Вводный урок «Знакомство с предметом: Кулинария»
Вводный урок «Знакомство с предметом: Кулинария»
Цели:
Развитие интереса у учащихся к предмету Кулинария. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Рассказ о ведущей профессии отрасли- поваре. Дать четкое определение курсу «Кулинария», показать связь его с другими научными дисциплинами.
Кулинария – это искусство приготовления пищи. Искусство, так как в работе повара многое зависит от его вкуса, умения придать блюдам тонкие вкусовые оттенки, красиво оформить изделия, возбудить аппетит, а полезная еда по словам академика И. П. Павлова-это еда с удовольствием. И настоящими поварами кулинарами могут стать те, кто по истине имеет большое желание к этой профессии. Кто задаётся целью, тот обязательно достигнет желаемого результата, приложив к этому делу максимум усилия, интереса, труда, творчества, любви. Какова же ваша цель?: Стать профессиональными поварами, кондитерами, работать в престижных предприятиях общественного питания. В крупных городах востребованность в рабочих профессиях «высокая», в том числе и в поварах. Понятно, что в нашем небольшом городке трудно найти высокооплачиваемую должность, но профессионалы всегда востребованы, тем более, поварское искусство пригодится в семейной жизни. Ведь наша жизнь и здоровье зависит от того, как мы питаемся. Пища это основа жизни и источник энергии. Большое значение имеет рациональное сбалансированное питание. В каком количестве и составе будет употребляться пища. Особенно большая ответственность будет лежать на поварах, которым предстоит работать детских садах, школах, лагерях отдыха, больницах, санаториях.
Можно без преувеличения сказать, что нет такого места на земле, где люди не пользовались бы услугами поваров. Человеку от рождения всего месяц- другой, а уже из детской кухни ему приносят творог, бутылочки с кашами, питательными смесями. Всё это приготовлено добрыми руками кулинаров. Повар передвижной походной столовой день-деньской колесит по бездорожью, везёт обед нефтяникам на буровую. Кулинары подземной столовой «колдуют» у раскалённой плиты, чтобы повкусней и вовремя накормить шахтёров на заводе и в школе, в санатории и военном походе, в скором поезде и на борту рыболовного траулера без повара не обойтись. Космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Владимир Комаров, возвращаясь на землю, говорили, что, поднося ко рту тубы с пищей, они испытывали чувство признательности к тем, кто позаботился о космическом меню.
Труд повара тесно связан с трудом специалистов, работающих в различных отраслях народного хозяйства, науки, техники. Вот, например, самолёт ИЛ-62 летит из Москвы во Владивосток. Семь тысяч километров, восемь часов полёта. За это время проголодаешься. Но на каком - то отрезке пути в самолёте появляются стюардессы, у каждой из которых в руках подносы с обедом, приготовленным на земле. Об этом позаботился бортовой цех питания и его диспетчерская служба. Диспетчер передал ресторану заказ, а экспедиторы доставили пищу в специальных контейнерах на борт самолёта.
Вот почему профессии работников п. о. п. встали в один ряд с самыми уважаемыми профессиями сферы материального производства. Не даром на многих фабриках и заводах
Столовую называют «цехом № 1».Десятки тысяч кулинаров и кондитеров награждены орденами и медалями. Узнать новые факты и новый материал о своей будущей профессии вы можете из журналов и книг по кулинарии (сборники рецептур, спец. литература), телевидения, газет. В художественной литературе трудно найти писателя, который не посвятил бы описанию пищи и работе поваров хотя бы несколько строк: Державин и Пушкин, Андерсен, и О. Генри, Шарль де Костер и Ростан, Братья Гримм, Гоголь и Чехов и многие, многие другие И это понятно: ведь кулинарное искусство всегда было тесно связано с бытом, культурой и веками, складывающимися обычаями народа.
«Я всем нужна»
Есть редкие профессии на свете,
Ну, скажем космонавт. И капитан.
Но я за тех и за других - в ответе.
За тех, кто в космосе, кто вышел в океан.
Без нас нельзя ни выйти на орбиту,
И ни покинуть гавань кораблю.
Профессий очень много знаменитых.
А я свою негромкую, люблю.
Она нужна - как воздух, как вода.
И пусть она покажется невзрачной
Немногим или многим – не беда…
Кто знает вкус воды - простой, прозрачной?
Устанет человек и нас ругает:
На поваре сошёлся клином свет…
Так вкус воды прозрачной замечают,
Когда её в достатке рядом нет.
Я у плиты - едва зоря займётся
И день- деньской как белка в колесе.
И хоть «спасибо» трудно достаётся-
Я всем нужна. И это знают все.
Кулинария имеет богатую многовековую историю. По словам Ф. Энгельса, приготовление пищи - самая древняя отрасль человеческой деятельности. Ведь труд создал человека, а первым орудием труда были орудия для добывания и первичной обработки пищи.
Первой пищей человекообразных существ на земле были корни растений, семена злаков, мелкие животные и насекомые. Добывание и переваривание этой малопитательной пищи требовало огромного расхода энергии, организм человека работал в значительной степени «на себя», не оставляя ни энергии, ни материала для развития высшей нервной деятельности. Когда наши предки сумели добывать мясо крупных животных, эта пища дала им почти в готовом виде белки и другие вещества, необходимые для жизнедеятельности. Поэтому, по словам Ф. Энгельса, без мясной пищи человек не смог бы стать человеком и теория врождённого вегетарианства не имеет научных основ.
По словам Ф. Энгельса, применение огня для приготовления пищи сыграло огромную роль в эволюционном развитии человека, дав ему как бы полупереваренную пищу, сократив расход энергии и материал на переваривание. Это ещё больше способствовало развитию высшей деятельности. Общественное питание совершенствуется и развивается, его путь лежит от кустарного поварского дела царской России до таких гигантов, как комбинаты питания Волжского автомобильного завода, КамАЗА, Рижского завода ВЭФ, Минского автомобильного завода и т. д.
А. М. Горький говорил, что если бы рабочие каждой отрасли промышленности, а ещё лучше каждой фабрики и завода, знали, как возникло, развивалось и совершенствовалось это производство, то они работали бы лучше, производительнее, с большим пониманием культурно – исторической роли своего труда.
Кулинарные рецептуры не случайны, не произвольны, а сложились в результате многовековой эволюции, в них аккумулирован тысячелетний опыт человечества. А национальная кухня любого народа соответствует климату, образу жизни, национальным вкусам. Только в историческом аспекте можно понять физиологическую целесообразность многих кулинарных рецептур и приёмов.
Человек сформировался под влиянием внешней среды, и самым мощным фактором воздействия её на организм служит пища, а питается человек продуктами, прошедшими кулинарную обработку. Так около 80% всех пищевых продуктов человек потребляет после кулинарной обработки, которая вызывает в них глубокие физико – химические изменения. Эти изменения влияют на усвояемость и утилизацию пищевых веществ.
От поваров во многом зависит доведение до потребителя всех щедрот нашей земли. Об этом хорошо сказал Р. Рождественский в стихотворении;
Земля и потому ещё щедра,
Что в мире существуют повара
Благословенны их простые судьбы,
А руки, словно помыслы чисты.
Профессия у них добро, по сути.
Злой человек не встанет у плиты.
От поварского труда и от хорошей организации питания зависит здоровье, трудоспособность и продолжительность жизни людей.
Недаром говорят – хороший повар стоит доктора. Работникам п.о.п. наряду с врачами, доверено самое главное- жизнь и здоровье людей.
Главная задача повара - готовить не только вкусную, но и здоровую пищу.
Кулинарная рецептура не случайна, не произвольна, а сложилась под влиянием природных, исторических и социально- экономических факторов. Поэтому кулинария должна базироваться на данных химии, физики, физиологии питания, гигиены и других дисциплин. И чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть человеком, образованным в области биологии, химии, товароведения, оборудования, организации п.о.п., калькуляции и т.д. Важное значение имеет такой предмет как физкультура т.к. труд повара связан с физическим трудом.
Обучение рассчитано на три года: за два года вы освоите профессию повара-3 разряда, повышенный разряд 4, на третьем курсе-2 разряд кондитера, повышенный 3 .Все три года обучения вы будете получать знания по общеобразовательным предметам: математике, русскому языку, ОБЖ, иностранному языку, истории, химии и т.д. По спец. дисциплинам: кулинарии, калькуляции и т. д. Теоретические знания, которые будут получены по предметам спец. дисциплин должны быть воспроизведены на практике и должен быть получен навык работы. Например: кулинария изучает рациональные способы первичной и тепловой обработки продуктов в условиях массового приготовления. Рациональное приготовление в условиях массового производства означает приготовление пищи с наименьшими потерями сырья, сохранением его пищевой ценности, с наименьшими затратами труда, энергии и материальных ценностей.
С наименьшими потерями сырья означает, что при приготовлении пищи было минимум отходов при первичной обработке продуктов (сортировка, калибровка, мытьё, очистка и нарезка), тепловой обработке продуктов (варка, жарка, тушение и т. д.). Например: приготовление картофеля варёного. Первое условие – это картофель, из которого мы будем приготавливать блюдо должен быть качественным, т.к. при обработке овощей низкого качества увеличивается количество отходов и ухудшается качество приготовленных блюд. Доброкачественность продуктов определяют органолептическим методом: по цвету, запаху, вкусу, консистенции. Для того чтобы дать правильную оценку качества сырья нам необходимо знать предмет: «Товароведение пищевых продуктов», который изучает качество сырья его свойства, правило хранения и определение наиболее рациональных способов обработки.
А сохранение пищевой ценности блюд с наименьшими затратами труда, энергии и материальных ценностей
означает сохранение пищевого состава веществ (белков, жиров, углеводов и т. д.) в продуктах используемых для приготовления блюд в процессе хранения, первичной обработки, тепловой обработки подачи блюд. Эти знания вы получите в процессе изучения предмета «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены». Возьмем, к примеру, одно из пищевых веществ - это витамин С. Витамин С растворим в воде, следовательно, нельзя очищенный картофель долго хранить в воде, витамин С окисляется кислородом воздуха значит, очищенный картофель нельзя хранить на воздухе, окисление витамина С ускоряется под воздействием солнечного света и тепла, поэтому необходимо поступивший на производство картофель хранить в тёмных, проветриваемых помещениях (подвалы, склады).
При приготовлении блюд с продуктами происходят химические реакции, например: «Распределение крахмала в клубне картофеля», «свёртываемость белка при варке» об этом вы узнаете из предмета «Химия». Совершенно необходимы для изучения кулинарии, и любой технической дисциплины, знания математики. На протяжении всего курса кулинарии вы столкнётесь с физическими явлениями, для этого вам потребуются знания законов по «Физике» например для освобождения картофеля от камней на фабриках – кухнях используют камнеловушки, в которых находится раствор соли такой концентрации, что камни тонут, а клубни всплывают благодаря разнице в удельной массе. Тут использован закон Архимеда. Или используя знания о теплопроводности можно понять, почему кусок тощего мяса прогревается на много быстрее, чем жирного, почему для приготовления многих блюд используют не металлическую, керамическую посуду (горшочки) и т.д. Работа повара п. о. п. связана с использованием оборудования, поэтому он должен знать устройство и правило эксплуатации различных машин и аппаратов эти знания вы получите по предмету «Оборудование». Для того чтобы затраты труда и энергии были наименьшими необходимо правильная организация трудового процесса, а для этого необходимо знать предмет «Организация производства п. о. п. » и «Гигиена и санитария», а также необходим практический навык, который вы получите в процессе прохождения практики.
Центральное место на предприятии общественного питания принадлежит повару. От его квалификации, профессиональных навыков, образованности и духовных качеств зависит много, в том числе качество приготовляемых блюд. Это достигается не только правильно проведённым, научно обоснованным технологическим процессом, но и умением использовать природные особенности сырья, обладанием тонкого и хорошо развитого вкуса, художественными способностями.
Таким образом, качественное блюдо, вкусное, полезное и красивое – это сочетание качеств продуктов, из которых оно приготовлено с мастерством повара – профессионала, отвечающего современным требованиям.
«Повар должен иметь начальное и среднее профессиональное образование. Знать рецептуры и технологию производства полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий, взаимозаменяемость продуктов, изменения, происходящие в процессе кулинарной обработки сырья. Знать товароведную характеристику сырья, приёмы и последовательность технологических операций при его кулинарной обработке. Соблюдать санитарно – гигиенические требования при производстве кулинарной продукции, условия, сроки хранения и реализации продукции. Знать органолептические методы оценки качества кулинарной продукции, признаки недоброкачественности блюд и кулинарных изделий, способы устранения пороков в готовой кулинарной продукции. Знать основы лечебно – профилактического питания. Уметь пользоваться сборниками рецептур, стандартами и технологическими картами при изготовлении блюд. Осознавать ответственно за выполняемую работу».
Создание рынка труда поставило перед процессом обучения новые задачи. До минимума сократились государственные заказы на выпускников, вступили в силу требования средних и малых предприятий и множество индивидуальных заказчиков.
Чтобы соответствовать современным требованиям, специалист, вышедший из учебного заведения, должен не только уметь выполнить свою работу, а также должен уметь работать с заказчиком, планировать свою работу, т. е. создавать технологические и экономические расчёты и заниматься самоконтролем своего труда.
Анкета учащегося
Фамилия, имя, отчество______________________________________________________
Адрес проживания:
по прописке_______________________________________________________________
фактически ________________________________________________________________
Номер телефона: дом. _______________ сот.____________________________________
Место работы родителей, номер телефона ______________________________________
___________________________________________________________________________
4. Любите ли вы готовить? ______________________________________________________
Готовите ли вы дома и как часто? _____________________________________________
Какие блюда? ______________________________________________________________
Ваше любимое блюдо? ______________________________________________________
Интересуетесь ли вы кулинарной литературой? ___________Какой?________________
Ваше хобби, увлечения? _____________________________________________________
Что для вас означает счастье? _________________________________________________
Вы счастливый человек?_____________________________________________________
Ваша цель на данный период жизни?___________________________________________
Ваша цель на будущее?______________________________________________________
Какие качества вам больше всего присущи (ответственность, уважение, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость, доброжелательность, лидерство, активность, творчество, организаторские способности) нужное подчеркнуть.
Любите ли вы участвовать в творческих и спортивных мероприятиях?______________ В каких?____________________________________________________________________