Творческое название урока «Знакомство пятиклассников с наукой»

14
3
Материал опубликован 11 June 2017 в группе
 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 64 муниципального образования город Краснодар

МАОУ лицей № 64 г. Краснодара

Работа - участник Всероссийского фестиваля педагогического творчества 2016-2017

Номинация: разработка урока

2015

Примерный сценарий урока

«Физика: знакомство пятиклассников с наукой» (творческое название)

Тип занятия: освоение и первичное закрепление новых знаний через активные методы обучения и учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Формы организации занятия: индивидуальная, парная, групповая образовательная деятельность обучающихся.

Технологии, реализуемые на уроке: технология АМО (активные методы обучения), здоровьесберегающие, ИКТ-технологии.

Средства обучения: лабораторное оборудование для демонстраций, мультимедийная система – интерактивная доска, презентация к уроку.

Программа: программа образовательного курса «Физика. Химия. 5-6 классы», имеющая внешнюю положительную рецензию, автор Спицына Л.И.

Учебник: А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л. С. Понтак Естествознание. 5-6 класс, Дрофа, 2013 г.

ХОД УРОКА:

Организационный момент. Приветствие, знакомство с учениками. Мотивация к началу учебной деятельности.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы встретились в кабинете, в котором каждый урок вас ждёт работа по исследованию загадок, подготовленных природой, опытническая и проектная деятельность. Я готова сопровождать вас в удивительный мир естественных наук, помогать в познании законов природы.

Освоение нового образовательного материала.

Учитель: Все, что мы видим и слышим, воспринимаем, называется материальным миром, изучают его естественные науки.

Почему мир вокруг нас называют материальным?

Что же такое наука?

Какие науки относят к естественным?

Сегодня эти вопросы – главные для нас на уроке. Приступим к поиску ответов на эти вопросы. (Звучит музыкальная заставка)

Ребята! Какая интеллектуальная игра приглашает нас?

Играем блиц «Что? Где? Когда?»

Что такое спутник? Есть ли он у Земли? – Луну

Где жил Архимед? – в своём доме в Сиракузах

Когда «родилась» Земля? – Около 4 миллиардов лет назад

Что такое папирус? – Бумага, на которой писали люди в глубокой древности.

Где зима, когда у нас лето? – В Южном полушарии Земли.

Когда был совершён первый полет человека в космос? – 12 апреля 1961 года

Что такое заповедник? – Природой созданная, но охраняемая государством, территория.

Где природа создала самый большой «резервуар» пресной воды? – в России, озеро Байкал

Когда начинается осень?1 сентября.

Ребята! Вы заметили, что ваши ответы лишь подтверждают, что мир вокруг нас разнообразен, планета Земля и природа на ней возникли очень давно, они существуют и развиваются по своим законам.

Поэтому ответ на вопрос «Что такое материальный мир?» сформулируйте сами. Дети предлагают свои варианты , после обсуждения которых можно записать так: Материальный мир – все, что существует вокруг и не зависит от нас.

Человек живет в этом мире, его деятельность преобразует мир вокруг, поэтому и мы с вами - важная часть материального мира. И поэтому человек обязан беречь и охранять природу, чтобы «не навредить» Земле. Каждый из нас должен помнить, что потомкам после нас нужны зеленые леса и чистые реки, комфортные дома и доступные спортивные стадионы, хорошие условия для счастливой жизни на Земле.

Давайте, друзья мои, помнить,

Что мир вокруг нас так прекрасен,

Огромен, разнообразен!

Его изучать начиная,

Хочу предложить вам загадки!

Ответы на них нам помогут

Законов природы познанье начать,

И важности каждой науки понять!

Предлагаю необычные, «научные» загадки, тексты которых можно найти в детских книгах, в сети, или составить самому учителю:

Лежит дощечка у экрана,
Буквам-кнопкам она мама!
Знает русский алфавит,
И английским удивит -
Очень умная натура!
Это что?     Клавиатура 

Будто с гор крутых срываясь, 
Грозно очень он ревёт, 
И, о камни разбиваясь, 
Пеною встаёт.  Водопад

Я мохнатый, я кудлатый, 
Я зимой над каждой хатой, 
Над пожаром и заводом, 
Над костром и пароходом. 
Но нигде - нигде меня 
Не бывает без огня.  Дым

Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам —

Скажешь здесь, а слышно там.
Телефон

Эта не простая вата 
По небу плывёт куда-то. 
Знает вата, что нужней, 
Там, где люди ждут дождей.  Туча 

Мой друг живет со мной в квартире,
Не разъезжает по стране,
Но все, что делается в мире,
Он раньше всех расскажет мне.
Поднимет утром на зарядку,
Потом мне песенки споет,
Он загадает мне загадку -
И от меня ответа ждет. Радиоприемник

Я – коварный поджигатель.

Вы огня хотите – нате!

Я – всесильный окислитель,

Если только дров дадите! Кислород

 

В грозу гулять мне не резон,

После неё, поверь, дружище,

В саду, в лесу и в поле чище,

А в свежем воздухе - Озон!

 

Вдруг рассыпался горох

На все семьдесят дорог.

Падает горошком, скачет по дорожкам.

  Град

 

С неба падаю звездой, 

на ладошке стал водой.

Снег

Очень добродушная, 
Я мягкая, послушная, 
Но когда я захочу, 
Даже камень источу. Вода

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть.

Мне ставят памятник за это,

И знают – мое имя … Медь.

Летит без крыльев и поёт, 
Прохожих задирает. 
Одним проходу не даёт, 
Других он подгоняет.  Ветер 

Барсик наш поранил лапку,

Но не прячется под лавку:

Доктор нам уже несет

Белый бинт и желтый … Йод!

Как вошёл — никто не видел, 
Что сказал — никто не слышал. 
Дунул в окна и исчез, 
А на окнах вырос лес.  Мороз

Такова моя природа:

Известняк, песок и сода.

Много требую огня,

Чтобы выплавить меня.

Я – прозрачно и светло,

И зовут меня - … Стекло

Ежедневно в семь утра,
Я трещу: вставать пора!

Спеши! В лицей не опоздай,

Учись, общайся и играй!  Будильник

 

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Вам на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь! Машина

 

Полюбуйся, посмотри —

Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. Холодильник

Вот у нас какой садовник –

Вишню он полил, крыжовник,

Грушу, яблони, цветы,

Травку вымыл и кусты. Дождь

 

Отгадав загадку, ученик выбирает из лежащих на столе табличек со словами – отгадками нужную (слово-ответ) и крепит ее к доске.

Учитель: Ребята! На доске появились выбранные вами слова – отгадки. Каждое слово что-то обозначает. Но… давайте подумаем, чем отличаются слова-отгадки друг от друга? Предлагаю объединить их по характерным признакам, назначению, группам. Предлагайте свои способы группировки ответов.

Заслушиваются предложения обучающихся, которые, поочередно выходя к доске, формируют на ней несколько групп из слов-ответов.

Учитель, координируя деятельность детей наводящими вопросами, добивается подвода к такой классификации:

Радуга,

Ветер,

Водопад,

Дым,

Мороз.

Клавиатура,

Телефон, Луна,

Туча,

Радиоприемник,

Холодильник,

Будильник, Экскаватор.

Вода,

Йод,

Стекло,

Кислород,

Озон,

Медь.

Затем обучающиеся, работая парами или в группах, находят названия каждой группе терминов и сообща формулируют первые определения на уроке:

Природное явление

Физическое тело

Вещество

Определения новых терминов записываются в тетради

Подведение итогов этапа урока: В окружающем нас мире есть множество физических тел, состоящих из разных веществ, в нем происходят различные природные явления. (формулировка записывается в тетрадь)

Учитель: Вернемся к вопросу: Какие науки относятся к естественным? Ребята! К этому уроку мной были подготовлены формулировки и названия наук, но текст слайда нарушился. Предлагаю всем вместе привести его в порядок.

Индивидуальная (парная) работа с текстом (слайдом), представленным на интерактивной доске, в результате работы – верно сформулированные фразы:

Физика – наука, изучающая строение тел и их свойства.

Наука о превращениях одних веществ в другие - ... химия.

Взаимодействие между человеком и окружающей средой изучает … экология.

Астрономия – наука о небесных телах, звездах и планетах.

Биология … изучает живые организмы.

Общие законы природы формулирует … физика

Подведение итогов этапа урока: Таким образом, целая группа естественных наук изучает материальный мир, взаимодействие человека с природой. Физические законы откроют перед вами правила, по которым живет природа, тайны устройств машин и механизмов. Знания законов природы позволит объяснять то, что для вас раньше считалось необъяснимым.

Чтобы получать ответы на вопросы «Как?», «Почему?», вам нужно будет наблюдать, проводить опыты и экспериментировать, выполнять расчеты и анализировать полученные результаты не только во время учебных занятий, но и вне уроков.

Сегодня же начинаем включаться в научные наблюдения, участвуем в демонстрации физических явлений, отмечаем из особенности. Вы можете придумать собственные названия действиям, например «кипяток в бумажной «кастрюле», «считаем скрепки в стакане с водой», «реактивный» шарик и другие.

(Возможна демонстрация видеофрагментов различных физических явлений или представление работы действующих учебных моделей, например, двигателя внутреннего сгорания или телеграфного аппарата)

Домашнее задание любителям искать ответы на вопрос «Почему?» - объяснить демонстрацию (любую, понравившуюся) с научной точки зрения.

Учитель: Чтобы дать ответ на вопрос: «Что такое наука?», предлагаю заглянуть в толковые словари, изданные в разное время, и выбрать понравившееся определение физического термина.

В качестве элемента домашнего задания детям предлагается дать собственные формулировки терминам «наука», «естественные науки». Лучшие из формулировок будут записаны в «Наш словарь терминов» - словарь, созданный в кабинете физики.

Завершая первый урок… Ребята! Физика и химия – науки экспериментальные. Это значит, что на уроках вы будете выполнять лабораторные работы, пользоваться стеклянной посудой, химическими реагентами, мелкими предметами, электрооборудованием, и обязаны будете соблюдать правила ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!

Уроки физики всегда такие интересные -

Приборов множество вокруг, и знания полезные.

Запомнить следует, друзья, вам правила несложные,

В лицее, дома соблюдать законы непреложные!

Правило первое: Перед выполнением лабораторной работы или эксперимента пройти инструктаж по ТБ, чтобы знать, что во время работы может быть потенциальным источником опасности.

Правило второе: Неукоснительно выполнять указания учителя при проведении опыта, недопустимо без разрешения выполнять работу, действия с потенциально опасным оборудованием.

Правило третье: Ваше рабочее место (школьная парта) должно быть подготовлено к работе: расположение лабораторного оборудования должно быть удобно для тебя, все лишние предметы следует убрать, чтобы обеспечить свободный подступ к столу учителя (лаборанта).

Правило четвертое: Недопустимо во время учебного процесса использование средств мобильной связи, даже в качестве калькулятора для расчетов.

Правило пятое: Недопустимы такие действия учащихся:

Пусть в пробирке пахнет сладко,

В колбе – словно мармелад.

Вещества на вкус не пробуй,

Сладко пахнет даже яд!

Как же нюхать вещества?

В колбу нос совать нельзя!

-«Почему? Со мною что случится?»

- «Просто можешь отравиться!»

Правило шестое: После окончания выполнения опыта, лабораторной работы, необходимо привести рабочее место в порядок, сдать учителю лабораторное оборудование и рабочую тетрадь. Подведение итогов этапа урока: Обучающиеся формулируют вывод о необходимости соблюдения правил техники безопасности. Заслушиваются высказывания детей, обсуждаются.

(формулировка записывается в тетрадь) Помни! Соблюдая правила техники безопасности на уроках физики, ты сохраняешь свою жизнь и здоровье!

Рефлексия: На столе учителя появляется деревце без листочков. Учитель предлагает выбрать из заготовленных листочков любой - зелёный, желтый, красный, и написать на нём свои впечатления от занятия, мысли, опасения. Затем деревце «одевается» в листочки.

Зачитываются высказывания учащихся, обсуждаются.

Домашнее задание: конспект, стр. 3 - 5, ответы на вопросы.

Творческое задание: по желанию ученик может составить рассказ о природном явлении(8 – 10 предложений), нарисовать его.

Ссылка на источник с текстами загадок:

http://zagadki-pro.ru/tema/zagadki-pro-prirodnye-yavleniya

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный сценарий урока! Очень интересные приемы и формы работы, соответствуют возрастным особенностям учащихся 5 класса. Спасибо!

11 June 2017

Спасибо за добрые слова, Маргарита Владимировна! На сайт попала случайно, рада, что есть чему поучиться у коллег.

13 June 2017

Присутствовала на уроке. Прошел на "УРА", детям очень понравилось.

4 June 2019