Урок литературы по творчеству М.Цветаевой

3
0
Материал опубликован 10 December 2021

Презентация
PPT / 4.83 Мб

/data/files/i1639107593.ppt (Презентация)Слайд 1


Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.


УЧИТЕЛЬ: Свою судьбу Марина Цветаева предсказала сама и очень рано: в начале долгого забвение, а затем громкую посмертную славу. Угадала и свою страшную смерть, ошиблась только во времени суток: "Знаю, умру на заре...".


Сегодня настало ее время. Марину Цветаеву любят миллионы людей, ее строчки стали крылатыми. А иные ее стихи кажутся давними и привычными, словно существовали всегда - как русский пейзаж, как рябина у дороги, как полная луна, и как вечный женский голос, перехваченный любовью и страданием.


Слайд 2.

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств и Марии Александровны Мехи родилась дочь Марина.


Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.


Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.


Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.


Слайд 3

Цветаева вспоминает : «Когда вместо предсказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догадливым словом оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: "Де, Муся, де, а это ре, де-ре..." Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку."


В классе

Скомкали фартук холодные ручки,

Вся побледнела, дрожит баловница.

Бабушка будет печальна: у внучки

Вдруг - единица!


Смотрит учитель, как будто не веря

Этим слезам в опустившемся взоре.

Ах, единица большая потеря!

Первое горе!


Слезка за слезкой упали, сверкая,

В белых кругах уплывает страница...

Разве учитель узнает, какая

Боль - единица?



Слайд 4, 5

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть - книги. С шести лет Марина уже писала стихи не только на русском, но и на французском, и на немецком языках. Ее раннее творчество проникнуто трагизмом, предчувствием смерти…



Молитва

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.


Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

- "Терпи, еще не кончен срок".

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!


Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

и амазонкой мчаться в бой;


Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день!


Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след...

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет!


Слайд 6, 7

В восемнадцать лет (1910 год) она уже была автором сборника "Вечерний альбом". Высокую оценку он получил от известных поэтов Брюсова, Гумилева, Волошина.



Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,


Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -


Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.


Слайд 8

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущими в нем. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца XIX - начала ХХвека. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическим кумирам -Александру Блоку и Анне Ахматовой


Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке

Одно-единственное движенье губ

Имя твое - пять букв.


Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.


В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.


Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток:

С именем твоим - сон глубок.



АННЕ АХМАТОВОЙ


Узкий, нерусский стан -

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.


Вас передашь одной

Ломаной черной линией.

Холод - в весельи, зной -

В Вашем унынии.


Вся Ваша жизнь - озноб,

И завершится - чем она?

Облачный - темен - лоб

Юного демона.


Каждого из земных

Вам заиграть - безделица!

И безоружный стих

В сердце нам целится.


В утренний сонный час,

- Кажется, четверть пятого, -

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.


Слайд 9


В 1912 вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.


Под лаской плюшевого пледа….-видеоролик


Любовь в лирике Марины Ивановны — безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь.


Вчера еще в глаза глядел,


А нынче — все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, —

Все жаворонки нынче — вороны!

Увозят милых корабли.

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»


Стихотворение «Мне нравится…» стало визитной карточкой поэтессы. (ролик)


Посвящено М. Минцу — впоследствии мужу Анастасии Цветаевой. Положено на музыку М. Таривердиевым (фильм «Ирония судьбы»). Это стихотворение очень ярко иллюстрирует одну характерную черту творчества Цветаевой: с одной стороны -стремление к гармонии, но последняя строчка разрешает конфликт с точностью до наоборот.



Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной —

Распущенной — и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.


Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!


Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас над головами,—

За то, что вы больны — увы! — не мной

За то, что я больна — увы! — не вами!




В любовной лирике Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности. Она вся в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Всякое чувство Цветаева понимала только как активное действие. Ее любовная лирика, как и вся поэзия, громогласна, неистова. Такие стихи резко противоречили всем традициям женской лирики.


Стихотворение-загадка «Волк»


Стихотворение «Я тебя отвоюю…»

1. Каково жизненное кредо лирической героини? ( бороться за все, что дорого, любимо, не опускать руки ни перед какой трудностью, препятствием)

2. Объясните метафорические образы мечей и знамен (метафорические образы золотых знамен и мечей связаны с мотивом битвы лирической героини за свою любовь и с друзьями, и с врагами. Никакая война неспособна ее остановить.)

3. С кем готова героиня вступить в спор за своего возлюбленного? (она готова во имя любви вступить в спор даже с богом)

4. Какие слова подчеркивают властность характера героини? (отвоюю, замолчи)

5. В чем трагизм стихотворения? ( «О, проклятие! – у тебя остаешься – ты…») Любой человек - загадка мироздания и всегда принадлежит самому себе. До смерти.


В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» нашли воплощение самые примечательные черты цветаевской поэзии: активность и уверенность в том, что жить стоит, преодолевая любые преграды, а с другой стороны – чрезвычайная ранимость сердца лирической героини. Внутренняя энергия слова и образа стихотворения заставляют и наше сердце болеть, но это светлая боль, через которую приходит осознание смысла жизни, жизни в любви.


Стихотворение "Я тебя отвоюю у всех. . " не было до конца понято критиками, читателями, современниками, да и потомками М.И. Цветаевой. Оно до сих пор вызывает множество споров и толкований, имеет множество интерпретаций и прочтений, долгую, живую, страстную жизнь в литературе, искусстве, в нашем сознании, бытии. Что только лишний раз доказывает его непреходящую ценность.

Посмотрим видеоролик.

Как поняли это стихотворение создатели клипа?


Слайд 10, 11-зачитать


Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.


Но обеими - зажатыми -

Яростными - как могла! -

Старшую у тьмы выхватывая -

Младшей не уберегла.


Две руки - ласкать - разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.


Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.


Слайд 12


Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!


Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!

С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!


Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!


До конца слайды.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.