12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Александровна Максимова2819
Россия, Свердловская обл., Лесной
7

Урок развития речи «Составление текста со вставкой диалога между неодушевленными предметами»

Тип урока: урок развития речи в 5 классе.

Тема: Написание текста со вставкой диалога между неодушевленными предметами.

Оборудование: Мультимедийная техника, экран, раздаточный материал.

Цели: 1. Формирование умения строить диалог, описывать ситуацию общения.

2. Развитие умения строить связное письменное высказывание с использованием диалога на основе олицетворения.

3. Воспитание внимательного отношения к письменной речи.

 

Ход урока.

Приветствие. Целеполагание. Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке развития речи вы составляли устные диалоги на заданную тему. Сегодня же мы будем учиться писать сочинения с диалогами.

Проверка д/з. Я просила вас написать дома миниатюру на тему «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

(Происходит зачитывание миниатюр, их обсуждение)

Многие из вас говорили, что для взаимопонимания нужно уметь внимательно слушать и уважать мнение собеседника. И я очень рада была, услышав слово «диалог» в ваших работах.

Актуализация знаний. Работа с текстами. А теперь предлагаю проверить, что мы знаем о диалоге. В этом нам поможет сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», прочитанная на уроке литературы. Познакомимся с двумя текстами. Прочитаем их выразительно, а после чтения ответим на вопросы.

Тексты появляются на экране.

  1. - Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

- Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.

- Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…

- Право, мой друг, там и без тебя тесно.

- Да кто же там живёт?

- Кто там живёт? Там живут колокольчики.

  1. - Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову все говорите «динь-динь-динь»?

- Уж у нас поговорка такая, - отвечал мальчик–колокольчик.

- Поговорка? – заметил Миша. – А вот папенька говорит, что

очень нехорошо привыкать к поговоркам.

Вопросы к текстам.

Докажите, что перед вами диалоги. (И тот, и другой тексты представляют собой разговор двух собеседников на определённую тему)

Охарактеризуйте собеседников. (В первом диалоге идёт беседа между отцом и сыном. Во втором – мальчик разговаривает с колокольчиком - деталью из табакерки)

Учитель помогает сделать вывод: во втором диалоге беседа ведётся между мальчиком и неодушевлённым предметом.

Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе второго диалога? (Олицетворение) Здесь же вспомнили определение, привели примеры. Учитель отмечает, что вся сказка построена на олицетворении.

Работа в парах. Все вы помните содержание сказки.

* Кого встретил Миша в табакерке, кроме мальчика-колокольчика? (Это были дядьки-молоточки, господин Валик, царевна Пружинка)

Задание: сейчас вы в парах попробуете составить диалог из 3-4 реплик мальчика-колокольчика с одним из этих персонажей. О чём будет этот диалог? (О работе, эти персонажи могут требовать от мальчика-колокольчика что-либо) Какие особенности речи данных персонажей вам запомнились? (Молоточки: тук-тук-тук, колокольчики: динь-динь-динь, надзиратель: шуры-муры, царевна: зиц-зиц-зиц) На работу отводится 10 минут. Далее идёт проверка.

Возможный диалог.

- Динь-динь-динь, господин Валик, мы устали от издевательств дядек!

- Это кто здесь, шуры-муры, мне спать не даёт?

- Это мы, бедные мальчики-колокольчики, пришли жаловаться, динь-динь-динь!

- Шуры-муры, не хотите работать? Придётся и мне пожаловаться царевне Пружинке, шуры-муры!

* В чём особенность диалогов, которые вы составляли в парах? (В беседе участвуют неодушевлённые предметы, диалог построен на олицетворении)

V. Пунктуационная работа. На прошлом уроке мы составляли устные диалоги, а сегодня нам придётся диалоги записывать. Недавно мы изучили строение диалогов и знаки препинания при них. Посмотрите на диалоги, с которыми мы работали.

  1. Из чего состоит диалог? (Из реплик) Здесь же вспомнили определение.

    Приведите примеры реплик из диалогов на экране. (Дети зачитывают примеры)

    Что есть в реплике (приводится любая реплика из диалогов, где есть слова автора, например, выделенная красным цветом), кроме слов героя? (Слова автора). Вспоминаем, как разделяются слова автора и слова героя.

    Найдите в диалогах обращения. (Папенька, мой друг)

VI. Групповая работа. Чтобы завершить работу над пунктуацией диалога, мы запишем свой, придуманный в группах. Разделитесь на группы.

Задание: вам необходимо придумать диалог из 5-6 реплик, в котором общаются неодушевлённые предметы. Какие предметы могли бы вступить в диалог? (Посуда на кухне, обувь в коридоре, деревья в лесу, грибы и ягоды на поляне и т.д.) Учитель раздаёт задания группам. Если ребята затруднились, то учитель даёт заранее подготовленные ситуации. Оговаривается, что в репликах должны быть слова автора. На работу отводится 10 минут. Затем диалоги зачитываются, выбирается лучший для записи на доске. Диалог по мере записи дополняется в случае необходимости. На каждой парте раздаточный материал – глаголы говорения.

Возможный диалог.

- Мы больше всех нужны хозяйке, - заявили тапки.

- Да что вы! Когда она собирается на дискотеку, выбрала нас! – ответили модельные туфли.

- Но когда девочка дома, то только мы составляем ей компанию, - не уступали тапки.

- Вот именно! Нас она бережёт, и в это время мы отдыхаем…

- Вот и получается, что мы больше всех нужны хозяйке! – с гордостью заключили тапки.

Во время записи ещё раз акцентируется внимание учащихся на оформлении диалога, хорошо, если в нём встретится обращение. Если нет, то учитель просит добавить в записанный диалог предложение с обращением. Например: - Ну, и придумаете же вы, тапки…

VII. Работа над обрамлением. Фронтальная работа. Чтобы получить связное высказывание, нужно обязательно описать ситуацию общения, т.е. ответить на вопросы: где? когда? почему? что было после? Таким образом, мы с вами сочиним обрамление к диалогу, своеобразные начало и конец. Подумайте несколько минут. Итак, ваши предложения.

Возможное начало.

Однажды в коридоре, где стояло много разной обуви, раздались голоса.

Возможная концовка.

Долго бы ещё спорили тапки и модельные туфли, но вдруг скрипнула дверь…

VIII. Индивидуальная работа. Написание текста со вставкой диалога между неодушевлёнными предметами.

Сейчас вам предстоит написать свой собственный текст, в котором будет диалог между неодушевлёнными предметами. Как это сделать, мы сегодня узнали. Давайте сделаем вывод, что нужно сделать для создания такого текста?

Вывод: Знать, кто говорит? О чём говорит? В какой ситуации это происходит? Использовать обращения, авторские слова. Создать обрамление диалога. Пользоваться олицетворением как основным приёмом создания такого текста. Пользоваться таблицей глаголов говорения.

Конечно, всё, что вы назвали, это верно, попробуйте теперь применить свои знания на практике. Успехов! На работу отводится 25-30 минут.

Обязательна промежуточная проверка. Желательно чтение вслух.

IX. Сбор сочинений. Спасибо за урок, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились, на следующем уроке мы почитаем лучшие сочинения и проанализируем ошибки и недочёты.

Если время остаётся, то можно почитать работы в классе по желанию ребят.

*** Если позволяют возможности, то на экране могут отражаться все вопросы, затронутые на уроке.

Опубликовано в группе «Уроки развития речи. Как это сделать интересно?»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.