Урок русского языка 1 класс «Русский алфавит или Азбука»

0
0
Материал опубликован 11 June

Чуракова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А. С. Пушкина»,

Свердловская область, г. Верхняя Салда

Технологическая карта урока по русскому языку  1 класс

Урок русского языка 1 класс «Русский алфавит или Азбука»

Предмет: русский язык

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Школа России

Название раздела:

Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Цели урока: 

Образовательная:

Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Познакомить детей с понятием «алфавитный порядок».

Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.

Развивающая:

Формировать у детей универсальные учебные действия.

Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи.

Воспитательная:

Формировать интерес к изучению родного языка.

Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

умение реализовывать теоретические познания на практике;

умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

выполнять практические упражнения;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

определение цели своего обучения;

устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую: чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.

Оборудование: учебник, презентация, карточки для словарной работы, кружки разных цветов, конверты со словами для работы в группах, карточки со словами – именами, карточки с домашним заданием.


Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности


СЛАЙД 1

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте повернёмся к гостям и улыбкой поприветствуем друг друга. Повернитесь ко мне и присаживайтесь.

Приветствуют гостей.


К умение слушать и понимать речь других; умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

2. Актуализация знаний.





2.1 Минутка чистописания










- Откройте тетради и запишите дату, классная работа.



СЛАЙД 2

- Отгадайте загадку и узнайте, написание какой буквы сегодня повторим.

«Вот два столбика наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква…»

(Учитель напоминает написание заглавной и строчной буквы «Аа»)

Открывают тетради, записывают дату, классная работа.



- Буква «А»







Дети прописывают в тетради.



Дети проверяют и оценивают себя.



Р – умение определять учебную задачу и её выполнять
П - проводить анализ с целью выделения признаков
К - слушать и слышать других, работая в группе

Л - умение развития навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах.

2.2 Словарная работа




- А сейчас повторим словарные слова. Я выдам карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вам нужно вставить буквы.

СЛАЙД 3

t1749639407aa.gif

Учит…ль, весел…, уч…ник, к…р…ндаш, уч…ница, учит…льн…ца, д…ревня, п…тух, за…ц, х…рошо.

t1749639407ab.jpg

- Обменяйтесь с соседом тетрадями, возьмите ручку с зелёной пастой. (Проверка по слайду)

- Если поставили все «+», то нарисуйте товарищу весёлого смайлика, если есть 1-2 ошибки, то - нейтрального, если 3 и больше - грустного.

Верните тетради. Ребята посмотрите на своего смайлика и поднимите светофорчик нужным цветом (зелёный – весёлый смайлик, жёлтый – нейтральный, красный – грустный)

Дети вклеивают карточки в тетрадь, вписывают пропущенные буквы.

















Взаимопроверка

Дети ставят «+» или «-»







С помощью светофорчика дети сообщают учителю результат работы.

2.3 Целеполагание

СЛАЙД 4.1

На слайде буквы Ф В А Т И Л А

- Что вы видите?

- На какие группы можно разбить эти буквы?



- Составьте слово из этих букв.

СЛАЙД 4.2 (щелчок)

- Итак, тема нашего урока «Алфавит». Как вы думаете, чем будем заниматься?

- Сегодня мы повторим названия букв, научимся пользоваться алфавитом при выполнении заданий и понять, для чего он нам нужен.



- Буквы

- Гласные и согласные



- АЛФАВИТ



Ответы детей.

Румение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

К умение высказывать своё мнение, вести диалог

Л- интерес к изучению языка

Р - целеполагание, планирование, контроль, оценка и корректирование своих действий на уроке.


3. Работа по теме урока. Работа с текстом.

- Я слышала, что алфавит называют азбукой. Как вы думаете, правильно? Давайте узнаем происхождение этих слов. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 53 и прочитайте информацию.

СЛАЙД 5.1

- Что узнали о слове «алфавит»?

СЛАЙД 5.2

- Что узнали о слове «азбука»?

СЛАЙД 5.3 (щелчок)



- Что объединяет эти слова?



СЛАЙД 5.4 (щелчок)



СЛАЙД 6

- А что такое алфавит?

- Давайте прочитаем на с. 51.

- Давайте вместе произнесём буквы алфавита. с. 51 упр. 1.

- Сколько букв в алфавите?

- Сколько гласных?

- Какие буквы звука не обозначают?

- Назовите первые 4 буквы. Назовите букву, которая стоит после буквы «м». Назовите три буквы после буквы «л». Какая буква стоит между «ъ» и «ь»?

- Алфавит - это буквы, расположенные в определённом порядке. А для чего нужен алфавит? Где можно использовать порядок букв?

Дети читают сведения о происхождении слов «алфавит» и «азбука».





- Образовалось от первых двух букв греческого алфавита. (Записывают слово в тетрадь)

- Образовалось от первых двух букв славянского алфавита. (Записывают слово в тетрадь)

- Произошли от названий первых букв. Значит, это одно и тоже. (Между словами ставят знак «=» - АЛФАВИТ + АЗБУКА)



- Порядок букв.



Произносят хором алфавит.





Дети отвечают на вопросы.







- В библиотеке расположены книги, списки учеников в журнале, слова в словаре и т.д

К - осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками.

П - находить и выделять необходимую информацию, понимать инструкцию, выстраивать необходимый алгоритм действий, составлять устные и письменные речевые высказывания в соответствии с целью, выделять существенные признаки.




4. Применение знаний на практике.

1. Составление алгоритма













2. Работа в группах

































3. Самостоятельная работа

СЛАЙД 7

- Давайте попробуем вместе распределить слова в алфавитном порядке. В учебнике на с. 55 упр. 6 , нужно имена учеников записать в алфавитном порядке. Но как мы это будем делать? Какие варианты можете предложить?

(Карточки со словами – именами на доске)

БАРАШЕК, ОСЛИК, ГУСЬ, ЖУК, РЫБКА


СЛАЙД 8

- А сейчас вы разойдётесь по группам и попробуете расположить слова в алфавитном порядке.

Та группа, которая выполнит - поднимает руки вверх. Я даю карточку с эталоном для проверки. Если всё верно – показываете мне светофорчик с зелёным цветом. Если 1 ошибка, то с жёлтым цветом, если больше ошибок – красным.









СЛАЙД 9

- А теперь попробуйте самостоятельно распределить слова в алфавитном порядке. На экране слова БУКВА, КЛАСС, ШКОЛА, АЗБУКА, УЧЕНИК.


СЛАЙД 10.

Проверка. (АЗБУКА, БУКВА, КЛАСС, УЧЕНИК, ШКОЛА)


Дети предлагают варианты распределения слов.

Записывают слова в алфавитном порядке.

БАРАШЕК, ГУСЬ, ЖУК, ОСЛИК, РЫБКА







Ребята делятся на 6 групп по цвету кружочка, который выбрали до урока. Каждая группа получает конверт со словами.

1 группа (красный) – Барто, Чуковский, Маршак, Пушкин, Толстой

2 группа (синий) – лисица, ворона, сорока, белка, петух

3 группа (зелёный) – диван, кресло, стул, шкаф, тумбочка

4 группа (жёлтый) – повар, учитель, врач, шофёр, машинист

5 группа (оранжевый) – банан, яблоко, слива, груша, мандарин

6 группа (для слабых) (розовый) – гусь, баран, дерево, арбуз, ветер



Дети самостоятельно записывают слова в алфавитном порядке в тетрадь.









Самопроверка по слайду. Нет ошибок – весёлый смайлик ( зелёный цвет светофорчика), 1-2 ошибки – нейтральный смайлик (жёлтый), 3 и больше – грустный (красный). Результат показывают светофорчиком.

П - находить и выделять необходимую информацию, выстраивать необходимый алгоритм действий, составлять устные и письменные речевые высказывания в соответствии с целью, выделять существенные признаки.

5. Домашнее задание

СЛАЙД 11

Домашним заданием будет карточка со словами. Попробуете самостоятельно распределить слова в алфавитном порядке.

Запиши слова в алфавитном порядке. Поставь в словах ударение. Выполни звуко-буквенный анализ слова «ЕЛЬ».

Дорога, ель, ива, снежинка, щенок, хорошо, заяц, воробей, ворона, медведь, сугроб, кошка, лягушка.





6. Рефлексия

- Какова была тема нашего урока?

- Чем занимались?

- Зачем нужен алфавит?

На следующем уроке мы продолжим работу.


СЛАЙД 12

- Вы довольны своей работой? Закончите предложение:

На уроке я узнал

На уроке я вспомнил…

Я понял….

Мне было интересно……

У меня получилось…

Мне было сложно….


СЛАЙД 13

Спасибо за урок!


Ответы детей









Дети составляют предложения и оценивают свою работу с помощью смайликов.

Р - контроль, оценка и корректирование своих действий на уроке.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.