ФИО автора:
Место работы: МКОУ Мирнинская СОШ
Должность: учитель
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: Развитие речи. Описание местности.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Развитие речи. Описание местности.
(Тема урока)
1.Тема и номер урока в теме: Служебные части речи «Предлог», № 6.
2.Базовый учебник: УМК под руководством М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, учебник «Русский язык. 7 класс»
3.Цель урока: создание творческого проекта через развитие исследовательских умений, индивидуальных творческих способностей учащихся.
4. Задачи:
- обучающие: обучение новым способам деятельности; изучение дополнительных признаков типов речи (описание);
-развивающие: развивать мышление, воображение, умение обобщать и синтезировать знания, переносить знания в новые ситуации.
-воспитательные : воспитание чувства любви к родине, обогащение эмоциональной сферы школьников; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности, дисциплинированности, внимательности, активности, наблюдательности, самостоятельности, дружелюбия.
5. Тип урока: развитие речи – формирование новых умений.
6. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
7. Образовательная технология: проектные методы обучения.
8. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплект, ноутбук с выходом в интернет, презентация.
9. ЭОР: 1. irkipedia.ru/content/ 2. bankgorodov.ru/region/settlement…
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ п/п | Этап урока | Приёмы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика, формы работы | Время (в мин.) |
1 | Организация начала урока (психологический настрой учащихся) | Словесный | Приветствие Объяснение цели и задач урока, психологический настрой учащихся на качественное выполнение работы | Фронтальная работа. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | 1 мин. |
2 | Сообщение темы урока и его задач | Словесный | 1.Объяснение цели и задач урока. 2. Ознакомление с планом работы на уроке (план записан на доске).
| Фронтальная работа. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем | 1 мин. |
3 | Повторение знаний о типах речи | Словесный, репродуктивный | Беседа по вопросам для повторения: 1.Какие типы речи используются для создания текста? 2.Дайте характеристику каждому типу речи. (после ответов учащихся таблички с понятиями типов речи закрепляются на доске) | Индивидуальная работа. Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения | 2 мин. |
4 | Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений | Репродуктивный
Эвристическая беседа | Сегодня на уроке перед нами серьёзная, но очень интересная задача – создание проекта. Чтобы его выполнить хорошо, нам нужны новые знания, дополняющие наше представление об описании как типе речи. Вы самостоятельно можете справиться с изучением нового материала.
Вопросы для проверки усвоения материала учебника: 1.что такое композиция сочинения? 2.из чего состоит композиция описания? 3. чем основа описания места отличается от других видов описания? 4. что обычно выделяют в описании места? 5. от какого лица следует вести повествование в описании места? (после ответов учащихся закрепляю опорные таблицы на доске). | Самостоятельная работа с учебным материалом
Анализ прочитанного текста, формулирование ответов на поставленные вопросы. Дополнение ответов других ребят. | 3 мин.
2 мин. |
5 | Упражнение по отработке навыков | Репродуктивный | Для того, чтобы приступить к описанию местности, проведём лексическую разминку: 1.подберите существительные для описания местности (дом, дорога, улица, перекрёсток, лес, река, цветы) 2. а теперь к каждому существительному подберём прилагательные – яркие, образные. | Фронтальная работа. формулирование ответов на поставленные вопросы, составляют словосочетания
| 2 мин. |
6 | Творческое применение знаний и умений | Проблемное изложение изучаемого материала.
Наглядно-иллюстративный
Исследовательский | Аннотация проекта: если вы хотите подняться на ступеньку выше в развитии своей устной и письменной речи, то смело беритесь за выполнение своей части проекта по описанию местности. Мы с вами будем описывать не просто какую-либо местность, мы создадим полную картину нашего родного села. Определение направлений на реализацию проекта: Каждая группа работает над своей, отдельно поставленной задачей – частью проекта. Защита проекта Коллективное обсуждение, оценка работы в группах.
3. Рекомендации учителя перед началом работы (психологический настрой). Для каждого из вас наше село является родиной в том смысле, что вы родились здесь. Я тоже родилась в нашем селе и живу здесь – уже тридцать лет, с удовольствием фотографирую самые интересные места, природу, реку в разные времена года. А сейчас я продемонстрирую вам свой мини-проект к теме сегодняшнего урока, но я его создала, используя фотографии и музыку, а вы подготовите описание, используя весь свой словарный запас, особенно обращая внимание на прилагательные. Почему? – потому что описание отвечает на вопрос – какой? (просмотр презентации о нашем селе, музыкальное сопровождение – песня «Там, где речка, речка Бирюса…») 4. Направления работы в группах: 1 группа: Поисково-исследовательская. Задание: найти в Интернете сведения о нашем селе. Задание: Подготовить вступление: понятие «Моя большая Родина», «Моя малая родина – мое родное село Мирный». Обрамление описания – письмо к другу 2 группа: Творческая. Задание: общий вид села, улицы, достопримечательности. 3 группа: Творческая. Задание: природа, окружающая село. 4 группа: Творческая. Задание: река, на берегу которой раскинулось село. 5 группа: Экологическая. Задание: экологическая обстановка в селе и его окрестностях. Заключение - наше отношение к родному селу, стоит ли гостям приезжать сюда, гордимся мы своим селом или нет – почему?.
|
Фронтальная работа. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем
Просматривают презентацию о родном селе, настраиваются на творческую работу.
Групповая работа по созданию своей части общего проекта описания местности
|
2 мин.
3 мин.
9 мин.
|
7 | Защита проекта | Эвристический. | 1.Прослушивание творческих работ групп; 2.Коррекция: после прослушивания текстов описания местности, обращаем внимание на допущенные ошибки, а именно – неоправданный повтор слов и словосочетаний. Избежать повтора можно подбором синонимов. А в общем целом работа получилась хорошая. 3.Коллективное обсуждение (учитель просматривает рабочие листы групп, корректирует оценки за работу)
| Групповая работа. Представитель от каждой группы читает созданный текст, в результате получается конечный продукт – полное описание местности – села Мирный. Оценка работы в группах.
| 5 мин.
2 мин.
2 мин. |
8 | Рефлексия | Проверка знаний, настроения учащихся | Беседа по вопросам: Что нового узнали сегодня на уроке? Что особенно запомнилось, понравилось? Чему научился? Чему удивился? Что, из того, что узнал или сделал сегодня на уроке, тебе пригодится в жизни? | Индивидуальная, групповая работа. Формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения | 2 мин. |
9 | Домашнее задание
| Объяснительно-иллюстративный | Комментирование домашнего задания: написать сочинение о своей улице, применяя знания, полученные на уроке. | Индивидуальная работа. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем | 2 мин. |
10 | Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы
| Объяснительно-иллюстративный | Комментирует оценки, поставленные не только за работу в группе, но и за работу в течение всего урока. Отмечает ребят, наиболее успешно потрудившихся над выполнением проекта. Благодарит учеников за сотрудничество, так как работа над проектом получилась творческая, коллективная, продуктивная. | Индивидуальная работа. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем
| 2 мин. |