Урок МХК по теме «Зачем творить добро?» (4 класс)

5
6
Материал опубликован 23 November 2019

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

4 класс, учитель Уланова Е.А.

Урок 21. Тема: Зачем творить добро?

Цель:

помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро.

Задачи:

Личностные

- сплочение детского коллектива.

Предметные

- познакомить учащихся с основными понятиями «добро», «святой», «духовная радость» и осмыслить эти понятия;

- сформировать понимание того, что творить добро – испытывать духовную радость;

- объяснить, что побуждает христианина творить добро, и какую роль оно играет в его духовной и повседневной жизни;

- проследить взаимосвязь с «Золотым правилом этики», почему Христос является для христиан высшим образцом добра и человеколюбия.

Метапредметные

- готовность адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- развивать коммуникативные навыки, относиться терпимо к окружающим людям, объяснять свои суждения;

Оборудование: учебник А.Кураев «Основы православной культуры 4-5 классы», мультимедиа проектор, рабочие листки для подведения итога, тетради, слова для кроссворда, пословицы о добре и зле, ларец добрых дел, «сердечки» в подарок

Ход урока.

III Оргмомент. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке разрешается делать всё: слушать, смотреть, размышлять, рассуждать, разгадывать, обдумывать, доказывать, отвечать!

Согласны? – Да! Начнём тогда.

Предлагаю вам отгадать кроссворд, который поможет узнать тему нашего сегодняшнего разговора.

(Душа, икона, ближний, храм, добро- ключевое слово)

Слайд 1. Название урока

Предварительная беседа

Слайд 2. Счастье – благо - благодарность.

На прошлом уроке, знакомясь с Заповедями Блаженств, мы с вами выяснили, что же христиане считают счастьем и как его достичь.

Какой синоним слову «счастье» в церковнославянском языке?

Благо. Это слово означает и само счастье, и все те добрые дела, которые приносят человеку счастье.

А какие сложные слова, начинающиеся со слова «благо» вы знаете?

В церковнославянском языке таких слов очень много. В русском языке мы используем только некоторые из них. Благополучие, благодарность, благовестие, благодетель, благодушие, благолепие (прекрасно украшено), благонадежный, благонравный, благообразный, благословение, благосостояние, благоугождать (делать приятно), благоухать (издавать приятный запах), благочестивый (набожный, имеющий благие чувства) и др.

Давайте поговорим с вами о слове «благодарить».

Слово «благодарить» состоит из двух частей. Благо – добро, добрые деяния, служащие счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения; богатство, имение. Дар – приношение, почет.


Слайд 3. Творить - благодарить.

Когда человек делает добрые дела, он благо творит. Помощь, подарок — это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится своей любовью. Он отдает часть своего сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. с частью своего сердца – счастливым. Когда человек отвечает любовью – он благо дарит. Т.е., оказывая человеку почесть, творя ему благодарность, он делает его счастливым – сопричастным себе.


Слайд 4. Дыхание любви.

Посмотрите, как мы дышим?

- Вдохните - возьмите (наберите) в лёгкие воздуха,

- Выдохните - возвратите воздух обратно (дети дышат);

- Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка?

- Вот так же наша душа дышит любовью.

Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать.

Мы вдыхаем воздух в легкие (берем, получаем) и выдыхаем его (отдаем, возвращаем). Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е., чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и отдавать его. Иначе она погибнет.

Душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать творить только добрые дела – дела любви.

- Кто из наших ближних больше всего творит нам добро, ничего не требуя взамен?


Слайд 5. Благодарность.

Наши родители.

- Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия?

- Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного?

Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.

Обратимся к «Ларцу добрых дел» (Заранее детям было предложено проследить за тем, какие добрые дела совершены каждым ребёнком каждодневно, список своих дел помещать в Ларец)

С вашего позволения разрешите зачитать те добрые дела, которые совершались вами.


Слайд 6. Благодарность – врата радости.

Бог есть Любовь и соединиться с Богом можно только через любовь. Любить же способна только здоровая душа. Болезнь души - это гордость. Если человек гордо думает, что это он сам такой замечательный, и не испытывает ни к кому благодарности, то сердце его перед Богом закрыто. (щелчок) Когда же человек понимает, что все добро идет от Бога и благодарен Ему и ближним, его сердце открывается. (щелчок) Благодарность рождает смирение в душе, т.е. исцеляет ее. Это дает душе возможность соединиться с Богом и войти в Жизнь Вечную. (щелчок)

Вспомните первую Заповедь Блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Вот поэтому Бог, желая нашего духовного здоровья, желает и нашей благодарности.


Слушаем притчу о подлинной благодарности

Слайд 7. Притча.

Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.

Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

- Предположите ваш ответ (слушаем предположенные ответы)

Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...


Анализ притчи

- Так в чем, по-вашему, заключается подлинная (настоящая) благодарность? (дети отвечают)

Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. (щелчок) Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро – это приумножение этого добра.


- Послушайте ещё одну притчу-сценку «Творить добро»

Однажды к Мастеру пришёл ученик.

Учитель, могу ли я учиться у тебя?

Моё учение — жизнь, которую я веду. Научись быть довольным своей жизнью.

Если всё есть Свет, то откуда берётся тьма?

Тьма — это невежественный Свет.

Если у меня есть возможность делать добро, стоит ли делать его?

Да, твори добро в меру своих сил.

Но у меня также есть возможность совершать зло. Могу ли я совершать его?

Это дело твоей совести.

Анализ притчи.

- Какие слова Мастера особо ценны?


Слайд 8 «Золотое правило этики»

Вспомним, как оно звучит (хором)


III Работа с учебником (с.68-69)

- Предлагаю прочитать древнюю легенду о том, как Апостол Пётр в Рим ходил.

- Кто такой Апостол?

Коллективное чтение текста учебника (с.69)


Слайд 9. Крест Христов (Крест-икона)

Все люди согласны с «золотым правилом этики» - «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть четыре особых причины для того, чтобы не быть эгоистами. Сегодня мы рассмотрим только две из них

1 Древняя легенда рассказывает о ближайшем ученике Христа – апостоле Петре. Он пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар. Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.

Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…

Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…

Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Анализ текста

- Чем жертвовал Христос для людей? (ценой собственной жизни)

- Почему же христиане благодарны Христу?(мнения детей)

- Ответ также можете найти в учебнике

Обобщение

Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей. И если даже благодарность к человеку привносит в сердце покой и радость, то представьте себе, какое блаженство дает благодарность Богу. Человек никогда и нигде не сможет найти себе истинную радость в жизни, как только в Боге.

- Почему такая благодарность Иисусу Христу особенно побуждает христиан к совершению добра? (дети отвечают)

Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками Своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.


Сообщения

- Послушаем ребят, которые приготовили интересные сообщения об Апостоле Петре и Апостоле Андрее

Слушаем текст


Слайды10-11. Распятие апостолов Петра и Андрея.

Фреска «Распятие апостола Петра». Монастырь Дечаны, Сербия, XIV век.

Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз».

Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы. (щелчок - современная икона «Распятие апостола Андрея») Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города. (щелчок – андреевский флаг) Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».

Слушаем стихотворение

Слайд 12. Змитрович Г.В. Взгляд Христа на мир.


Бог на земле – не только в небесах:

В густой траве и в луговой гвоздике,

В струях воды и в лиственных лесах,

В тропинке нежной и в девичьем лике…

У многих в душах Божья благодать.

Здесь, на земле, Он ходит между нами:

Идти за Ним или Его предать –

Должны решать мы ежедневно сами.

(Геннадий Иванов)

Продолжаем анализировать

- Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно, что предать самого Христа? ( ответы детей )

Вывод-обобщение: Да, потому что Господь Иисус Христос заповедал нам любить ближнего. Нарушая Христову заповедь, мы предаем тем самым Самого Христа.


Слайд 13-14 Свет Христов и помощь людям

- Ребята, а как вы думаете, откуда в сердце человека появляется любовь?

Любовь – это дар Божий. И каждое сердце, неважно – верующее оно или нет, имеет дыхание Божие. Сердце должно быть открытым.

- Поделитесь своими мыслями, в каких случаях ваша помощь будет необходима ближним и просто незнакомым людям?

(Мы с вами тоже приняли посильное участие в благотворительной ярмарке, средства от которой были направлены в помощь больным детям)


Слайд 15 Святые

- Кого называют святым человеком?

Ответ отыщите на страничке учебника (с.69)

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился «духовный опыт». У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся к творению добра.

- А каких святых вы знаете? (дети называют )

Рассказ о Святой Блаженной Матроне Московской, прп. Серафиме Саровском, прп. Сергие Радонежском.

- Загадка-стихотворение. Угадайте имя Святого.

Верхом на коне, под копытом – дракон,

Копьё вонзается в пасть!

На помощь спешит согрешающим он

И тем, кто в грех может впасть! (Святой Георгий Победоносец)



2 Самостоятельное чтение второй части текста «Притча о царе и дикаре»

Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

Может быть, в жизни человека было лишь несколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно: от чего предостерегают заповеди, и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча:

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привел своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил этот мешок: он не знал цену алмазам и золоту и решил, что его просто хотят заставить таскать тяжести.

В этой притче золото – это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы непривлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом этой внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а, значит, и жизни по заповедям. Поэтому христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

- Как связаны духовные переживания с желанием делать добро?

Духовная радость переживается, когда сердце открыто для Бога. Наши сердца открываются, когда дышат любовью. А любовь – это желание делать добро. Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

- Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.

Чтобы стать счастливым, нужно преодолевать себя, свой эгоизм, свои плохие привычки. Духовное богатство обретается духовным трудом.


Слайд 16-17.Синквейны Добро и Зло

Многие ребята выразили своё собственное мнение, составляя синквейны к понятиям «Добро» и «Зло». Благодарю всех детей за ответы, но зачитать хотелось бы следующие. (Чтение)


Cлайд 18

Благодарить Бога нужно буквально за все, что есть в жизни человека, и не только за радости, но и за скорби и хвори, которые ниспосылает нам никто другой как сам Бог. Ведь именно болезнью Он пытается вразумить человека, что тот сбился с верного пути и старается таким вот образом, путем телесных страданий спасти его душу.

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -  Твори добро. 

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -  Твори добро.  

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -  Твори добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -  Твори добро.

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

 Ибо никто не властен над твоим добром.



Подведение итогов урока.

IV Рефлексия

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы


Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

Осталось непонятным (что?) _______________________________________

Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________


- Что лежит в основе добра?

- Какими бы вы хотели видеть себя и своих одноклассников?


Слайд19

Поработали дружно и активно. Оценки за урок в виде сердечек. Хочется пожелать, чтобы это сердечко каждый день напоминало вам о добрых делах.



Пополняем словарный запас чтением пословиц

Добро созидает, зло разрушает.

Добро любит, зло ненавидит.

Добро помогает, зло топит.

Добро побеждает добром, зло силой.

Добро радостно, зло хмурится.

Добро красиво, зло уродливо.

Добро мирно, зло враждебно.

Добро спокойно, зло раздражается

Добро миролюбиво, зло задирается

Добро прощает, зло злопамятно.

Добро свято, зло гнусно.


V Домашнее задание

Ответить на вопросы карточки вместе с родителями

Зачем творить добро?

Задание 1.

Ответь на вопросы.


1. Можно ли выразить свою благодарность человеку, которого нет рядом? _____________


2. Подумай, как ты можешь выразить свою благодарность

родителям? ________________

учителям? __________

Богу? ____________


Слайд 20 Всего вам доброго!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Великолепная разработка!!!

23 November 2019

Огромное спасибо,Наталья Фёдоровна, за оценку разработки!!))

23 November 2019

Хотелось бы увидеть презентацию!

23 November 2019

Есть и презентация,конечно, загружу)))

24 November 2019

Очень интересный урок Спасибо!

23 November 2019

Спасибо)))

24 November 2019