Урок химии в 8 классе «Взаимодействие атомов элементов–неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь»
Учитель: Оганян Валентина Серобовна. Урок по теме «Взаимодействие атомов элементов–неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь».
Цель: изучить механизм образования ковалентной химической связи.Научить составлять схемы образования ковалентных неполярных связей.
Задачи:
Образовательные:изучить механизм образования ковалентной неполярной химической связи; научиться составлять электронные и структурные формулы молекул веществ;объяснить природу ковалентной неполярной связи.
Развивающие:закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;формировать умения написания электронных и структурных формул веществ;формировать умения определять вид ковалентной неполярной связи.
Воспитательные:воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
Планируемые результаты обучения.
Знать определение ковалентной связи, механизм ее образования.
Уметь составлять электронные схемы образования ковалентных соединений, записывать структурные формулы молекул данного вещества, различать соединения с неполярной ковалентной связью.
Основные понятия:химическая связь.ковалентная связь, неполярная ковалентная связь, электронная формула, структурная формула.
Тип урока: комбинированный; изучения и первичного закрепления новых знаний.
Средства обучения и оборудование: учебник; раздаточный материал; компьютер; проектор; периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
Структура урока: I. Организационный момент урока. (1 минута) II. Актуализация знаний. ( 8 минут) 1. Фронтальный опрос. 2. Индивидуальная работа. III. Изучение нового материала. (20 минуты) 1. Сообщение темы урока. 2. Понятие о ковалентной химической связи. 3. Механизм образования ковалентной неполярной связи. 4. Структурные формулы. 5. Понятие о кратности ковалентной связи. lV. Физкультминутка. (2 минуты) V. Закрепление изученной темы. (10 минут ) VI. Рефлексия. (2 минута) VlI. Задание на дом. (1минута ) Подведение итогов урока. Выставление оценок. (1 минуты)
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Здравствуйте. Рада видеть всех вас на нашем уроке. Прежде, чем приступить к уроку давайте пожелаем всем удачного и плодотворного дня.
II. Актуализация знаний.
Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте повторим материал, изученный на прошлом уроке.
1. Фронтальный опрос. (карточки с вопросами на столах учащихся) а) У каких атомов имеется тенденция к отдаче электронов с внешнего энергетического уровня? (у металлов). б) Чем легче атомы отдают свои электроны внешнего энергетического уровня, тем у них металлические свойства выражены …. (сильнее). в) У каких атомов имеется тенденция к принятию недостающих электронов до завершения внешнего энергетического уровня? (у неметаллов). г) Чем легче атомы принимают недостающие электроны, тем у них неметаллические свойства выражены….. (сильнее). д) Как изменяются металлические свойства в пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) с возрастанием порядкового номера? (усиливаются). е) В пределах одного и того же периода металлические свойства …. (ослабевают). ж) В пределах одного и того же периода с возрастанием порядкового номера неметаллические свойства …….. (усиливаются), а в пределах одной и той же подгруппы….. (ослабевают). з) Каков результат отдачи и принятия электронов атомами химических элементов? (превращение в ионы). и) Что такое ионы и какие ионы вы знаете? к) Связь, образованная между ионами называют …… (ионной).
2. Индивидуальный опрос.
Слайд №1 Напишите схемы образования молекул.
KCl; Na2S; MgF2
Проверяется, как ученики справились со схемами образования молекул.
III. Изучение нового материала.
1. Итак, мы с вами повторили, что такое ионная связь, а теперь перейдем непосредственно к теме нашего урока и познакомимся еще с одной химической связью, которая зашифрована в таблице. Для этого вы должны расшифровать таблицу, в которой буквы темы урока зашифрованы порядковыми номерами химических элементов.
Таблица на парте.
19 | 50 | 23 | 13 | 3 | 63 | 11 | 22 | 28 | 7 | Я | | 16 | 74 | Я | 79 | Ь |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Слайд № 2
И так. Тема нашего урока: «Ковалентная связь». И перед нами стоят задачи: дать определение ковалентной связи; уметь распознать вещества с ковалентной неполярной связью; составлять электронные и структурные формулы.
Начнем с определения ковалентной связи. Слайд №3
Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называют ковалентной или атомной. Определение записывают в тетрадь.
И так, мы рассмотрели взаимодействие атомов металлов и неметаллов между собой в результате, которого между ними образуется ионная связь. При этом образовалось ионное соединение. Сегодня мы рассмотрим как осуществляется связь между атомами элементов-неметаллов одного и того же химического элемента в веществах, имеющих двухатомные молекулы. Например: азот N2, водород H2, хлор Cl2.
2. Разберем, что такое ковалентная неполярная связь и как она образуется на примере простого вещества фтора F2. Но прежде ответьте на вопросы. 1). Укажите место расположения атома фтора в ПСХЭ Д. И. Менделеева. 2). Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне атома фтора и какие электроны? 3). Сколько электронов не хватает для завершения внешнего энергетического уровня? 4). Какова молекулярная формула фтора?
В состав молекулы фтора входят два атома. Следовательно, два атома элемента-неметалла могут объединиться в молекулу только одним способом. Для завершения внешнего энергетического уровня, неспаренные электроны обоих атомов, оказываются на одинаковом расстоянии от ядра обоих атомов и образуют общую электронную пару, которая связывает атомы друг с другом.
Слайд № 4 Образование молекулы фтора можно показать так:
А теперь дадим определение неполярной ковалентной связи.
Слайд № 5
Химическая связь, возникающая между одинаковыми элементами-неметаллами называется ковалентной неполярной связью. Определение записывают в тетрадь.
3. Рассмотрим также образование ковалентной связи, на примере молекулы водорода, используя понятие электронного облака.
1). Какие формы электронныхоблаков вам известны? 2). Сколько и какие электроны расположены на внешнем энергетическом уровне у атома водорода? 3). Какая форма электронного облака характерна для атома водорода? 4). Сколько электронов необходимо атому водорода для завершения внешнего энергетического уровня?
И так. При сближении двух атомов водорода, которые имеют по одному s-электронному облаку сферической формы, происходит перекрывание электронных облаков. Электронные облака, перекрываясь, образуют область, где плотность отрицательного заряда наиболее высокая и поэтому обладает повышенным отрицательным зарядом. К нему притягивается положительно заряженное ядро и образуется молекула водорода. В основе образования ковалентной связи, также как при образовании ионной связи, лежит взаимодействие электрических зарядов. Таким образом, химическая связь – это результат действия электрических сил. Представим выше сказанное в виде схемы: Слайд № 6
4. Кроме электронной формулы молекул вещества существует понятие структурная формула. Если обозначить общую электронную пару при помощи черточки, то можно составить структурную формулу молекулы.
Структурная формула показывает количество электронных пар связывающих атомы друг с другом и их порядок соединения. Например: структурная формула молекулы фтора N-N, водорода H-H, хлора Cl-Cl, кислорода O=O, азота N ≡ N. Слайд № 7 Кратность неполярной ковалентной связи
5. Если атомы связаны между собой одной общей парой, то такую ковалентную связь называют одинарной, если двумя – двойной, если тремя – тройной. И чем больше общих электронных пар у атомов в молекуле, тем связь будет прочнее, так как расстояние между ядрами атомов маленькое и атомы сильнее удерживаются. Чтобы разделить молекулу на отдельные атомы, необходимо затратить больше энергии. Следовательно, разорвать связь в молекуле фтора намного легче, чем у молекулы азота, так как для молекулы азота необходимо затратить примерно в семь раз больше энергии. Расстояние между ядрами атомов называют длиной связи. У фтора она равна 0,14 нм, а у азота – 0,11 нм.
И в заключение по учебнику на странице 69 прочитайте алгоритм составления схемы образования молекул соединения с ковалентной связью.
lV. Физкультминутка. Слайд № 8
V. Закрепление новой темы.
А теперь закрепим наши знания. У вас на партах лежат карточки №1 с алгоритмом составления схемы образования молекул. 1. Составьте схему образования молекулы: O2 .
Алгоритм.
1) Определите число электронов на внешнем уровне (N) у атомов неметаллов и число непарных электронов по формуле 8 – N.
2) Запишите электронные схемы атомов неметалла через знак «+» так, чтобы непарные электроны были обращены к соседнему знаку.
3) Поставьте стрелку и запишите электронную формулу молекулы, выделив обобществленные электронные пары.
4) Запишите структурную формулу образовавшейся молекулы, обозначив каждую общую электронную пару черточкой.
Сверьте с правильными ответами. Слайд №9
2.Поиграем в игру «Выбери лишнее».На доске две группы формул. Вам дается 1 минута, чтобы посовещаться и выбрать лишнюю.
Один участник команды выходит к доске, убирает лишнюю формулу и объясняет свой выбор.
1) Н2О, O2, F2, Cl2.
2) NaCl, N2, H2, Br2.
3. Возьмите карточку № 2. Вам дается 5 минут, чтобы выполнить задания. Затем мы их проверим
Вариант №1
Задание | Правильный ответ |
1. Ковалентная связь это: а) связь между ионами б) связь между металлами в) связь между неметаллами г) связь, возникающая в результате образования общих электронных пар | г |
2. Укажите пример ковалентной неполярной связи: а) HCl б) Cl2 в) Н2О | б |
3. Что такое длина связи? а) радиус атома б) расстояние между ядрами атомов в молекуле в) сила притяжения электронов | б |
4. Укажите формулу расчета непарных электронов а) 8-N б) N-8 в) 8+N | а |
Вариант №2
Задание | Правильный ответ |
1. Ковалентная неполярная связь это: а) связь между ионами б) связь между металлами в) связь между неметаллами г) связь, возникающая в результате образования общих электронных пар | в |
2. Укажите пример ковалентной неполярной связи: а) N2 б) HBr в) NaF | а |
3. Что такое структурная формула молекулы? а) внутреннее строение молекулы б) запись общей электронной пары, изображенная черточкой. в) то же самое, что и электронная формула молекулы | б |
4. Укажите формулу расчета непарных электронов а) N-8 б) 8+N в) 8-N | в |
А теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность ответов. Слайд №. 10
VI. Рефлексия.
Итак, ребята, мы с вами изучили еще одну интересную и познавательную тему из курса химии. Перед вами лежат цветные фишки с оценками. Подумайте и выберете одну из них, наиболее соответствующую вашим оценки урока и покажите.
Зеленая – отлично, все понравилась, хорошо усвоил материал.
Оранжевая – хорошо, но не совсем усвоен материал. Необходимо закрепить.
Желтая – хорошо. Но было бы неплохо еще раз разобрать эту тему.
Розовая – плохо усвоил материал.
Белая – ничего не понял.
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Слайд №11
Параграф 11, упражнение № 3-5 на странице 70.
Слайд №12
Всем спасибо. Урок закончен.
Литература: О.С. Габриелян. Химия 8 класса учебник.
О.С. Габриелян. Методическое пособие к учебнику.
Н.П. Троегубова. Поурочные разработки по химии 8 класса.