Урок ОРКСЭ в 4 классе «Зачем творить добро»

0
0
Материал опубликован 29 October 2022

Тема: Зачем творить добро

Ф.И.О. учителя : Жигунова Татьяна Михайловна

Место работы: МБОУ Стародубская СОШ №2

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Планируемые результаты:

- личностные : – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные:знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

.Познавательные УУД

Самостоятельный поиск и получение информации; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом.

Регулятивные УУД

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.


Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор.










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Содержание этапа

Действия учащихся

Планируемые

Результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

1

Организационный момент



Приветствие

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем


Проверка домашнего задания

- Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

- Что такое крещение?








- Как звали князя, который первый принял христианство на Руси?

- Как это происходило?

- Как князя Владимира называл народ?

-

Ответы


Крещение- это важное таинство; это присоединение к церкви. Человек погружается в воду, реку или купель с призыванием Бога и надеждой на его помощь



Владимир

Принял христианство и крестил народ в 988 году. Отличался щедростью,

милосердием и храбростью. Он сверг языческих идолов, стал возводить

Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел на-

род любил его как родного отца и прозвал Красным Солнышком.




2. Мотивация учебной деятельнос-

ти.

























Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Чтение рассказа Л. Толстого « Как старик яблони сажал»

-Почему он решил посадить яблони для других людей?


- Как это характеризует старика?


-Как отзовётся его добро в будущем для других людей?


















Слушают рассказ.





Решил сделать хорошее дело


-Он добрый



Чтобы когда яблони вырастут, люди смогли есть яблоки











Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…






Личностые УУД: положительное отношение к уроку

3.

Формирова-

ние темы и целей урока.














-Как вы думаете, ребята, какая у нас тема урока?


- На уроке мы рассмотрим причины, побуждающие творить добро;

- Узнаем, что такое самоотверженность;

-Порассуждаем над тем, кого в православии называют святыми.




Добро…Что же это такое?









Работа со словарем

По словарю Ожегова доброта – отзывчивость,

душевное расположение к людям



Зачем творить добро?


Записывают тему урока в тетрадь.















-Это когда кому-то помогаешь

-Это когда не делаешь зло.

Когда нет войны.




После того, как тема сформулирована, проходит работа со словарем.









Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.


Выделение существенной информации.

4. Актуализа

ция знаний и пробного учебного действия

Что для вас добро?





Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики?


Обратите внимание, в учебнике на с.68 жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл.



Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог …



Вспоминают золотое правило этики.

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними

«Не делай людям того, чего не хотел бы себе».



Чтение и проговаривание вслух.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.












Формирование навыков смыслового чтения.

5. Открытие

нового знания.

Работа с учебником.

Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

Словарная работа.

Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

Дать определение понятия «эгоизм»

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Прочтите первую причину.

Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?



Благодарность

t1667041617aa.gift1667041617aa.gift1667041617aa.gif



Благо дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

Работа с текстом.

(Давайте прочтём эту легенду)

Анализ текста.

-Понравилась легенда?


-Кого обвинили в поджоге города?

-Как с ними поступили?


-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?


-Что ответил Христос?




-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?





- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?


-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?








-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?



-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

Возможно даже рискуя своей жизнью.

-Что говорил Христос, найдите в учебнике.

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Ученики Христа стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Такое состояние человека называют самоотверженность.

Как вы понимаете это слово?


Словарная работа.

t1667041617aa.gift1667041617aa.gif Самоотверженность.


Самотверженность

человек жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.


-Какого человека можно назвать святым?

Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.






Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.






ФИЗМИНУТКА.




Работа с учебником.

Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

«Это интересно»

- Как был распят Пётр?


Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.

-Как был распят апостол Андрей?

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

-Как на иконе изображен апостол Андрей?


-Какие художественные детали и подробности отражены художником?

-Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?


Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания,

рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

-Почитается ли имя апостола Андрея?


- Что символизирует имя апостола Андрея?


-На каком знамени изображён Андреевский крест?



-Как называется этот флаг?

Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации.






Работа с учебником.




Ответы детей.






Запись определения в тетрадь.

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других.




Благодарность за подвиг Христа.


Ответы детей.

-Благо, дарить.





Запись схемы в тетрадь.













Чтение легенды

Работа с текстом.

Анализ текста.



-Христиан.


-Арестовывали, казнили.

-Он был христианином.

-Христос.


-Куда ты идёшь, Господи?


-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.


-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.


-Вернулся в город.




-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»


-Да Пётр был благодарен Христу.




-Христос и Пётр.




Зачитывают фразу.



















Ответы детей.



Запись схемы








Самоотверженно.









Ответы детей.


Чтение вслух.






Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания

духовной радости.











Запись в тетрадь.

Святой- такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт




ФИЗМИНУТКА.












Работа с учебником.Чтение

«Это интересно»

-На кресте, головой вниз.





-На косом кресте.

Работа с иллюстрацией .


-Андрей стоит на фоне косого креста.




Ответы детей.














-Да, почитается.


-Косой андреевский крест.



Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.



-Андреевский флаг.

Рассматривают иллюстрацию.



Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

-Так что же такое добро для христианина?


ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.


Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.


Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.




- Какое добро делают ребята нашей школы?

(сажают деревья,чтят память ветеранов,проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)

- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

Чтение древней церковной притчи. (Учебник)

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

-Как вы понимаете эту притчу?

Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи.

Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.

Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.


Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло? (противоположность добра)




Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО

-Что совершать легче: добро или зло? Почему?


Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикрывается добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить».

-Для чего рождён человек?

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.







Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.












































(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)


Ответы детей.

-Приятное.





Ответы детей.









Чтение древней церковной притчи. (Учебник)












Ответы.


















Ответы детей.

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

(проговариваем вслух)



Ответы детей.










Проговариваем вслух.

«Человек рожден для добра, а не для зла.

Ответы детей.

(дал списать д/з; «Как ты сегодня плохо выглядишь»)



7.

Самостоя-

тельная творческая

работа



1.Составление пословиц



2.Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим правила доброты

.

Работа в парах.

Примерный вариант:

1. Помогать людям.

2.Защищать слабого.

3.Не завидовать.

4. Прощать ошибки другим.

5. Не обманывать.





Составляют пословицы



Составление правил доброты в парах.



8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока






















Ребята, что вы узнали нового?

-Что бы вы хотели узнать?

-Оцените свою работу на уроке.

Заключительное слово учителя.

Категории «добро » и «зло»- вечные.

Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО

к тебе пришло,
Как свет весенний,

как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

(звучит песня «Дорогою добра»)


Ответы детей, самооценка своей деятельности.


Умение контролировать и оценивать свои действия.


9.Дифференцированное домашнее задание.



Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:


-расскажи близким о пройденной теме и подумай, что бы ты мог сделать для своих близких;


-подбери пословицы о доброте;





Таблица 1).Перечень используемых на уроке

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.