Урок ОРКСЭ в 4 классе «Зачем творить добро»
Тема: Зачем творить добро
Ф.И.О. учителя : Жигунова Татьяна Михайловна
Место работы: МБОУ Стародубская СОШ №2
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».
Класс - 4
Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Планируемые результаты:
- личностные : – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные:– знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
.Познавательные УУД
Самостоятельный поиск и получение информации; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом.
Регулятивные УУД
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Коммуникативные УУД
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Содержание этапа | Действия учащихся | Планируемые Результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
1 Организационный момент | Приветствие | Долгожданный дан звонок Начинается урок Наши ушки на макушке Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем | |
Проверка домашнего задания | - Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? - Что такое крещение? - Как звали князя, который первый принял христианство на Руси? - Как это происходило? - Как князя Владимира называл народ? - | Ответы Крещение- это важное таинство; это присоединение к церкви. Человек погружается в воду, реку или купель с призыванием Бога и надеждой на его помощь Владимир Принял христианство и крестил народ в 988 году. Отличался щедростью, милосердием и храбростью. Он сверг языческих идолов, стал возводить Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел на- род любил его как родного отца и прозвал Красным Солнышком. | |
2. Мотивация учебной деятельнос- ти. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Чтение рассказа Л. Толстого « Как старик яблони сажал» -Почему он решил посадить яблони для других людей? - Как это характеризует старика? -Как отзовётся его добро в будущем для других людей?
| Слушают рассказ. Решил сделать хорошее дело -Он добрый Чтобы когда яблони вырастут, люди смогли есть яблоки | Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать… Личностые УУД: положительное отношение к уроку |
3. Формирова- ние темы и целей урока. | -Как вы думаете, ребята, какая у нас тема урока? - На уроке мы рассмотрим причины, побуждающие творить добро; - Узнаем, что такое самоотверженность; -Порассуждаем над тем, кого в православии называют святыми. Добро…Что же это такое? Работа со словарем По словарю Ожегова доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям | Зачем творить добро? Записывают тему урока в тетрадь. -Это когда кому-то помогаешь -Это когда не делаешь зло. Когда нет войны. После того, как тема сформулирована, проходит работа со словарем. | Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления. Выделение существенной информации. |
4. Актуализа ция знаний и пробного учебного действия | Что для вас добро?
Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики? Обратите внимание, в учебнике на с.68 жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл. | Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог … Вспоминают золотое правило этики. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними «Не делай людям того, чего не хотел бы себе». Чтение и проговаривание вслух. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». | Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. Формирование навыков смыслового чтения. |
5. Открытие нового знания. | Работа с учебником. Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…» Словарная работа. Кто такие эгоисты? Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет. Дать определение понятия «эгоизм» ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. -У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. Прочтите первую причину. Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? Благодарность Благо дарить Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили. Работа с текстом. (Давайте прочтём эту легенду) Анализ текста. -Понравилась легенда? -Кого обвинили в поджоге города? -Как с ними поступили? -Почему Пётр решил покинуть Рим? -Что это за странник повстречавшийся Петру? -Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Что ответил Христос? -Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? - Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? -Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? -Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? -Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? Возможно даже рискуя своей жизнью. -Что говорил Христос, найдите в учебнике. Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Ученики Христа стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность. Как вы понимаете это слово? Словарная работа. Самоотверженность. Самотверженность человек жертвование Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. -Какого человека можно назвать святым? Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем. Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами. ФИЗМИНУТКА. Работа с учебником. Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно. «Это интересно» - Как был распят Пётр? Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой. -Как был распят апостол Андрей? Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона». -Как на иконе изображен апостол Андрей? -Какие художественные детали и подробности отражены художником? -Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть? Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца. -Почитается ли имя апостола Андрея? - Что символизирует имя апостола Андрея? -На каком знамени изображён Андреевский крест? -Как называется этот флаг? Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации. | Работа с учебником. Ответы детей. Запись определения в тетрадь. ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других. Благодарность за подвиг Христа. Ответы детей. -Благо, дарить. Запись схемы в тетрадь. Чтение легенды Работа с текстом. Анализ текста. -Христиан. -Арестовывали, казнили. -Он был христианином. -Христос. -Куда ты идёшь, Господи? -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз. -Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников. -Вернулся в город. -Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…» -Да Пётр был благодарен Христу. -Христос и Пётр. Зачитывают фразу. Ответы детей. Запись схемы Самоотверженно. Ответы детей. Чтение вслух. Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. Запись в тетрадь. Святой- такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт ФИЗМИНУТКА. Работа с учебником.Чтение «Это интересно» -На кресте, головой вниз. -На косом кресте. Работа с иллюстрацией . -Андрей стоит на фоне косого креста. Ответы детей. -Да, почитается. -Косой андреевский крест. Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота. -Андреевский флаг. Рассматривают иллюстрацию. | Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. |
6. Первичное закрепление с проговариванием вслух. | -Так что же такое добро для христианина? ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать. Добро творить спеши, мой друг, Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее. - Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. - Какое добро делают ребята нашей школы? (сажают деревья,чтят память ветеранов,проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…) - Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя) Чтение древней церковной притчи. (Учебник) Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести. -Как вы понимаете эту притчу? Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи. Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны. Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям. Работа над понятием ЗЛО Что такое зло? (противоположность добра) Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО -Что совершать легче: добро или зло? Почему? Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикрывается добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить». -Для чего рождён человек? -Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра. | Ответы детей. (проговариваем вслух) ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде) Ответы детей. -Приятное. Ответы детей. Чтение древней церковной притчи. (Учебник) Ответы. Ответы детей. ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать. (проговариваем вслух) Ответы детей. Проговариваем вслух. «Человек рожден для добра, а не для зла. Ответы детей. (дал списать д/з; «Как ты сегодня плохо выглядишь») | |
7. Самостоя- тельная творческая работа | 1.Составление пословиц 2.Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим правила доброты . Работа в парах. Примерный вариант: 1. Помогать людям. 2.Защищать слабого. 3.Не завидовать. 4. Прощать ошибки другим. 5. Не обманывать. | Составляют пословицы Составление правил доброты в парах. | |
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока | Ребята, что вы узнали нового? -Что бы вы хотели узнать? -Оцените свою работу на уроке. Заключительное слово учителя. Категории «добро » и «зло»- вечные. Мне хочется закончить урок стихотворением: Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра. Не станет то, что для другого зло. (звучит песня «Дорогою добра») | Ответы детей, самооценка своей деятельности. | Умение контролировать и оценивать свои действия. |
9.Дифференцированное домашнее задание. | Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор: -расскажи близким о пройденной теме и подумай, что бы ты мог сделать для своих близких; -подбери пословицы о доброте; | | |
Таблица 1).Перечень используемых на уроке