Рабочая программа по внеурочному модулю «Топонимика родного края» для 5 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
1-Абрамовская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочному модулю
Топонимика родного края
для 5 класса
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Панарина Н.Д.
п. Абрамовка 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа «Топонимика» предназначена для внеурочной деятельности, научно-познавательное направление в 5классе общеобразовательной школы. Данная программа реализуется на основе начального курса физической географии.Цель программы:
вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
- формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий родного края, (географических названий , названий улиц )
- развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
Нормативные документы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Образовательная программа МКОУ 1- Абрамовская СОШ.
Место учебного курса в учебном плане школы.
Авторская программа рассчитана на 0,25 ч в неделю, 9 ч в год, соответствует учебному плану МКОУ 1- Абрамовской СОШ. . Программа курса «Топонимика родного края» для 5 класса рассчитана на изучение материала под контролем учителя, с обязательным освоением основных навыков и приёмов творческой работы, проектной работы, исследований. В процессе обучения учащиеся закрепляют знания на практике и выполняют итоговую проектную работу , демонстрируя все полученные знания при защите своей работы, рассказывая процесс её выполнения.
Курс «Топонимика родного края» рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, краеведению.
Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Курс «Топонимика родного края» имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
- чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
- анализ и синтез статистических материалов;
- составление карт и комментариев к ним;
- составление таблиц;
- выдвижение гипотез;
- участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
- подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
Результаты изучения предмета.
Личностные образовательные результаты:
развитие учебно-познавательного интереса к географии;
развитие учебно-познавательного интереса к литературе;
понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства;
понимание роли и значения географических знаний;
понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.
осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
Метапредметные образовательные результаты:
углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты.
формирование навыков использования литературных источников;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как источника информации;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
Формы подведения итогов и реализации программы «Топонимика родного края»
-тестирование обучающихся по материалам программы;
-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды);
-анализ источников информации
-подготовка и защита учащимися проектов.
Формы работы
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Форма проведения |
Характеристика деятельности учащихся |
Планируемый результат |
дата |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Классификация разделов топонимики Выбор тем для творческих проектов. |
Лекция с элементами беседы |
Работа в тетради. Обсуждение плана работы над проектом. |
Оставление плана работы над проектом |
||
2 |
Происхождение названия населенного пункта. |
экскурсия |
Сбор фотоматериалов. |
Учащиеся должны знать историю происхождения названия населенного пункта |
||
3 |
Географические названия, связанные с важнейшими историческими событиями. |
Лекция с элементами беседы Практическая работа |
Работа в группах по изучению происхождения названий Заполнение таблицы. |
Доклады учащихся Проверка знаний по заданной теме |
||
4 |
Географические названия, связанные с именами политических деятелей. |
Викторина |
Работа в группах по изучению происхождения названий Заполнение таблицы. |
Доклады учащихся Проверка знаний по заданной теме |
||
5 |
Географические названия, связанные с именами ученых и культурных деятелей. |
Викторина |
Работа в группах по изучению происхождения названий Заполнение таблицы. |
Совершенствование умений анализировать литературу, развитие умений защищать свою позицию |
||
6 |
Изучение происхождения названий природных объектов. |
семинар |
Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы Выступление с сообщениями |
Создание карты |
||
7 |
Оформление проекта. |
Творческая мастерская |
Оформление творческих проектов |
Оформленный творческий проект |
||
8-9 |
Защита проекта |
Творческий отчет |
Просмотр и обсуждение творческих проектов |
Список использованных источников и литературы.
1 ru. Wikipedia. Org
2 Большая Российская энциклопедия. Том-3 - Москва, издательство «Большая Росcийская энциклопедия», 2005г.
3 Таловский район. Историко - экономический очерк. П.М.Зеленин, А.Т.Лукьянов – Воронеж. Областная организация Союза журналистов России, 1995г.
4 Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. – Москва: ООО «ИТИ технологии», 2007 г.