Урок-практикум по экологии «Расчёт встречаемости видов» (9–10 классы)
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической работы
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
Форма – групповая
Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.
Цель работы: определить встречаемость видов растений в луговом сообществе, сравнить эффективность использования показателей встречаемости и обилия (по шкале О. Друде) для выяснения роли этих видов в сообществе.
Материалы и оборудование: 20 колышков и моток веревки для разметки пробной площади, бланк таблицы.
Встречаемость - отношение числа учетных площадок, на которых отмечен вид, к общему числу площадок, выраженное в процентах или долях от единицы. Показатель встречаемости, наряду с обилием и средними показателями размеров растений, используют для исследований изменения количественных показателей популяции по экологическому градиенту (изменение влажности, богатства почвы и др.). Кроме того, встречаемость показывает характер распространения видов в пределах пробной площади (и сообщества в целом).
На участке луга закладывают пробную площадь размером 10 х 10 м. Определяют обилие видов по шкале О. Друде. Разбивают пробную площадь на квадраты 2 х 2 м, натягивая веревку между колышками, расположенными через соответствующее расстояние. Каждой из получившихся учетных площадок присваивают номер от 1 до 25. На каждой площадке проводят полный учет видов травянистых растений, занося название видов в табл. 2.8 и отмечая их присутствие знаком «+».
Расчет встречаемости видов на пробной площади
Вид рас тения |
. Номер площадки |
Встре чаемость, % |
Оби лие |
|||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||
В системе координат «встречаемость-обилие» указывают, какой диапазон значений обилия может соответствовать одному и тому же значению встречаемости. Объясняют, почему для разных видов пары «встречаемость-обилие» не совпадают, какой из показателей, по Вашему мнению, более ценен при учете фитоценотической роли видов в сообществе.
Делают вывод о причинах различной встречаемости видов, отмечают наиболее часто и редко встречающиеся виды.
Сообщество луга
Луг
РАСТЕНИЯ ЛУГА
ЛУГ.wmv
Ресурсы:
«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html