12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Викторовна Шаринская264
Россия, Томская обл.
1

Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения

Технологическая карта урока

1.Шаринская Елена Викторовна.

2.5 класс (русский язык).

3.Тема урока «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

4.Место и роль урока в изучаемой теме. Это первый урок по этой теме. Тип урока – открытие нового знания, вводный, затем следуют темы «Дополнение», «Определение», «Обстоятельство».

5.Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения по теме «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Задачи:

- повторить и обобщить знания о главных членах предложения;

- при выполнении заданий доказать, что в предложении могут быть и второстепенные члены предложения;

- закрепить полученные знания;

- познакомить с понятием «второстепенные члены предложения»;

- развивать умение правильно строить устный ответ;

- формировать и воспитывать аккуратность и взаимопомощь.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение распространённых и нераспространённых предложений, общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные члены предложения и другие второстепенные члены предложения; их названия); уметь разграничивать распространённые и нераспространённые предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения и аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Используемые ресурсы:

1.Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. ФГОС. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Москва «Просвещение» 2014 год.

2.Т.В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М. «Проcвещение»). Рекомендовано Российской Академией Образования. Издательство «Экзамен» Москва 2014 год.

3.http: || festival. 1 septeber.ru subjcls

Этапы урока

Задачи, решаемые на данном этапе

Содержание учебного материала

Активные приёмы обучения

Формируемые УУД (или их элементы)

1.Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.)

Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности, включить учащихся в деятельность по выявлению готовности.

Вступительное слово:

- Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках?

(О предложениях).

- Всё ли вы знаете о них? (Нет).

- Хотели бы узнать? Сегодня нам предстоит большая и серьёзная работа: познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.

фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра.

2.Актуализация опорных знаний и выявление затруднения в новых учебных действиях. (10 мин.)

Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.

Подвести учащихся к осознанию причины возникших затруднений.

- Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое).

- Чем в предложении может быть выражено сказуемое? ( Существительным, местоимением, другими частями речи).

- Чем может быть сказуемое? (Глаголом, именем существительным, другими частями речи).

- Какую речь приятно слушать? (Спокойную, размеренную, без добавления ненужных слов типа «вот», «ну»).

- О ком в народе сложили пословицу: «Говорить, словно горох сыплет о стену»? (О тех, кто говорит очень быстро).

- Прочитайте на доске (или на слайде №1) текст, или упр.176.

Мир сказок – это соприкосновение с загадочными обитателями сказок, незабываемое путешествие в заманчивый и таинственный мир чудес и волшебства, где возможно всё; где открываются неограниченные просторы для полёта фантазии.

- О чём этот текст? Назовите главные члены предложения.

(На доске (или на слайде №2) предложен тот же текст, но уже без второстепенных членов предложения. В тексте упражнения 176 предложения даются нераспространёнными изначально).

- Всё ли понятно в тексте, где есть только главные члены предложения? А что помогает, уточняет предложение? (Другие слова, другие члены предложения. Эти члены предложения называются второстепенные члены предложения).


- Ребята, откройте учебник на стр.81-82 и найдите ответы на вопросы:

Какие члены предложения называются второстепенными?

Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?

- Запишите текст упр.176, распространив предложения второстепенными членами.

- В чём состоит роль второстепенных членов в предложении? (Они делают мысль более понятной, развёрнутой).

- Сделайте вывод, какое предложение можно назвать распространённым? (Предложения могут быть распространёнными, если в них есть второстепенные члены предложения, и нераспространёнными, если в них нет второстепенных членов предложения).



индивидуальная, групповая, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении; связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

3.Построение проекта выхода из затруднения. (8 мин.)

Организовать работу по постановке учебной задачи.

- А сейчас, ребята, послушайте отрывок из музыкального произведения П.И Чайковского «Октябрь».

- Какие чувства вызвала эта музыка у вас? (Грусти и печали).

- Давайте составим очень «красивое» предложение.

- Запишите предложение, которое вам понравилось больше.

- Докажите, что записанное вами предложение распространённое.

индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: контролируют учебную деятельность, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4.Реализация проекта (8-10 мин.)

Организовать выбор способа и средств реализации учебной задачи.

Распространение предложений.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Плещеева.

Осень наступила. Высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

- Встретили ли вы нераспространённые предложения? Какие? (Осень наступила. Высохли цветы.)

- Распространите их, то есть добавьте второстепенные члены предложения. (Вывод: чем больше второстепенных членов в предложении, тем богаче и ярче звучит наша речь. (Учитель контролирует правильность приёмов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей).


групповая, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

5.Первичное закрепление с выполнением самостоятельной работы и проверкой. (8-12 мин.)

Организовать усвоение учащимися нового знания и работу по включению нового способа действий в систему знаний.

Игра «Добавь слово».

Правила: первый игрок называет слово - подлежащее. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить своё слово, подходящее по смыслу, – сказуемое. Остальные игроки в порядке очереди добавляют второстепенные члены предложения. Побеждает ряд, у которого самое длинное и логичное предложение. (Учитель организует и сопровождает деятельность детей).

групповая, индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

6.Рефлексия. (2-3мин.)

Организовать работу по оценке учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Кого из игроков вы бы выделили и почему?

- Какие качества надо развивать, чтобы быть в числе победителей на уроке?

фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7.Домашнее задание (2-3 мин.)

Проинформировать учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание на выбор:

1)Выполнить упр.177.

2)Выписать из художественных произведений 5 предложений с второстепенными членами.

3)Подготовить выступление о второстепенных членах предложения, использовать примеры из стихотворений или прозаических произведений.



Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.



Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.