Урок русского языка

6
0
Материал опубликован 12 August

Тема урока: Роль местоимений в речи.

 

Цель: создание условий для формирования понятия о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: учить распознавать местоимения среди других частей речи;  

Коррекционно-развивающая: развивать умения заменять имена существительные местоимением, соответствующего лица, числа и рода.

Коррекционно-воспитывающая: воспитывать коммуникативность, толерантность

Специальная: соблюдать охранительный режим по зрению

 Класс: 4

 Программа: Школа России

 Тип урока: урок «открытия нового знания»

Форма урока: урок проблемного типа

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;
  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: учебник В.И. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями.

Межпредметные связи: Литературное чтение.

Методы обучения:

По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации);
- практические (работа с карточками, работа в тетрадях).

По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.

Виды контроля на уроке:

- ученик- ученик (при работе в парах) - самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)

Компьютерные технологии (мультимедийный проектор).


 


Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

- Откройте тетради, вспомните правильное положение тетради и запишите дату, вид работы

II. Минутка чистописания

- Прочитайте слово записанное в показе СКАЗКА

-Какой частью речи является слово? (существительное)

-Что вы можете сказать о слове сказка, как об имени существительном? (нарицательное, неодушевленное, 1 скл., ед.ч., ж.р., в н.ф.)

-Какая орфограмма встречается в слове сказка? (парная согласная в корне слова)

-Как проверить парную согласную? (подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял гласный звук или звук Н)

- Запишите рядом проверочное слово. (спросить два человека, какое проверочное слово записали)


III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Предлагаю послушать текст и найти в этом тексте речевые ошибки

  Жила была сказка. Родилась сказка не в волшебном царстве, а на нашей земле. В старину сказку люди передавали из уст в уста. Ходили слухи о сказке, что сказка мудрая и дарит людям хорошее настроение.

- А можно ли исправить эти ошибки?

-Давайте попробуем исправить эти ошибки. (раздать текст детям)

- А в каждом предложении надо заменять слово сказка местоимением? (нет)

- А почему в 1 предложении нельзя заменить слово сказка?


IV. Постановка учебной цели

- Кто догадался, по какой теме сегодня будем работать на уроке?

(местоимение)

-Давайте вспомним, что мы знаем о местоимении. (ч.речи, 1,2, 3 лицо, ед. и мн. число, в 3 лице – род)

-Чем местоимения отличаются от имени существительного? (Местоимение -   указывает на предмет, но не называет его, а существительное называет предмет.)

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?  (закрепить знания о местоимении как части речи, выяснить, какова роль местоимения в речи, научиться распознавать местоимения в речи)

 - Откройте учебники на с.52 и прочитайте сведения об языке

- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит (я, мы)

- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, к кому или к чему обращаются с речью (ты, вы)

- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, о ком или о чем говорят (он, она, оно, они)

ПАЛЬМИНГ

V. «Открытие» учащимися новых знаний

- Прочитайте запись.

-Является ли эта запись текстом?

-Почему?

-Запишите предложения вставляя подходящие по смыслу местоимения.


Вечером мы читаем сказки. Что он/она вырезает из бумаги? А вы умеете так вырезать? Какую задачу они решают? Куда ты идёшь? Завтра я пойду в библиотеку.


-Проверим. Кто прочитает получившиеся предложения?

- Что он/она вырезает из бумаги? – А еще какое местоимение можно вставить?


  - Ребята, местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. 

На доске записаны слова:

Четыре, космонавт, ягода, агроном, ворона, вагон, аллея, вагон.

-Перед вами слова, прочитайте их.

-Кто догадался, какие это слова? (словарные)
- В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и запишите в тетрадь.

Проверка.

- Какие слова появились у вас в тетради?

ТЫ, ОН, Я, ОН, ОНА, ОН, Я, ОН

-Как называются эти слова в русском языке? (местоимение)

-Все личные местоимения вы записали (нет)

-Допишите недостающие местоимения. (ВЫ, МЫ, ОНИ, ОНО.)

- Укажите грамматические признаки местоимений. (род и число)


ФИЗМИНУТКА


VI.Первичное закрепление

- А сейчас проверим полученные знания о местоимении через проведение небольшого теста. Прочитайте задания. Кому что непонятно?


ТЕСТ

      1. Местоимение-это…

А) часть речи, которая называет предмет

Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

 2. Укажите местоимение

 А) ель              Б) край                В) ты                Г) ем

 3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение

 А) Из леса доносилось пение птиц.

 Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.

 4.  Найди слова, которые не являются местоимением

 А) ты, мы                   Б) она, он                 В) о,в


- Проверяем

 

VII. Итог урока.

-Вспомним, какова была наша цель?

  На доске

1)Закрепить знания о местоимении, как части речи

2)Научиться распознавать местоимения в речи

-Достигли мы ее?


 VIII. Рефлексия.

  Заполните таблицу

  

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею верно использовать местоимения в речи.


4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.




Дом. задание упр. 110, откройте учебники стр.53, прочитайте задание, у кого возникли вопросы по выполнению. Откройте дневники, запишите упр.110, выучить правило на стр.52

Комментарии
Комментариев пока нет.