Урок-практикум «Определение биомассы и первичной продуктивности фитоценоза»
Цель работы: познакомиться с понятиями биоценоза, фитоценоза, экотона, с видами-эдификаторами, видами-доминантами и определить чистую первичную продуктивность фитоценоза
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
Форма – групповая
Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.
Материалы и оборудование: эккер, рулетка, мерная вилка, высотомер
При изучении лесной растительности очень широкое распространение находит метод закладки пробных площадей. Пробные площади прямоугольной или квадратной формы закладываются в однородных по растительным группировкам условиях. Пробные площади бывают постоянные и временные. Постоянные ограничиваются по углам столбиками с надписью номера, временные ограничиваются лишь вешками.
Полезно различать четыре типа изучаемых площадей (рис. 1.2).
1.Пробная площадь (0,1-1,0 га). Вначале используется только для измерений, которые не оказывают на нее влияние. Здесь проводятся климатические измерения и анализ хода ростовых процессов. В конце концов эта площадь может быть вырублена как итоговый пробный образец или, напротив, предусмотрительно сохранена нетронутой в качестве площади для справок.
2.Буферная зона. Площадь шириной по крайней мере в две высоты деревьев располагается вокруг пробной площади, не подвергается никаким воздействиям, которые могли бы повести к каким-либо нарушениям пробной площади.
3.Площадь для измерений (1-10 га). Достаточно большая для того, чтобы можно было рубить деревья, брать почвенные монолиты и пробы на корневую загрузку; по мере возможности следует вырубать не более 5 % деревьев, чтобы свести к минимуму влияние на пробную и буферную площади.
4.Площадь для прочих исследований (10-100 га). Играет роль буферной зоны большего, масштаба, может быть необходимой для сопутствующего изучения млекопитающих и птиц.
Размер пробных площадей зависит от доступности участка изучения, размера деревьев, структурной сложности лесного сообщества, его общей гетерогенности, требуемой точности и наличия рабочей силы. Не существует абсолютно однородной растительности, но неоднородность ее на площадях 1 и 3 должна быть как можно меньше, в то время как на площади 4, которая может быть использована для сопутствующих исследований экосистемы (например, позвоночных), может быть допущена большая неоднородность. Неоднородность может выражаться в видовом составе, возрастной и вертикальной структуре лесного сообщества и условиях местообитания, например в крутизне склона, почве и климате, часто проявляющихся и в напочвенном покрове.
Рис. 1.2. Схема пробной площади
1 - пробная площадь; 2 - буферная зона; 3 - площадь для измерения;
4 – изучаемая площадь
Вышеприведенные минимальные размеры площадей не всегда являются удовлетворительными и допустимы только для тех мест, где лесные сообщества по размерам невелики, их мало и расположены они далеко друг от друга.
Ориентировочно для разновозрастных или смешанных древо- стоев пробная площадь не должна быть менее 0,5 га.
Для изучения должны быть выбраны два биоценоза (биотических сообщества). В каждом фитоценозе закладываются пробные площади 50 х 50 м, для чего необходим эккер и вешки. Все рекомендации даются руководителем в устной форме.
Производится перечет деревьев по ступеням толщины и категориям их состояния. Результаты заносятся в таблицу
Ступень толщины, см |
Категория санитарного состояния деревьев |
Всего |
||||
здоровые |
ослабленные |
усыхающие |
сухостой |
|||
6 |
||||||
8 |
||||||
10 |
||||||
12 |
||||||
14 |
||||||
16 |
||||||
18 |
||||||
20 |
||||||
22 |
||||||
24 |
||||||
26 |
||||||
Итого |
Возраст древостоя определяют по образцам древесины, взятым возрастным буравом, путем подсчета годичных колец.
На основании всех полученных данных рассчитывают общий объем фитомассы стволов ветвей, листьев, корней, а затем и чистую первичную продукцию, для чего используют табл. 1.6, имея в виду следующее: ветви составляют примерно 15-20 %, листья - 5-7 % и корни 20 % фитомассы стволов. Масса 1 м3 древесины сосны составляет 863 кг, 1 м3 древесины березы - 878 кг.
Как определить возраст дерева
Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам
Оценка жизненного состояния леса по сосне
Ресурсы:
«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html