Технологическая карта урока развития речи «Описание общего вида местности с элементами рассуждения» (7 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий.
Форм(ы)а работы: Ф – фронтальная; И – индивидуальная; П – парная; Г – групповая
Ф.И.О. учителя |
Кудрявцева Татьяна Александровна |
|||||
Класс 7 |
Дата |
№ |
||||
Тема |
Открытый урок развития речи. Описание общего вида местности с элементами рассуждения «Мост королевы: между прошлым и будущим». |
|||||
Тип |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ |
|||||
Задачи урока: 1. Образовательные: -отработать навыки построения описания общего вида местности; -подготовить учащихся к самостоятельной работе над домашним сочинением. 2. Воспитательные: -формировать положительное отношение к родному городу; -формировать умение высказывать своё личное мнение. 3. Развивающие: -расширить кругозор учащихся. Методы по источнику информации: словесные, наглядные, частично-поисковые. Форма организации урока: фронтальная, парная, индивидуальная. |
||||||
Цели: |
||||||
Личностная |
Метапредметные |
Предметные |
||||
Освоение базовых эстетических категорий места, в котором мы живем. |
Владение монологической и диалогической речью. Составление схем. Высказывание собственных суждений. |
Знать форму и содержание текстов-описаний общего вида местности, элементов рассуждения, уметь находить ключевые слова, работать по алгоритму, анализировать собственные действия |
||||
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке |
||||||
Личностные: Понимание важности изучения материала в историческом контексте страны |
Познавательные: Активно использовать речевые средства для оформления собственной мысли, использовать дополнительную информацию для заполнения нужного кластера с использованием поиска и нестандартного решения познавательных задач на основе предложенных материалов |
Коммуникативные: Умение строить взаимоотношения в группе, слушать собеседников, приходить к общему решению |
Регулятивные: Активная и заинтересованная деятельность учащихся в ходе индивидуальной, парной, групповой работы. Умение планировать собственную деятельность |
|||
Основные понятия |
Описание местности, общий вид местности, рассуждение на тему эстетического характера, правило написания причастий с Н и НН, правила постановки знаков препинания при обособленных определениях |
|||||
Оборудование |
фотографии моста Королевы Луизы на столах учеников; набор заданий и инструкций; мультимедийная презентация фотографий, видеофильм. |
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика (Задания для уч-ся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) |
Признаки решения дидактических задач |
Время (в мин.) |
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, личностные |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Организационный момент |
Эпиграф. Хорошо в Советске. Несуетно. Чудный мост на заре величав. Гордый профиль Луизы красуется, Вечным символом мира став. Тайна вечности здесь заложена. Это летопись в камне сложена. Просит найти ключевые слова эпиграфа. Нацеливает учащихся на то, о чем пойдет речь на уроке |
Находят ключевые слова «мост», «гордый профиль Луизы», «символ мира», объясняют их значение. Делают вывод о сопричастности к истории. |
Записывают в тетради ключевые слова и пояснения к ним. |
3 |
Прогнозирование своей деятельности. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|
2 |
Этап мотивации |
Сообщение темы, задач урока. - Наш урок посвящён одному из самых замечательных мест в Советске. - Предлагаю сделать нашему городу подарок – поработать над написанием сочинения, которое будет представлять собой описание общего вида символа города Советска – моста Королевы Луизы. Тема урока – «Мост Королевы: между прошлым и будущим. Описание общего вида местности с элементами рассуждения». Сочинение надо написать так, чтобы у прочитавших его и не бывавших у нас в городе людей появилось желание приехать сюда, в Советск. Чтобы ваша работа получилась удачной, необходимо повторить знакомый вам материал, вспомнить, что должно быть в сочинениях такого типа. |
Вступают в диалог по пояснению видов работы на уроке и темы урока. |
Знают о видах деятельности на уроке, имеют представление об общей тематической группе, определяют дальнейшие действия |
2 |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Постановка цели учебной задачи. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
3 |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Сегодня мы работаем в группах. Три группы получают конверты с заданиями. 1 группа: «Историки». 2 группа: «Служба планирования». 3 группа: «Скорая служба правил». Учимся работать строго по инструкции. На работу в группах – 10 минут. Презентация работы каждой группы. |
Задания 1 группы: (Работайте сообща, помогайте друг другу) Рассмотрите фотоматериалы и выдержки из Интернета, а также статью из энциклопедии. Выберите необходимые материалы, которые, по вашему мнению, нужны для того, чтобы раскрыть тему урока «Мост Королевы Луизы: между прошлым и будущим». Создайте плакат «Визитная карточка» города (используйте фотоматериалы, вырежьте нужный печатный материал). Продемонстрируйте «Визитную карточку», расскажите о прошлом, настоящим и будущем моста. Задания 2 группы: (Работайте сообща, помогайте друг другу) Рассмотрите печатные материалы. Рассмотрите схему Лист 1. Составьте план будущего сочинения-описания с элементами рассуждения из печатных материалов Приложения 1. Дополните недостающую информацию. Приклейте все материалы на плакат. Ответьте на вопросы: На какой вопрос отвечает текст-описание? Где оно отражено в вашем плане? На какой вопрос отвечает текст-рассуждение? Где, по вашему мнению, вводятся элементы рассуждения? Выступите с плакатом «План сочинения «Мост Королевы: между прошлым и будущим». Задания 3 группы: (Работайте сообща, помогайте друг другу) Распределитесь на пары. Выберите задания. Задания по поиску безударных гласных выполняются прямо в листе. Выступите: расскажите правило и озвучьте слова вместе с проверкой. Задание по поиску слов с орфограммой н/нн в прилагательных, наречиях, причастиях выполните на листе ватмана в таблице. Выступите: расскажите правила правописания. Приведите примеры из подготовленной Вами таблицы. Задание по поиску обособленных определений, выраженных причастными оборотами, выполняйте в листе (расставьте знаки препинания, выделите определяемые слова, поставьте границы оборотов, задайте вопросы). Выступите: расскажите правило постановки знаков препинания, если оборот находится после определяемого слова и перед ним. Озвучьте вашу работу. |
Презентация работы группы: плакат «Визитная карточка», выступление со средоточением внимания на словах «прошлое», «настоящее», «будущее»
Презентация работы – схема и алгоритм описания общего вида местности, подбор элементов рассуждения на тему будущего сочинения. Вспоминают признаки описания, особенности описания местности. Образ будущей композиции сочинения-описания общего вида местности.
Орфографическая работа со словами, которые можно использовать при написании сочинения-рассуждения. Синтаксическая и пунктуационная работа со словами и словосочетаниями с определенными орфограммами. Правило. Общие выводы о написании и на что обратить внимание при написании сочинения |
20 |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Умение слушать и вступать в диалог |
4 |
Выявление места и причин затруднений |
Вопросы группам после самопрезентации |
Отвечают на уточняющие вопросы. Делают совместные выводы |
В тетради появляются записи слов, план-композиция будущего сочинения. Определяют цель написания и необходимые ключевые атрибуты |
5 |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся. |
5 |
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи |
-Это величественное сооружение, которому мы посвятили сегодня урок, не просто символ, а скорее напоминание о том, что человек, не знающий и не ценящий прошлого, не сможет построить блестящего будущего. Пройдем все этапы написания сочинения, составив устный шаблон |
Устное проговаривание элементов композиции сочинения по презентации и ключевым словам |
Словесное рисование, презентация индивидуальных идей описания общего вида местности |
10 |
|||
6 |
Физминутка. |
Показывает презентацию |
Обучающиеся выполняют движения |
3 |
||||
7 |
Этап оценивания и рефлексии учебной деятельности |
Возьмите листы самооценки. Давайте оценим работу на уроке. 1.Посмотрите количество баллов, которые вы набрали за сбор материалов. Выставьте балл в кружок. 2.Я принял активное участие в работе группы, в паре. Поставьте себе оценку до 5 баллов. 3.Я выступал на оценку… До 5 баллов. 4.Я получил дополнительный жетон за работу… 5 баллов. Подсчитаем итоги: 18 – 20 баллов - «5» 13 – 17 баллов - «4» 8 – 12 баллов - «3» 0 – 7 баллов - Мне сегодня было сложно. Рефлексия: Если вам на уроке понравилось, то приклейте смайлы на фотографию «Мост осенью», а если нет, то приклейте их на «Мост зимой». |
Заполняют лист оценивания по этапам собственного вклада в работу группы и индивидуально.
Выходя из кабинета, обучающиеся крепят рефлексивные смайлы на магнитный флипчарт. |
Заполнен лист самооценки |
3 |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
8 |
Дифференцированное домашнее зад. |
Пора вспомнить о подарке любимому городу - написать сочинение-описание с элементами рассуждения |
Написание сочинения описания общего вида местности с элементами рассуждения об истории страны (объем не менее 100 слов). |
Работы обучающихся, содержащие план и сочинение |
2 |
Легоцкая Вера Сергеевна
Валентина