Урок русского языка в 5 классе «Путешествие в страну прилагательного»
Методическая разработка урока по русскому языку
с использованием современных образовательных технологий.
Тема: Путешествие в страну прилагательного.
Класс 5
Цели урока: систематизация и повторение изученных в начальной школе сведений об имени прилагательном.
Формируемые УУД:
Предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного, выявить роль прилагательных в речи.
Метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации; извлекать информацию из текста, систематизировать, анализировать и сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, анализировать текст с точки зрения его цели, основной мысли.
Личностные: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), доброжелательное отношение к мнению другого человека, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, вести диалог с другими людьми, принимать решения.
Форма урока: игра-путешествие.
Современные образовательные технологии, методы и приемы работы:
ИКТ – технологии, частично-поисковый метод, игровые технологии, элементы исследовательской деятельности, анализ прозаического и лирического текста, работа в группе, развитие умений речетворчества.
Оборудование: проектор, раздаточный материал с текстом и различными заданиями, презентация.
Ход урока.
Организационный момент и целеполагание.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость и смекалка.
-Скажите, а вы любите сказки? (слайд 2) А какие сказки вы знаете?
-А кто помнит сказку «Цветик-семицветик»? (слайд 3+ сюжет сказки)
-Кто помог девочке?
- Что старушка подарила девочке?
- Цветок цветик-семицветик. (слайд 4)
- Сколько лепестков у него было?
- Перечислите какого цвета были лепестки. (слайд 5)
- Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена прилагательные)
- А как вы думаете, какова цель нашего урока?
- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имени прилагательного (запись числа и темы) (слайд 6) и будем собирать не только лепестки цветика-семицветика, но и признаки имени прилагательного.
-Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)
-А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)
- На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)
- Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)
- А что обозначают прилагательные? (признак) (слайд 7)
II. Мотивация.
Чтобы найти все семь лепестков цветика –семицветика надо пройти нелегкий путь через семь островов: «Значение», «Вопрос», «Изменяемость», «Члены предложения», «Выразительное средство», «Победа», «Угадай». Выберите капитана, который поведет вас по данному пути и будет решать, кому выступать от имени группы. Во время игры каждый должен хотя бы один раз дать ответ. (слайд 8)
III. Освоение новой темы.
Итак, первый остров «Значение».
-Перед вами текст, который вы должны прочитать и ответить на вопросы.
- Определите о каком животном идет речь?
- По каким признакам вы определили это?
-Сделайте вывод, что обозначает имя прилагательное.
(слайд 9)
… стройное, грациозное животное, с сильно развитой мускулатурой и крепкой конституцией. Туловище округлой формы с длинными стройными ногами, на запястьях которых с внутренней стороны имеются мозолистые ороговевшие шишки-утолщения. На изящной мускулистой шее находится большая, вытянутая голова. Голову венчают заостренные, подвижные уши. На морде расположена пара больших выразительных глаз и довольно широкие крупные ноздри. Тело покрывает волосяной покров, длина и жесткость которого варьируется в зависимости от расположения: челка, грива и хвост…
(слайд 10) Ответ: ЛОШАДЬ
стройное, грациозное животное, туловище округлое, длинные стройные ноги, большая, вытянутая голова, подвижные уши, широкие крупные ноздри.
Имя прилагательное обозначает различные признаки предмета, характеризует предмет с разных строн.
Получают лепесток желтого цвета.
Второй остров «Вопрос»
( слайд 11) Найдите в данном стихотворении имена прилагательные и определите, на какие вопросы они отвечают.
Имя прилагательное, мы с тобой дружны,
Признаки предметов называешь ты.
Солнечное лето, праздничная ель,
Вкусные конфеты, Машенькин портфель.
(слайд 12) Ответ: лето(какое?) солнечное,
Ель(какая?) праздничная,
Конфеты(какие?) вкусные,
Портфель (чей?) Машенькин.
Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? Чей?
Получают красный лепесток.
Третий остров «Изменяемость»
(слайд 13) Свяжите слова в словосочетания и найдите ответы на вопросы:
- Как изменяются имена прилагательные?
- В чем согласуются с именами существительными?
Лесн… царь, лесн… птица, голуб… небо, больн… деревьям, по шелков… траве.
(слайд. 14) Ответ: лесной царь (м.р.,ед.ч.,И.п.)
Лесная птица (ж.р.,ед.ч.,И.п.)
Голубое небо (ср.р.,ед.ч.,И.п.)
Больные деревья (И.п.,мн.ч)
Имя прилагательное изменяется по родам,числам и падежам;
с именами существительными прилагательные согласуются в одном роде,числе и падеже.
Получают лепесток зеленого цвета.
Четвертый остров «Члены предложения»
(слайд 15) В данных предложениях подчеркнуть главные члены и второстепенные, выраженные именами прилагательными.
Распускаются зеленые листочки. Шерсть у белки рыжая.
(слайд 16) Ответ: Распускаются зеленые листочки. Шерсть у белки рыжая.
Имя прилагательное в предложении является определением или сказуемым.
Получают лепесток синего цвета.
Пятый остров «Выразительное средство»
(слайд 17) В стихотворении С. Есенина найти прилагательные и определить, какое выразительное средство за ним скрывается.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотисые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
(С.Есенин)
(слайд 18) Ответ: душистая, золотистые, медвяная, пряная - эпитеты.
Роль имен прилагательных в нашей жизни велика: они характеризуют предмет с разных сторон, создают впечатляющие картины, помогают точно, ярко, образно описать чувства, настроения, душевные переживания, заключают в себе авторскую оценку.
Получают лепесток оранжевого цвета.
Шестой остров «Победа».
(слайд 19) Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие качества характера отметил в своем друге космонавт А. Леонов? В вашем ответе должны присутствовать имена прилагательные.
О Гагарине написано немало. Для нас, знавших его близко, Юрий Гагарин прежде всего неутомимый труженик. Он любил повеселиться, пошутить. Все помнят знаменитую гагаринскую улыбку. Но в работе он был предельно собран и серьезен.
Юрий стремился к знаниям. Его тетрадки с лекциями, конспектами, аккуратными чертежами служили примером. Он настойчиво учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского, в срок сдавал зачеты и экзамены, не требовал никаких поблажек. Гагарин получил диплом с отличием.
Гагарин был простым, но отнюдь не простоватым, умным и душевно щедрым. Его отличал дар мгновенно оценить ситуацию, принять правильное решение.
(слайд 20) Ответ: неутомимый, трудолюбивый, веселый, жизнерадостный, улыбчивый, серьезный, собранный, любознательный, аккуратный, настойчивый, ответственный, требовательный к себе, умный, простой, решительный, находчивый, сообразительный.
Получают лепесток фиолетового цвета.
Седьмой остров «Угадай» (слайд 21)
Отгадайте загадку.
Мы круглые и сочные,
Сладкие и кислые,
Желтые, зеленые,
Красные и разные.
Ты отведай нас, дружок!
Не забудь лишь про урок.
(Яблоки)
Получают лепесток голубого цвета.
Вот мы собрали наш цветик –семицветик..
IV.Обобщение по теме, контрольная проверка.
Вам необходимо вставить пропущенные слова, чтобы получился текст об имени прилагательном. (слайд 22)
Имя прилагательное –это ……………………………..,которая обозначает…………………..
и отвечает на вопросы…………………………Изменяется по…………………………………
В предложении является ………………………………………..Прилагательные в нашей речи нужны ……………………………………………………………………………………..
V.Рефлексия.
Подошел к концу наш урок. Хочу поблагодарить вас за интересное путешествие по стране имени прилагательного. Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, находчивыми ребятами. Вот сколько использовала прилагательных я в своей речи. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными. (слайд 23)
Дополни текст именами прилагательными.
Подошел к концу…………………….урок русского языка. Мы вспомнили все, что знали об имени …………………..Благодаря этим словам наша речь становится… ………………… Мои одноклассники были……………………………………………..
Они давали ………………ответы. Своей работой на уроке я …………………………
И сейчас у меня ………………..настроение.
VI. Оценивание. Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание. Упр.105
Ахметшина Наталья Юрьевна