Урок русского языка в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения»
Технологическая карта урока
1.Шаринская Елена Викторовна.
2.5 класс (русский язык).
3.Тема урока «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
4.Место и роль урока в изучаемой теме. Это первый урок по этой теме. Тип урока – открытие нового знания, вводный, затем следуют темы «Дополнение», «Определение», «Обстоятельство».
5.Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения по теме «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Задачи:
- повторить и обобщить знания о главных членах предложения;
- при выполнении заданий доказать, что в предложении могут быть и второстепенные члены предложения;
- закрепить полученные знания;
- познакомить с понятием «второстепенные члены предложения»;
- развивать умение правильно строить устный ответ;
- формировать и воспитывать аккуратность и взаимопомощь.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение распространённых и нераспространённых предложений, общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные члены предложения и другие второстепенные члены предложения; их названия); уметь разграничивать распространённые и нераспространённые предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения и аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Используемые ресурсы:
1.Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. ФГОС. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Москва «Просвещение» 2014 год.
2.Т.В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М. «Проcвещение»). Рекомендовано Российской Академией Образования. Издательство «Экзамен» Москва 2014 год.
3.http: || festival. 1 septeber.ru subjcls
Этапы урока | Задачи, решаемые на данном этапе | Содержание учебного материала | Активные приёмы обучения | Формируемые УУД (или их элементы) |
1.Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.) | Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности, включить учащихся в деятельность по выявлению готовности. | Вступительное слово: - Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках? (О предложениях). - Всё ли вы знаете о них? (Нет). - Хотели бы узнать? Сегодня нам предстоит большая и серьёзная работа: познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. | фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра. |
2.Актуализация опорных знаний и выявление затруднения в новых учебных действиях. (10 мин.) | Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности. Подвести учащихся к осознанию причины возникших затруднений. | - Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое). - Чем в предложении может быть выражено сказуемое? ( Существительным, местоимением, другими частями речи). - Чем может быть сказуемое? (Глаголом, именем существительным, другими частями речи). - Какую речь приятно слушать? (Спокойную, размеренную, без добавления ненужных слов типа «вот», «ну»). - О ком в народе сложили пословицу: «Говорить, словно горох сыплет о стену»? (О тех, кто говорит очень быстро). - Прочитайте на доске (или на слайде №1) текст, или упр.176. Мир сказок – это соприкосновение с загадочными обитателями сказок, незабываемое путешествие в заманчивый и таинственный мир чудес и волшебства, где возможно всё; где открываются неограниченные просторы для полёта фантазии. - О чём этот текст? Назовите главные члены предложения. (На доске (или на слайде №2) предложен тот же текст, но уже без второстепенных членов предложения. В тексте упражнения 176 предложения даются нераспространёнными изначально). - Всё ли понятно в тексте, где есть только главные члены предложения? А что помогает, уточняет предложение? (Другие слова, другие члены предложения. Эти члены предложения называются второстепенные члены предложения). - Ребята, откройте учебник на стр.81-82 и найдите ответы на вопросы: Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения? - Запишите текст упр.176, распространив предложения второстепенными членами. - В чём состоит роль второстепенных членов в предложении? (Они делают мысль более понятной, развёрнутой). - Сделайте вывод, какое предложение можно назвать распространённым? (Предложения могут быть распространёнными, если в них есть второстепенные члены предложения, и нераспространёнными, если в них нет второстепенных членов предложения). | индивидуальная, групповая, фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении; связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
3.Построение проекта выхода из затруднения. (8 мин.) | Организовать работу по постановке учебной задачи. | - А сейчас, ребята, послушайте отрывок из музыкального произведения П.И Чайковского «Октябрь». - Какие чувства вызвала эта музыка у вас? (Грусти и печали). - Давайте составим очень «красивое» предложение. - Запишите предложение, которое вам понравилось больше. - Докажите, что записанное вами предложение распространённое. | индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: контролируют учебную деятельность, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
4.Реализация проекта (8-10 мин.) | Организовать выбор способа и средств реализации учебной задачи. | Распространение предложений. - Послушайте отрывок из стихотворения А.Плещеева. Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. - Встретили ли вы нераспространённые предложения? Какие? (Осень наступила. Высохли цветы.) - Распространите их, то есть добавьте второстепенные члены предложения. (Вывод: чем больше второстепенных членов в предложении, тем богаче и ярче звучит наша речь. (Учитель контролирует правильность приёмов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей). | групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
5.Первичное закрепление с выполнением самостоятельной работы и проверкой. (8-12 мин.) | Организовать усвоение учащимися нового знания и работу по включению нового способа действий в систему знаний. | Игра «Добавь слово». Правила: первый игрок называет слово - подлежащее. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить своё слово, подходящее по смыслу, – сказуемое. Остальные игроки в порядке очереди добавляют второстепенные члены предложения. Побеждает ряд, у которого самое длинное и логичное предложение. (Учитель организует и сопровождает деятельность детей). | групповая, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
6.Рефлексия. (2-3мин.) | Организовать работу по оценке учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Кого из игроков вы бы выделили и почему? - Какие качества надо развивать, чтобы быть в числе победителей на уроке? | фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7.Домашнее задание (2-3 мин.) | Проинформировать учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Домашнее задание на выбор: 1)Выполнить упр.177. 2)Выписать из художественных произведений 5 предложений с второстепенными членами. 3)Подготовить выступление о второстепенных членах предложения, использовать примеры из стихотворений или прозаических произведений. | | Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |