Урок русского языка на тему «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке»

0
0
Материал опубликован 18 November 2018 в группе

Тема урока: «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке»

Цель урока: самостоятельное составление устного сочинения текста басни на основании своих наблюдений по картине.

Задачи урока:

- составить басню, используя живописное произведение в качестве иллюстрации;
- повторить ранее полученные знания о басне;
- наблюдать, рассуждать, самостоятельно выдвигать гипотезу, делать выводы;
- работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группах.

Методы обучения:

·       проблемный;

·       практический

·       групповой;

·       словесный;

·       наглядный.

Оборудование:

·               Учебник М.Л. Каленчук «Русский язык», 3класс

·               Учебник Н.А. Чуракова «Литературное чтение», 3класс

·               Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке»

·               Текст сказки «Сказка о мышах и кошке»

·               Карточки с заданиями

·               Пословицы

·               Варианты начала басни

·               Лупа, рамочка

Планируемые результаты урока:

личностные

·         соотносить поступок с моральной нормой;

·         проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;

·         оценивать свою деятельность.

    предметные

·        практически закреплять ранее полученные теоретические знания о жанре басни;

·        сравнивать пословицы между собой по смыслу и примерять их в качестве вывода-морали к басне;

·        составлять текст, используя живописное произведение в качестве иллюстрации;

·        воспринимать текст с учетом поставленной задачи.

метапредметные

·        воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

·        планировать учебную деятельность;

·        приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения;

·        удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу;

·        высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

·        работать в  группе, выполняя различные роли; 

·        строить речевые высказывания в устной форме.

 

Технологическая карта урока

 

Планируемые результаты

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

инструментарий

регулятивная

познавательная

коммуникативная

Этап I. Мотивация к учебной деятельности.

Проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу.

Высказывать своё  предположение  (версию). 

Строить речевые высказывания в устной форме.

 

-Прочитайте слова:

 

- Что их объединяет?

 

Это баснописцы.

 

- Расположите имена баснописцев на Ленте времени.

 

 

-   Почему Лента времени показана в виде стрелки?

 

- Потому что на этом не заканчивается сочинение басен, будет продолжение.

 

- Можем ли мы попробовать себя в роли баснописцев?

Нацеливаются на деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят простые умозаключения, речевые высказывания в устной форме.

 

Осмысливают информацию, представленную в графической форме.

 

Используют данные модели для ответа на вопросы.

Строят речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова на доске:

Эзоп, Жан де Лафонте, Сергей Михалков, Иван Андреевич Крылов

 

Этап II. Актуализация знаний.

Закреплять ранее полученные теоретические знания о жанре басни.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

А, что вы знаете о баснях?

 

Басня-небольшое, чаще всего стихотворное произведение, происходит от древнего слова баять, т.е. «говорить», дальние родственники – «байка» (сказка).

 

-   Какую структуру имеют басни?

 

История (случай) и вывод (мораль).

 

Закрепляют ранее полученные теоретические знания о жанре басни.

Находят ответ на поставленный вопрос, используя информацию, представленную в словаре.

 

 

Словарь происхождения слов стр.187

 

Этап III. Целеполагание.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Планировать учебную деятельность.

-   Попробуйте сформулировать цель нашего  урока.

 

- Что нужно для того, чтобы сочинить басню?

 

- Помнить, что же такое басня, как строится басня.

 

- Каким же будет план нашей работы?

 

1.Расскажем историю (случай).

2.Сделаем вывод (мораль).

3.Составим свою басню.

 

- Для продуктивной работы мы организуем работу в группах.

 

- Повторим правила групповой работы.

 

- Пора идти в «Музейный Дом».

Оценивают информацию, соотносят известное с неизвестным.

Формулируют познавательную цель урока, планируют деятельность, структурируют знания.

 

Излагают свое мнение.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют цели и способы взаимодействия.

 

Этап IV. Организация познавательной деятельности.

Составлять текст, используя живописное произведение в качестве иллюстрации.

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения.

Работать в  

группе, выполняя 

различные роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимать текст с учетом поставленной задачи.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивать пословицы между собой по смыслу и примерять их в качестве вывода-морали к басне.

Высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника.

Соотносить поступок с моральной нормой, оценивать свои и чужие поступки.

 

Работа с картиной

- Найдите в «Музейном Доме» картину немецкого художника Готфрида Минда

«Кошка в клетке».

 

- Рассмотрите картину и ответьте на вопросы, (на партах) записанные на жёлтой карточке.

(См. приложение 1)

 

- Поделитесь своими размышлениями после рассматривания картины.

 

Примерные ответы.

1       группа.

Отношения между кошкой и мышами необычные. Кошка, которая, как правило, сильнее мышей и представляет для них угрозу, сидит в клетке и не может причинить им никакого вреда.

 

2       группа.

Мыши чувствуют себя в полной безопасности. Они занимаются своими делами: чистят шкурку, едят зернышки. Некоторые из мышей рассматривают кошку.

 

3 группа.

Кошка явно чувствует себя неуютно, ей тесно в клетке. И в то же время она очень сердита на мышей.

 

4 группа.

Судя по ее позе, кошка готова была бы броситься на мышей, если бы ей не мешали прутья клетки

 

- Сейчас послушайте сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?

 

Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»

(См. приложение 2)

 

Ответьте на вопросы, предложенные в учебнике.

(См. приложение 3)

 

Примерные ответы.

- Сказка напоминает басню, потому что ее героями являются животные и потому что в ней есть поучительный смысл: в конце сказки хитрая обманщица кошка была разоблачена и наказана.

Отличия: басня обычно короче и состоит из двух частей – из собственно сказочной истории (сюжета) и поучительного вывода (морали).

-Чаще всего героями басен становятся животные, вывод из басни обычно касается людей.

- Да. Для этого нужно коротко изложить главные события сказки и подобрать соответствующий вывод – мораль.

 

- Что в качестве морали можно использовать при написании басни?

- Прочитайте пословицы

 

Ответьте на вопрос, записанный на зелёной карточке. (на партах)

 

(См. приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Выдвигают версии для ответов на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают и сохраняют учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют работу по выполнению задания, вносят необходимые коррективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Вносят необходимые дополнения и коррективы.

 

 

 

 

 

 

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Устанавливают причинно-следственные связи. 

Формулируют собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят рассуждения, понятные для собеседника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Используют речь для регуляции своего действия.

 

 

 

 

 

 

Организовывают работу в группе.

Участвуют в коллективном обсуждении.

Излагают свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывают работу в группе.

Участвуют в коллективном обсуждении.

Воспринимают ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывают работу в группе.

Участвуют в коллективном обсуждении.

 

Учебник «Литературное чтение» - 2 часть

 

 

Карточка с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник М.Л. Каленчук

«Русский язык», 3класс, стр.106-107.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник М.Л. Каленчук

«Русский язык», 3класс,

стр.108.

Карточка с заданием.

 

Этап V. Самостоятельная работа учащихся

Составлять текст, используя живописное произведение в качестве иллюстрации.

Работать в  группе, 

выполняя различные 

роли. 

Строить речевые высказывания в устной форме.

Соотносить поступок с моральной нормой.

 

- Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.

 (См. приложение 5)

 

- Если вам трудно сочинить басню, посмотри, как это начали делать Саша и Маша и продолжи, или сочините свой вариант.

(См. приложение 6)

 

Действуют в соответствии с учебной целью.

Работают по предложенному плану.

Ведут поиск и выделяют необходимую информацию.

Структурируют  знания.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

 

Инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, в составлении текста.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рабочие листы.

Этап VI. Контроль результатов деятельности учащихся

Удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу.

 

- Послушаем, какие сказки получились в ваших группах.

 

- Удалось ли пересказать сказку, чтобы получилась басня? Сколько частей в басне? Соответствует ли выбранная пословица морали басни?

Оценивают качество и уровень выполненной работы.

 

 

 

Анализируют свою работу.

Контролируют, корректируют, оценивают действия.

 

Этап VII. Рефлексия учебной деятельности.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Формировать способность к самооценке.

 

- На сегодняшнем уроке мы с вами еще раз окунулись в прекрасный мир басен.

Какой житейской мудрости вас научили герои басни?

 

- Вспомните, какую цель мы ставили с вами на уроке?

- Удалось ли нам достичь этой цели?

- Какие были трудности?

- Работу какой группы на уроке вы особо отметили?

Сопоставляют полученные результаты с поставленной целью.

 

Формулируют и высказывают свои точки зрения.

 

 

Приложение 1.

1       группа

 

  - Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет?

-   Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый?

-   Что же на картине непривычного?

 

2       группа

 

-   Может ли кошка быть угрозой для этих мышей?

-   Почему?

-   Как ведут себя мыши?

-   Они чувствуют себя в безопасности?

-   Найдите мышей, которые рассматривают кошку.

 

3       группа

 

-   Выделите и рассмотрите фрагмент картины «Мышки едят зернышки», «Мышка чистит шкурку», «Кошка в клетке».

-   Как вы думаете, что чувствует кошка?

-   Как об этом узнали?

- Обратите внимание на её позу и взгляд.

 

4       группа

- Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке?

- Видно ли это по её позе?

- Можно ли сказать, что эта картина похожа на иллюстрацию к сказке?

- Почему?

 

Приложение 2.

 

Сказка о мышах и кошке.

 

Мыши жили в развалинах старого замка. Они питались оставшимся в его кладовых зерном. Там же жила и кошка. Но чем она питалась, точно никто не знал.

      - Я ем только травку и яблоки из сада, - утверждала кошка.

      Но никто никогда не видел, как она это делала.

      Со временем мыши заметили, что некоторые из их собратьев стали куда -то исчезать. Подозрения пали на кошку.

      - При чем тут я? – возмутилась кошка. – Погуляют и вернутся!

      Но никто не вернулся. Более того – таинственные исчезновения не прекратились.

      Тогда мыши обратились за советом к Старой Мудрой Мыши, жившей в дупле сломанного дерева.

      -   Отыщите в подвале замка большую птичью клетку, - сказала Старая Мудрая Мышь. – Придумайте, как заманить туда кошку. Пусть посидит там несколько дней. А мы понаблюдаем. Если мыши перестанут пропадать , значит, именно кошка – виновница наших несчастий.

      Рано утром, когда кошка еще спала, мыши начистили до блеска старую клетку для птиц. Клетку установили рядом с жилищем кошки, и её золочёные прутья заблестели в лучах восходящего солнца. Когда кошка проснулась, мыши обступили её со всех сторон.

      - Ты самая красивая и умная из нас, - сказали они кошке, - поэтому ты достойна стать нашей королевой! Войди в этот золотой домик! Сидя в нём , ты будешь отдавать нам свои мудрые приказы!

      Увидев прекрасную золочёную клетку, кошка зажмурилась от удовольствия. С важным видом королевы она вошла в клетку, и в тот же миг дверца клетки со стуком захлопнулась.

      Теперь – то кошка не могла причинить вреда ни одному , даже самому маленькому мышонку. Как ни старалась она сквозь прутья клетки дотянуться до мышей , ничего у неё не получалось.

      Как вы догадываетесь, как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать.

      Так мыши уличили кошку в обмане и наказали хитрую обманщицу.                

 

 Приложение 3

- Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?

- Какие герои чаще всего действуют?

- Только ли о животных говорится в басне?

- Из каких частей обычно состоит басня?

- Что нужно сделать, чтобы  на основе этой сказки сочинить басню?

 

 

 Приложение 4

 

Пословицы:

1.   На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.

2.   Видит око, да зуб неймёт.

3.   Близко локоть, да не укусишь.

4.   Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.

5.   Отольются кошке мышкины слёзки.

6.   И через золото слёзки текут.

7.   Не всё коту масленица!..

8.   Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.

 

1 группа: Какие пословицы очень близки по смыслу?

2 группа: Можно ли применить четвёртую пословицу как мораль для этой истории? Почему?

3 группа: Можно ли сказать, что к басне подходят все пословицы? Почему?

4 группа: Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к твоей басне «Про мышей и кошку»?

 

    Приложение 5.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

 

Составь  басню. Для этого, внимательно прочитай текст сказки. Постарайся выбрать из неё самое главное. При составлении басни пользуйся планом, который задан порядком вопросов. Не забудь завершить басню моралью из  пословиц.

 

ПЛАН

 

1. Вступление

 

2. Основная часть (повествование)

-На какую хитрость пошли мыши, которых обижала кошка?

 

 

 

-Теперь могла ли кошка причинить вред мышам?

 

 

-Как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать или нет?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Вывод (мораль басни)

 
 
 

 

Приложение 6.

Саша начала свою басню так:

«Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда- то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»

 

Или продолжи Машину басню:

«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…»

Комментарии
Комментариев пока нет.