Урок ОРКСЭ на тему «Зачем творить добро»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Зачем творить добро»
ФИО: Бонадысева Т. А.
Должность - учитель начальных классов
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль
«Основы православной культуры»
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21
Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2012 г
Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?
Задачи:
Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса. Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.
Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Требования к результатам обучения
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
В ходе урока учащиеся развивают следующие общеучебные умения:
- Организационные: учатся находить проблему и составлять план решения проблемы,
- Интеллектуальные: самостоятельно отбирать для решения проблемы необходимую информацию, сопоставлять и анализировать. Представлять информацию в виде таблицы, уметь передавать содержание в сжатом виде, опираясь на ключевые слова.
- Оценочные умения: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм, уметь делать свой выбор в общей системе духовно – нравственных ценностей, объяснять свои действия, давать оценку своим поступкам.
- Коммуникативные умения: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, аргументировать свою точку зрения, подтверждая ее фактами, уметь выслушивать оппонента, вежливо переубедить собеседника, организовать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока - урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.
Раздаточный материал: Сигнальные карточки, смайлики, карточки со словами для работы в группах
Перечень используемых на уроке ЭОР:
Презентация к уроку.
Видео файл «Притча о слепом»
Музыкальный файл (песня «Добрым быть совсем не просто» ).
ХОД УРОКА:
І. Мобилизирующий этап
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
- Улыбнитесь друг другу, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
Давайте объединением ваших рук покажем готовность работать в группах, сотрудничать, с интересом выслушивать мнение каждого, высказывать своё. А я пожелаю вам удачи на уроке.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
(Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.)
Прием «Рассыпанные пословицы». Используется раздаточный материал (пословицы разрезаны, их надо собрать). (Слайд-1)
Перед вами лежит карточка, на которой начало и конец пословиц. Попробуйте их восстановить с помощью стрелочек. (Каждая группа зачитывает по одной пословице.) Готовность – сигнализируем.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово и кошке приятно.
За недобрым пойдешь - на беду набредешь.
Злой плачет от зависти, добрый - от радости.
-Ребята, о чём говорится в этих пословицах? (о добре и зле)
Эти понятия и будут сегодня главными на этом уроке - ДОБРО и ЗЛО.
-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
-Что такое добро?
-Что такое зло?
ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1.Игра «Ассоциации»
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?
Предложенные обучающимися слова оформляются на доске в форме «лучиков солнца».
(конверты со словами – ключи (подсказки))
В конверте карточки со словами. Выберите те слова, которые ассоциируются со словом «добро».
(Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, надежда, истина, верность, вежливость, дружба, милосердие, улыбка, честность, отзывчивость, забота, помощь.)
Раскроем словарь.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Работа над понятием ЗЛО
С каким словом у вас ассоциируются остальные слова на карточках? (со злом) (противоположность добра)
Предложенные обучающимися слова и словосочетания оформляются на доске в форме «тучи».
Выберите карточки с теми словами, которые ассоциируются со словом «зло»
(Зависть, ревность. Обман, жадность, грубость, предательство, война, ссора, ложь, ненависть, коварство, грех, эгоизм, беда, досада, несчастье, равнодушие)
Как вы думаете, что такое зло
Раскроем словарь.
Учитель зачитывает из словаря определение значений слов «добро» и «зло».
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
2.Работа со смайликами.
На столе – кружок. Возьмите карандаши и изобразите добро (рисунок, схема, знак-символ ) Прикрепите символ рядом с солнцем.
Изобразите зло (рисунок, схема, знак-символ )
- На доске получились два символа этих понятий.
3.Знак гармонии и борьбы противоположностей.
- Когда-то в древности люди придумали вот такой знак
— знак гармонии и борьбы противоположностей. Объясните его с точки зрения нашей темы.
Правильный ответ: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот.
-Как же сделать мир добрее?
На прошлом уроке мы беседовали о Заповедях Блаженств. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?
( Д: Не отвечайте злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе Не судите, да не судимы будете)
- Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по его заветам, христианин обретает счастье.
ІV. Выявление места и причины затруднения.
А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение, которое называется «Вишня»
© Михаил Исаковский
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
1940
→ http://songspro.ru/5/Darya-Anatsko/tekst-pesni-Mihail-Isakovskiy-Vishnya
Учитель:Зачем?
(Во-первых - для красоты:
«Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету» .
Во-вторых - для отдыха:
«Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине» .
В-третьих:
«Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят - экая досада, -
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят - не вспоминай, не надо, -
Все равно я вишню посажу! » )
Учитель:Какая же главная мысль этого стихотворения?
Что хотел нам сказать Исаковский, рассказав эту историю?
Чем симпатичен ему его герой?
(Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное:
«Не хотят - не вспоминай, не надо, -
Все равно я вишню посажу!»)
У: А как вы оцениваете поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?
(Д: Проявил милосердие, поступил по христиански, совершил добрый поступок, исполнил заповедь Божью.)
Учитель:-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(Д: О добре, добрых поступках)
(Частично-поисковый метод)
А зачем творить добро?
Тема урока «Зачем творить добро» ( на доске цели)
-Сегодня на уроке нам предстоит узнать:
-Как подражают Христу.
-Чему радуются святые.
– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
V. Построение проекта выхода из затруднения.
1.Зачем христиане творят добро.
« У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»
Словарная работа.
Кто такие эгоисты?
Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.
ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Прочтите первую причину.
Благодарность за подвиг Христа.
Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Благодарность (Слайд-5)
Благо дар дарить
Запись схемы в тетрадь.
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.
Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.
2.Работа с текстом.
-Давайте прочтём эту легенду
-Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города? (Христиан.)
-Как с ними поступали? (Арестовывали, казнили.)
-Почему Пётр решил покинуть Рим? (Он был христианином.)
-Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос)
-Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?)
-Что ответил Христос?( Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
(-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.)
- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся в город)
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»)
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
(Да Пётр был благодарен Христу.)
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?
Возможно даже рискуя своей жизнью.( Христос и Пётр.)
-Что говорил Христос, найдите в учебнике.
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.
Такое состояние человека называют самоотверженность.
Как вы понимаете это слово?
Словарная работа.
Самоотверженность.
Сам отверженность
человек жертвование
Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
Как подражали Христу его ученики?
Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.
- Как называют таких людей?
История хранит немало примеров самоотверженности. Я могу обратиться к ребятам и попросить их назвать имена самоотверженных людей, а могу привести свои примеры. ( Пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца.)
Вторая причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами – необычные внутренние переживания духовной радости, то есть они испытывают радость оттого, что помогают другим людям, творят добро во благо других.
(слайд о святых)
Здоровьесберегающие технологии.
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
VІ. Реализация построенного проекта.
1.Судьба апостола Петра.
Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно «Это интересно»(слайд о святых)
Рассказ учителя рубрики «Это интересно»
- Как был распят Пётр?( На кресте, головой вниз.)
Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.
-Как был распят апостол Андрей? ( На косом кресте.)
Работа с иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».
-Как на иконе изображен апостол Андрей?
(Андрей стоит на фоне косого креста.)
-Какие художественные детали и подробности отражены художником?
-Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?
Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.
-Почитается ли имя апостола Андрея?
- Что символизирует имя апостола Андрея?
(Косой андреевский крест.)
-На каком знамени изображён Андреевский крест?
(Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.)
-Как называется этот флаг? ( Андреевский флаг.)
Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации.
VІ. Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи.
-Так что же такое добро для христианина?
ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.
Понятие многогранно:
А что такое зло для христианина?
ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.
Марк Твен «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой»
(проговариваем вслух
Слушание притчи С. Копыловой «Окно».
-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.
(хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)
-Что можно сказать о слепом человеке?
( добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)
Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сопереживание-сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние.
Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Сострадание — это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.
Одним словом проявил-МИЛОСЕРДИЕ.
-Можно милосердие потрогать руками, услышать его? Оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Увидеть можно только в поступках, действиях человека.
-Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?
(зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)
-Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?
РАВНОДУШИЕ
-Его тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей. Только в поступках.
Что совершать легче: добро или зло? Почему?
Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: «Человек рожден для добра, а не для зла». Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь.
Вывод: Чтобы воспитать в себе добро, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Добро требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать добрым человеком и быть им очень трудно.
-Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.
-Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?
-Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.
-Как можно помочь этому человеку?
-Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах)
(-Кто предложил в группе эту версию? Были ли другие версии? Почему выбрали именно эту?)
VІІ. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1. Работа в группах
Ответы на вопросы (слайд с вопросами)
Вывод:
VІІІ. Включение в систему знаний и повторение.
1.Добрые дела, которые делают ребята нашей школы.
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.
- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.
(полезное - посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)
ІX. Рефлексия учебной деятельности.
-Оцените свою работу на уроке.
Отметьте в оценочном листе ваши впечатления:
1.Мне было легко, и я быстро справлялся с заданиями.
2.Мне было трудно, но я справлялся с заданиями.
3.Мне было трудно, но помогли друзья
(Заключительное слово учителя.)
Категории «добро » и «зло»- вечные.
Мне хочется закончить урок стихотворением:
Хочу я, чтоб ДОБРО
к тебе пришло,
Как свет весенний,
как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра.
Не станет то, что для другого зло.
ІX. Дифференцированное домашнее задание.
Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;
Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:
-расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;
-подбери пословицы о доброте;
-подбери притчу о доброте.
Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни. и дарю вам песню «Спешите делать добрые дела»
Домашнее задание
Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;
Выберите домашнее задание из предложенных на выбор:
-расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;
-подбери пословицы о доброте;
-составь правила доброты.
Используемая литература
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. – Просвещение. 2010.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.
Книга для родителей. – Просвещение. 2010.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
http://karpolya.ru/pedagogicheskie-priemy
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
________________________________________
Лист самоконтроля
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».
Этап
|
Учебная деятельность |
Выполнил безоши бочно |
Выполнил с ошибками |
большие затруд- нения |
Начало урока |
Настрой на урок |
|
|
|
1 шаг |
Повторение пройденного материала |
|
|
|
2 шаг |
Выполнение пробного задания - действия |
|
|
|
3 шаг |
Построение проекта выхода из затруднения |
|
|
|
4 шаг |
Реализация проекта выхода из затруднения |
|
|
|
5 шаг |
Первичное закрепление |
|
|
|
6 шаг |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
|
|
|
7 шаг |
Применение нового материала в системе знаний |
|
|
|
8 шаг |
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока |
|
|
|
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т.п.