Рабочая программа «Практикум по русскому языку» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 13 September 2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Жучковой Татьяны Анатольевны,

индивидуально-групповых занятий по курсу

«Практикум по русскому языку», 7 класс,

 


 

2018–2019 учебный год

Пояснительная записка Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:

дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;

пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;

формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.


 

Общая характеристика учебного курса

 

Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.

Курс «Практикум по русскому языку» непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ. Задачи:

овладение основными текстоведческими понятиями;

развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;

формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

составление текстов-рассуждений

совершенствование орфографических навыков

  Рабочая программа индивидуальных групповых занятий «Практикум по русскому языку» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: 

. Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.  

Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);


 

 

Место учебного курса в учебном плане Данная программа по курсу «Практикум по русскому языку» рассчитана на 35 учебных часов . . Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над текстом, совершенствовать орфографические навыки.
 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.

воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм

достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).


 

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности;

способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;

взаимодействие в процессе речевого общения;

овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

    1. овладение общими сведениями о языке;

      усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;

      освоение базовых понятий лингвистики;

      опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;

      овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование грамматической и лексической синонимии.


 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


 

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


 

Формы работы: практикумы, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:


 

беседа;

объяснение учителя;

исследование;

наблюдение;

сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

контрольное списывание;

составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

анализ текста;

составление схем, таблиц, алгоритмов

работа с деформированным текс

Виды контроля: тестирование, сочинения,

Планируемые результаты

в результате изучения курса учащиеся

овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки

смогут проводить различные виды анализа текста

Создавать тексты-рассуждения на лингвистическую тему


 

Содержание программы

1. Повторение изученного в 5-6 кл (2 ч.)

Язык и речь. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Нормы в причастиях (8ч.)

Падежные окончания причастий. Образование причастий. Правописание причастий. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. 3. Нормы в деепричастиях (4 ч.)

Образование и правописание деепричастий. Пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом.

4. Нормы в наречиях (8ч.)

Образование и правописание наречий.

5.Нормы в предлогах(2 ч.)

Правописание предлогов.

6 Союз(4 ч.).

Синтаксические и пунктуационные нормы.

7. Частицы (2 ч.)

Правописание частиц.

8. Междометия.(2 ч.)

Роль междометий в тексте.

Тематическое планирование Учебно-тематический план

п/п

Темы, разделы

Количество часов

всего

практикум

сочинения

изложения

диктант

тестирование

1

Повторение изученного в 5-6 кл

2

         

2

Нормы в причастиях

8

1

     

1

3

Нормы в деепричастиях

4

1

       

4

Нормы в наречиях

8

1

     

1

5

Нормы в предлогах

2

       

1

6

Союз

4

2

       

7

Частицы

2

1

       

8

Междометия

2

         

9

Резерв

3

         
   

35

6

     

3


 

Календарно – тематическое планирование

 

№ П/П

Наименование раздела программы, тема урока

Измерители, виды и формы контроля

Сроки проведения

план

факт

1

Повторение изученного в 5-6 кл.

Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр.

   

2

Повторение изученного. Анализ текста.

Фронтальный опрос, групповые задания

   

3

Орфографические нормы в причастиях

Фронтальный , индивидуальный опрос, работа с деформированным текстом

   

4

Грамматические и пунктуационные нормы предложений с причастным оборотом

Практикум, самостоятельная работа

   

5

Орфограммы в действительных и страдательных причастиях настоящего времени.

Фронтальный, индивидуальный опрос, объяснительный диктант

   

6

Словообразовательные нормы при образовании причастий

Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр.

   

7

Орфограммы в причастиях. Н и НН в причастиях

Фронтальный, индивидуальный опрос

   

8

Орфографические нормы в причастиях

Тестирование

   

9

Словообразование и орфография

Фронтальный и индивидуальный опрос, карточки с заданиями

   

10

Рассуждение на грамматическую тему.

Фронтальный и индивидуальный опрос, беседа

   

11

Морфемный состав деепричастий.

Фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение упр.

   

12

Морфемика и орфография в деепричастиях

Практикум, самостоятельная работа

   

13

Анализ текста

Фронтальный опрос, групповые задания, беседа

   

14

Анализ текста

Индивидуальный опрос, устн. работа

   

15

Словообразовательные нормы наречий.

Фронтальный опрос, объяснительный дикт.

   

16

Словобразование и пунктуация

Фронтальный опрос, групповые задания, предупред. дикт.

   

17

Орфограммы в наречиях

Фронтальный опрос, групповые задания, карточки с заданиями

   

18

Орфографические нормы в наречиях

Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр

   

19

Нормы правописания наречий

Тестирование

   

20

Рассуждение на грамматическую тему

Фронтальный и индивидуальный опрос, устн. и письмен.

   

21

Правописание наречий

Фронтальный опрос, групповые задания, самост. работа

   

22

Морфология и орфография. Наречие

Практикум, самост. работа

   

23

Предлог. Морфология и орфография

Фронтальный, индивидуальный опрос

   

24

Орфограммы в предлогах

Тестирование

   

25

Союз. Синтаксические нормы .

Фронтальный, индивидуальный опрос,

   

26

Союз. Пунктуационные нормы.

Практикум, самостоятельная работа

   

27

Анализ текста

Фронтальный опрос, групповые задания, беседа

   

28

Анализ текста

Практикум

   

29

Морфология и орфография. Частицы

Фронтальный опрос, групповые задания, карточки с заданиями

   

30

.Правописание частиц

Практикум

 

 

31

Междометия как средство выразительности речи

Фронтальный опрос, групповые задания, беседа, выполнение упр.

   

32

Роль междометий в предложениях текста

Фронтальный опрос, беседа,

   

33-35

Резерв

     
         



 

 


 

.

Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение

Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.

Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

Аксёнова Л.А. Зачётные работы по русскому языку.: 7 кл.-М.:Изд. «Экзамен»,2016

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.

Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.

Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.

.

Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.  

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5 Изложения для 5-11 классов

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл

Список литературы

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.

Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.

Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.