Урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Зачем нужны автомобили?»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ
«ЗАЧЕМ НУЖНЫ АВТОМОБИЛИ?»
(ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1 КЛАСС)
Автор материала: Остапова Е. В., учитель начальных классов,
Лозымский филиал ГОУ РК «Республиканский центр образования»
г. Сыктывкар
2021 г.
Технологическая карта урока окружающий мир в 1 классе УМК «Школа России». Тип урока: открытие нового знания | ||||
Тема | «Зачем нужны автомобили?» | |||
Цель | Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о назначении, устройстве, разнообразии автомобилей | |||
Основное содержание темы, термины и понятия | Наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | Метапредметные и личностные УУД | ||
Систематизировать представления учащихся о наземном транспорте, его назначении; Знать простейшее устройство автомобиля. | Предметные: - узнавать и определять группы транспорта в зависимости от его назначения; - описывать значение наземного транспорта, выделять их существенные признаки.
| Метапредметные Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: - осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - задавать вопросы; Личностные: - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - мотивационная основа учебной деятельности | ||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Основные технологии, методы и формы работы | Ресурсы | ||
«Математика» Сравнение групп предметов | Технология проблемного обучения, исследовательская технология. Словесные (беседа, объяснение, разъяснение, доказательство, диспут); наглядные (карточки с изображением разного вида транспорта, таблицы с разными группами транспорта); практические (классификация, сборка/разборка транспорта). Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. | Учебник «Окружающий мир» – 1 класс УМК «Школа России» Мультимедийный проектор, компьютер Материалы и инструменты: карточки с разнообразным видом транспорта (грузовые – легковые, наземный, водный, воздушный, для горда – для села, для повседневных нужд – специальный транспорт, старинный – современный), игрушечные машинки |
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. | Звучит гудок автомобиля. - Что сигнализирует гудок автомобиля? (будьте внимательны, на дороге не отвлекаемся) Будем на уроке внимательны, не отвлекаемся. | Настраиваются на урок. | Формирование установки на учебную деятельность (Л) |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения | Классификация по признакам - По каким признакам делим предметы на группы по предмету математика? (Слайд презентации)
По цвету: красный и белый По величине: большой и маленький По количеству колёс: с двумя, четырьмя, шестью колёсами. - О чём будем говорить на уроке? (О транспорте) - Как вы думаете, возможно группировать транспорт по другим признакам? | Вспоминают изученные критерии классификации предметов из уроков «Математики», называют признак классификации предметов по группам. | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям (П) Учитывать выделенные учителем ориентиры действия (Р) Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач (К) |
Выявление места и причины затруднения | - Какие варианты деления на группы возможны ещё? Организует работу учащихся, в ходе которой они строят рассуждения в форме связи простых суждений о транспорте, его строении, свойствах и связях, делают выводы о возможных вариантах деления транспорта на группы. Записывает предложенные варианты классификации – Вопрос был один? А сколько мнений? – Какой возникает вопрос? | Выдвижение предположений (гипотез) | Принимать и сохранять учебную задачу (Р) Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (П) Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной (К) Развитие учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л) |
Построение проекта выхода из затруднения | - Все ли предположения (гипотезы) верны? - Что надо сделать, чтобы их проверить? План: 1. Выбрать критерий для деления транспортных средств на группы; 2. Разделить карточки с изображением транспорта на группы по выбранному критерию; 3. Доказать, что выбранный критерий подходит/не подходит для деления на группы. | Планируют работу по доказательству гипотез. Обсуждают критерии, которые могут подтвердить достоверность классификации. | Принимать и сохранять учебную задачу (Р) Планировать пошаговый контроль по результату (Р) Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации (П) Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (К) Развитие учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу способам решения новой задачи (Л) |
Реализация построенного проекта | Строит работу по проверке выдвинутых гипотез учащихся: 1 гипотеза: грузовые – легковые 2 гипотеза: наземный, водный, воздушный 3 гипотеза: для горда – для села 4 гипотеза: для повседневных нужд – специальный транспорт 5 гипотеза: старинный - современный | Групповая работа. Учащиеся работают по плану: группы выбирают и повторяют критерии деления на группы, получают карточки с изображением транспорта (Приложение 1), делят карточки с изображениями транспорта на группы в соответствии с выбранными критериями. Обсуждают достоверность гипотез. | Принимать и сохранять учебную задачу (Р) Осуществлять пошаговый контроль по результату (Р) Осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире (П) Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям (П) Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (П) Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной (К) Задавать вопросы (К) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л) Мотивационная основа учебной деятельности (Л) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Помогает строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, адекватно воспринимать различные точки зрения. | Выступление групп: доказывают классификацию по заданным критериям. Ученики обсуждают различные точки зрения, задают вопросы. Делают выводы о верном/неверном критерии (гипотезе). | Принимать и сохранять учебную задачу (Р) Учитывать выделенные учителем, учениками ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, учениками (Р) Устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений (П) Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (П) Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (К) Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации (К) Задавать вопросы (К) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу (Л) Мотивационная основа учебной деятельности (Л) |
Включение в систему знаний | - Где и как можно использовать данные знания? Данные 2 гипотезы: Знакомит с содержанием учебника «Окружающий мир». Объясняет, что тему транспорт будут изучать четыре последующих урока: 1 урок – наземный транспорт 2 урок – водный транспорт 3 урок – воздушный транспорт Откройте учебник на стр. 60 – первый урок. Назовите тему первого урока. (Зачем нужны автомобили?) - Объясните значение слова «автомобили». «Транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям» - словарь Ожегова. - Ученики, работающие над 1 гипотезой, помогите ответить на вопрос «Зачем нужны автомобили?» - Где можем подтвердить наш ответ? В учебнике (стр. 61 – чтение вывода) Ученики, работающие над 4 гипотезой: - Можно поделить специальный транспорт на грузовой и легковой? Организует обсуждение поведения пешехода при приближении специальных транспортных средств Ученики, работающие над 5 гипотезой: - Можно поделить «старинный» транспорт на грузовой и легковой? - Какой можем сделать вывод? - Какой транспорт не загрязняет воздух? Задание учебника (стр. 61) - Используя информацию, найдите на рисунке автомобиль, который не загрязняет воздух. Итог. - Зачем люди создали автомобили? Чтение вывода на странице 61 учебника. | Читают содержание учебника «Окружающий мир». Работают со страницей учебника 60-61 тема «Зачем нужны автомобили?» Делают вывод, что транспорт можно объединять в разные группы. | Принимать и сохранять учебную задачу (Р) Учитывать выделенные учителем, учениками ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р) Осуществлять итоговый и контроль по результату (Р) Осуществлять синтез как составление целого из частей (П) Устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений (П) Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (П) Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (К) Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации (К) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной (К) Задавать вопросы (К) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л) Мотивационная основа учебной деятельности (Л) |
Организует практическую работу. Помогает ученикам рассказывать и показывать устройство автомобиля на игрушечном транспорте. | Виртуальная экскурсия в автомастерскую: ученики (которые подготовились заранее) на игрушечных машинах рассказывают и показывают устройство автомобиля (разбирают и собирают) | ||
Рефлексия учебной деятельности | - Прочитайте тему урока - Вы можете объяснить тему соседу, другу «Зачем нужны автомобили?» - Какие варианты деления транспорта на группы возможны? Игра «Группы» Дети получают карточки различных видов наземного транспорта. Задание Поделитесь на группы по названному признаку: грузовые – легковые, транспорт для горда – для села, для повседневных нужд – специальный транспорт, старинный – современный. | | Принимать и сохранять учебную задачу (Р) Осуществлять синтез как составление целого из частей (П) Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации (К) Осознание причастности к успеху учебной деятельности (Л) |
Приложение 1
Транспорт грузовой и легковой
Транспорт наземный, водный, воздушный
Транспорт города – села
Транспорт для повседневных нужд – специальный транспорт
Транспорт старинный – современный
Источники:
17. Старинная пожарная машина - https://www.google.com/url?sa=i&url=http%3A%2F%2Fvyatkawalks.ru%2Fwiki%2Fkirovu-625-let-kak-prazdnovali-20-let-nazad-%2F&psig=AOvVaw2rvhoNygPS3JSUzP8CGWbU&ust=1621453437854000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCOjzy5WA1PACFQAAAAAdAAAAABAg