошибки «2»

5 ошибок «1»

 

Приложение 4.

Верно все «5»

2 ошибки «4»

3 ошибки

«3»

4 ошибки «2»

5 ошибок «1»

 


 

Критерии оценок:


 

15-13 правильных ответов-успешно справился с работой- 5

12-10 правильных ответов-хорошо усвоил материал-4

9-7 правильных ответов-был не слишком внимателен при изучении темы-3

6 и менее - материал урока не усвоен.

Рефлексия.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал

1.Понял материал

2.Скучно

2. Помогал другим

2.Узнал больше, чем знал

3.Безразлично

3. Отдыхал

3. Не понял


 


 

Маршрутный лист.

Приложение 1.

Установите соответствие между клетками и их строением.

Органоиды

Клетки

Мембрана

Цитоплазма

Ядро

Вакуоль

ЭПС

Комплекс Гольджи

Рибосомы

Митохондрии

ДНК или РНК

Мезосомы

А. Прокариоты

Б. Эукариоты


 

Приложение 2.

Суждения (вопросы)

До изучения темы

После изучения темы

Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»

   

Вирус- не питаются, не растут, нет обмена веществ

   

Вирус проникает в клетку

   

Вирусы меньше бактерий

   

Вирусы произошли от клеточных структур (эукариотов)

   


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3.


 


 


 


 


 

группа:

В каком году Ивановский, установил, что вирус не виден даже в микроскоп?


 

Во сколько раз вирусы меньше бактерий?


 


 

В переводе с латинского «Вирус» это?


 

С помощью чего удалось увидеть вирусы?


 


 

Как называется наука, изучающая вирусы?


 

Какие признаки живых организмов присущи вирусам?


 


 

Ученые предполагают, что вирусы произошли?


 

В состав какого царства входят вирусы?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

группа:

Строение:

Вирион(?)

 

 

? ?

Органоиды:?

Вывод:?

группа:

Свойства:

Свойства неживой материи: Свойства живой материи:

1 1

2 2

3 3

4

 

Вывод: ?

Классификация.

/ \

? ?

 


 

Приложение 4.

Органоиды клетки

Эукариоты

Прокариоты

Вирусы

Клеточная мембрана

     

Цитоплазма

     

Ядро

     

Митохондрии

     

ЭПС

     

Комплекс Гольджи

     
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.