12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каликина Ольга Анатольевна24

Урок по теме: Русь в 9-12вв.

(6 класс)

Учитель: Каликина О.А.

Цель урока: обобщить изученный материала по данному историческому периоду, проверить усвоение изученного материала, способствовать развитию умения учащихся анализировать исторические факты, выделять причинно-следственные связи и делать выводы, поддерживать интерес учащихся к отечественной истории, способствовать формированию патриотических чувств и гражданственности.

Ход урока.

Орг.момент.

Первый этап работы. «Исторические письма»

Ученики на каждую учебную пару (на парту) получают карточку с вопросом или цитатой из летописи. Задача: ответить на вопрос или сказать о каком событии древнерусской истории говорит данная цитата из летописи

И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат

они Богу своему, и не знали — на небе мы или на земле:

ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем,

как и рассказать об этом….


Если убьёт человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за

отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто

не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого...


..Бога ради, не ленитесь, молю вас... ни затворничеством, ни монашеством,

ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают,

но малым делом можно получить милость Божию..


Что означает «из варяг в греки»?

Что такое «Повесть временных лет»?

«Да будет это мать городов Русских»…

Кто и о каком городе это сказал?

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет»…

Когда, кем и в связи с чем были сказаны эти слова?

«Пусть каждый владеет вотчиной своей»…

Что означают эти слова?

Что такое «Греческий огонь»?

Что такое вира и вервь? Эти понятия как то связаны между собой?

Что такое детинец?

Что такое полюдье?

Что такое уроки и погосты?

Что такое боярская вотчина?

Кто такие закупы?

В итоге 15 учеников должны ответить на предложенные вопросы.

Второй этап работы: Видео-вопросы. Вопросы из презентации по иллюстрациям. Например:

t1661608514aa.gifКто он? Он трудился в Киево-Печерском монастыре. Благодаря его трудам до нас дошла история восточных славян и первых русских князей

t1661608514ab.gif

Чьи походы на данной карте отмечены красными стрелками?

t1661608514ac.gif

Какое событие из истории Руси изображено на этой картине? Как изменилась жизни Руси после этого события?

В презентации еще 16 вопросов.

Третий этап. Контрольное тестирование по теме: «Русь в 9-12вв»

Контрольное тестирование по теме: «Русь в IX – первой половине XII века».

6 класс

1 – вариант.

1. Племенной союз восточных славян:

1) древляне     2) печенеги     3) хазары     4) мордва


2. Основное занятие восточных славян:

1) земледелие 2) скотоводство 3) охота 4) добыча руды


3. Бог грома и молнии у восточных славян:

1) Перун   2) Ярило   3) Зевс   4) Стрибог


4. Собирание мёда у восточных славян – это:

1) скотоводство   2) земледелие   3) бортничество   4) ремесло


5. Князь, который считается основателем правящей династии древнерусских князей:

1) Рюрик   2) Олег 3) Игорь   4) Святослав


6. Что стало одним из ре­зуль­та­тов внеш­не­по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти князя Свя­то­сла­ва Игоревича?

1) разгром Ха­зар­ско­го каганата

2) разгром печенегов

3) разгром половцев

4) подписание пер­во­го тор­го­во­го до­го­во­ра Руси с Византией


7. Что стало след­стви­ем вос­ста­ния древ­лян в 945 г.?

1) упорядочение сбора дани кня­ги­ней Ольгой

2) принятие Русью христианства

3) включение в Рус­скую прав­ду статей, огра­ни­чи­вав­ших кров­ную месть

4) начало раз­дроб­ле­ния Древ­не­рус­ско­го государства


8. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей.

1) Ярослав Мудрый 2) Олег Вещий 3) Игорь Старый 4) Владимир Святой


9. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о котором идёт речь.

«И сел [князь] в Киеве, и сказал: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот князь начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам…»

1) Рюрик 2) Олег 3) Игорь 4) Святослав


10. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало:

1) расширение границ Древнерусского государства

2) прекращение набегов печенегов

3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

4) прекращение военных походов на Византию

11. Установите соответствие между событиями и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) восстание в Киеве

Б) разгром Хазарского каганата

В) съезд князей в Любече

Г) восстание древлян, смерть Игоря

Д) образование Древнерусского государства


1) 882 год

2) 945 год

3) 965 год

4) 1097 год

5) 1111 год

6) 1113 год

12. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬ

СОБЫТИЕ

А) Олег

Б) Святослав

В) Святополк

Г) Ярослав Мудрый

Д) Владимир Мономах


1) убийство Бориса и Глеба

2) крещение Руси

3) разгром Хазарского каганата

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

5) строительство Софийского собора в Киеве

6) разгром половцев


13. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) вотчина

Б) полюдье

В) закуп

Г) митрополит

Д) рядович


1) место сбора дани

2) глава русской православной церкви

3) человек зависимый по договору

4) объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани

5) разорившийся общинник, отрабатывающий долг.

6) наследственное земельное владение




Контрольное тестирование по теме: «Русь в IX – первой половине XII века».

6 класс

2 – вариант.

1. Народ, который не относится к индоевропейцам:

1) арабы 2) германцы     3) кельты    4) славяне


2. К системам земледелия восточных славян не относится:

1) подсечно – огневое 2) переложное 3) ирригационное


3. Племенной союз восточных славян:

1) меря    2) радимичи   3) половцы   4) хазары


4. Бог солнца у восточных славян:

1) Перун   2) Ярило   3) Зевс   4) Стрибог


5. Князь, который считается основателем Древнерусского государства:

1) Рюрик   2) Олег 3) Игорь   4) Святослав


6. Что явилось одним из последствий крещения Руси?

1) развитие культурных связей с Византийской империей

2) образование Древнерусского государства

3) начало политической раздробленности Древнерусского государства

4) победа князя Владимира в борьбе за киевский престол


7. Что стало одним из ре­зуль­та­тов не­удач­ных по­хо­дов князя Игоря Старого на Византию?

1) призвание ва­ря­гов на Русь

2) изменение усло­вий до­го­во­ра Руси с Ви­зан­ти­ей 911 года

3) прекращение тор­гов­ли Руси с Византией

4) восстание древ­лян 945 года


8. Первый свод законов Древнерусского государства «Русская Правда» связан с именем:

1) Владимира Мономаха 2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича 4) Святослава Игоревича


9. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого идёт речь.

«И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь»».

1) Олег Вещий 2) Святослав Игоревич

3) Ярослав Мудрый 4) Владимир Святославич


10. Во время правления Ярослава Мудрого не произошло:

1) принятие христианства 2) издание «Правды Ярослава»

3) неудачная война с Византией 4) династические браки

11. Установите соответствие между событиями и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) разгром половцев Владимиром Мономахом

Б) принятие Русью христианства

В) принятие «Правды Ярославичей»

Г) разгром печенегов Ярославом Мудрым

Д) призвание варягов на Русь


1) 862 год

2) 882 год

3) 988 год

4) 1072 год

5) 1036 год

6) 1111 год


12. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬ

СОБЫТИЕ

А) Игорь

Б) Ольга

В) Владимир Святой

Г) Ярослав Мудрый

Д) Владимир Мономах


1) крещение Руси

2) написание «Поучения детям»

3) написание «Повести временных лет»

4) первая реформа налогообложения

5) разгром печенегов

6) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя


13. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) погост

Б) вече

В) люди

Г) холоп

Д) смерд


1) сельский житель, который нес повинности только князю

2) свободные общинники

3) домашние слуги

4) народное собрание у славян

5) место сбора дани

6) раб





Подведение итогов урока. Анализ устных ответов. Объявление отметок за устную работу на уроке

Домашнее задание. Творческая работа (рисунок, сочинение, проект)-Самым интересным событием из истории Древней Руси для меня стало…

































Древняя Русь
PPTX / 5.34 Мб




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.