12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна65 |
Рабочая программа «Практикум по русскому языку», 7 класс
Жучковой Татьяны Анатольевны,
индивидуально-групповых занятий по курсу
«Практикум по русскому языку», 7 класс,
2018–2019 учебный год
Пояснительная записка Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Курс «Практикум по русскому языку» непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ. Задачи:
овладение основными текстоведческими понятиями;
развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
составление текстов-рассуждений
совершенствование орфографических навыков
Рабочая программа индивидуальных групповых занятий «Практикум по русскому языку» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
. Программы к завершённой предметной линии учебников по русскому языку. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Место учебного курса в учебном плане Данная программа по курсу «Практикум по русскому языку» рассчитана на 35 учебных часов . . Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над текстом, совершенствовать орфографические навыки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.
воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм
достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности;
способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;
взаимодействие в процессе речевого общения;
овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
-
-
овладение общими сведениями о языке;
усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;
освоение базовых понятий лингвистики;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование грамматической и лексической синонимии.
-
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы работы: практикумы, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
контрольное списывание;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста;
составление схем, таблиц, алгоритмов
работа с деформированным текс
Виды контроля: тестирование, сочинения,
Планируемые результаты
в результате изучения курса учащиеся
овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки
смогут проводить различные виды анализа текста
Создавать тексты-рассуждения на лингвистическую тему
Содержание программы
1. Повторение изученного в 5-6 кл (2 ч.)
Язык и речь. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Нормы в причастиях (8ч.)
Падежные окончания причастий. Образование причастий. Правописание причастий. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. 3. Нормы в деепричастиях (4 ч.)
Образование и правописание деепричастий. Пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом.
4. Нормы в наречиях (8ч.)
Образование и правописание наречий.
5.Нормы в предлогах(2 ч.)
Правописание предлогов.
6 Союз(4 ч.).
Синтаксические и пунктуационные нормы.
7. Частицы (2 ч.)
Правописание частиц.
8. Междометия.(2 ч.)
Роль междометий в тексте.
Тематическое планирование Учебно-тематический план
№ п/п | Темы, разделы | Количество часов | |||||
всего | практикум | сочинения | изложения | диктант | тестирование | ||
1 | Повторение изученного в 5-6 кл | 2 | |||||
2 | Нормы в причастиях | 8 | 1 | 1 | |||
3 | Нормы в деепричастиях | 4 | 1 | ||||
4 | Нормы в наречиях | 8 | 1 | 1 | |||
5 | Нормы в предлогах | 2 | 1 | ||||
6 | Союз | 4 | 2 | ||||
7 | Частицы | 2 | 1 | ||||
8 | Междометия | 2 | |||||
9 | Резерв | 3 | |||||
35 | 6 | 3 |
Календарно – тематическое планирование
№ П/П | Наименование раздела программы, тема урока | Измерители, виды и формы контроля | Сроки проведения | |
план | факт | |||
1 | Повторение изученного в 5-6 кл. | Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр. | ||
2 | Повторение изученного. Анализ текста. | Фронтальный опрос, групповые задания | ||
3 | Орфографические нормы в причастиях | Фронтальный , индивидуальный опрос, работа с деформированным текстом | ||
4 | Грамматические и пунктуационные нормы предложений с причастным оборотом | Практикум, самостоятельная работа | ||
5 | Орфограммы в действительных и страдательных причастиях настоящего времени. | Фронтальный, индивидуальный опрос, объяснительный диктант | ||
6 | Словообразовательные нормы при образовании причастий | Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр. | ||
7 | Орфограммы в причастиях. Н и НН в причастиях | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
8 | Орфографические нормы в причастиях | Тестирование | ||
9 | Словообразование и орфография | Фронтальный и индивидуальный опрос, карточки с заданиями | ||
10 | Рассуждение на грамматическую тему. | Фронтальный и индивидуальный опрос, беседа | ||
11 | Морфемный состав деепричастий. | Фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение упр. | ||
12 | Морфемика и орфография в деепричастиях | Практикум, самостоятельная работа | ||
13 | Анализ текста | Фронтальный опрос, групповые задания, беседа | ||
14 | Анализ текста | Индивидуальный опрос, устн. работа | ||
15 | Словообразовательные нормы наречий. | Фронтальный опрос, объяснительный дикт. | ||
16 | Словобразование и пунктуация | Фронтальный опрос, групповые задания, предупред. дикт. | ||
17 | Орфограммы в наречиях | Фронтальный опрос, групповые задания, карточки с заданиями | ||
18 | Орфографические нормы в наречиях | Фронтальный, индивидуальный опрос, беседа, выполнение упр | ||
19 | Нормы правописания наречий | Тестирование | ||
20 | Рассуждение на грамматическую тему | Фронтальный и индивидуальный опрос, устн. и письмен. | ||
21 | Правописание наречий | Фронтальный опрос, групповые задания, самост. работа | ||
22 | Морфология и орфография. Наречие | Практикум, самост. работа | ||
23 | Предлог. Морфология и орфография | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
24 | Орфограммы в предлогах | Тестирование | ||
25 | Союз. Синтаксические нормы . | Фронтальный, индивидуальный опрос, | ||
26 | Союз. Пунктуационные нормы. | Практикум, самостоятельная работа | ||
27 | Анализ текста | Фронтальный опрос, групповые задания, беседа | ||
28 | Анализ текста | Практикум | ||
29 | Морфология и орфография. Частицы | Фронтальный опрос, групповые задания, карточки с заданиями | ||
30 | .Правописание частиц | Практикум |
| |
31 | Междометия как средство выразительности речи | Фронтальный опрос, групповые задания, беседа, выполнение упр. | ||
32 | Роль междометий в предложениях текста | Фронтальный опрос, беседа, | ||
33-35 | Резерв | |||
.
Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение
Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
Аксёнова Л.А. Зачётные работы по русскому языку.: 7 кл.-М.:Изд. «Экзамен»,2016
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
.
Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.
Образовательные электронные ресурсы
Список литературы
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987