Урок русского языка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Лебедевич Алла Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
с. Зырянское
2024г.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Поприветствуйте, ребята гостей,
Улыбнитесь друг другу веселей.
Я желаю всем успехов и добра,
А теперь урок начать пора!
- Присаживайтесь, ребята! Покажите с каким настроением, вы пришли сегодня на урок? Если у вас хорошее настроение, то покажите ладошку, если плохое, то кулачок.
(если у кого-то плохое настроение, спросить почему и подбодрить.
Я надеюсь на то, что после урока твоё настроение изменится).
- Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительной стране, с которой мы недавно познакомились. Кто помнит, как она называется?
- Все путешественники ведут дневники наблюдений. Вашим дневником наблюдений является тетрадь, в которой вы будете вести записи. Они должны быть чёткими и аккуратными. Для этого проведём разминку.
Разминка для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвёртые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал!
- Откройте наши дневники наблюдений и запишите дату нашего путешествия.
(записывают дату и классная работа)
обращаю внимание на правильность написания на доске
2. Минутка чистописания.
- Перед тем как отправиться в путь нужно пройти по «каллиграфическому мостику». Послушайте внимательно стихотворение, и вы узнаете, какую букву, мы сегодня будем писать.
Зябко зайчику зимой
По земле позёмка,
Заскользил по льду косой
От лисы и волка.
- Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения?
(звук з)
- Какой буквой мы обозначаем звук з на письме?
(буквой зэ)
- Давайте с вами ещё раз вспомним как правильно пишутся заглавная и строчнАя буквы З,з. Посмотрите на слайд.
Презентация
(смотрят на слайд)
- А теперь пропишите в тетрадях также красиво, как на слайде
(прописывают буквы в тетрадях)
- Подчеркните самую красивую букву.
(подчёркивают буквы)
3. Словарная работа.
- Продолжаем наше путешествие.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
(зима)
- А как вы догадались?
(ответы детей)
- Давайте вспомним и запишем словарные слова, которые мы знаем на тему «Зима».
Слайд 1
- Какие явления погоды можно наблюдать зимой? (мороз, метель)
щелчок
- Каких птиц можно увидеть сейчас в наших краях? (воробей, сорока)
щелчок
- Каких животных можно увидеть в лесу зимой? (заяц, лисица)
щелчок
- Запишите по порядку зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
(называют и записывают слова в тетради через запятую)
- Сейчас вы будете в роли учителей и поможете мне проверить слова, которые записали, только вам надо быть очень внимательными. Поменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите в руки карандаши и проверьте со слайда слова, если есть ошибки, исправьте карандашом.
Слайд 2
(меняются тетрадями и проверяют)
- Теперь снова обменяйтесь тетрадями и поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки? (молодцы…)
- А у кого есть ошибки?
(если есть ошибки, ещё раз по слогам проговариваем эти слова)
- А дома вы ещё раз повторите, как пишутся эти слова.
4. Актуализация знаний.
- Ребята, что объединяет эти слова?
(это имена существительные)
- Правильно, это имена существительные. А что мы уже знаем об имени существительном? Составляем интеллект-карту на ватмане.
(называют, я прикрепляю таблички)
- Чем отличаются эти слова?
(одни отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы)
- Назовите эти слова.
(воробей, сорока, заяц, лисица)
Слайд 3 (щелчок)
(остальные отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы)
Слайд 3 (щелчок)
Слайд 4 пустой – закрыть экран
5. Введение в тему и целеполагание.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(об имени существительном, о живых и неживых предметах)
- А ещё узнаем, как называются такие имена существительные, будем учиться их различать. Для этого мы должны работать активно, дружно и быстро.
(прикрепляю на доску таблички с задачами на урок)
6. Открытие нового знания.
- Ребята, на столах у вас лежат снежинки, на которых записаны слова, нам надо распределить эти снежинки на крыши домиков. Один домик – кто? другой – что?
Слова: снег, снежинка, лёд, вьюга, коньки, ель, санки, лыжи, буран, шуба, варежки, холод, узор, окно, сосна, белка, заяц, дятел, снегирь, синица, лыжник, хоккеист, Снегурочка, олень, морж, медведь.
(по очереди выходят к доске, читают слово и прикрепляют снежинку)
(например: зима – это что?)
- Ребята, а вы ничего странного не заметили, когда распределяли слова?
(ответы детей)
- Давайте вспомним из уроков окружающего мира, что относится к живой природе?
(человек, животные, растения, грибы)
- Растения относятся к живой природе, а слова, называющие растения, отвечают на вопрос что? Странно, да?
- Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает или летает, то есть двигается. У всех живых существ есть душа. И вот от слова душа идёт слово одушевлённые. Именно эти предметы считались одушевлёнными и отвечали на вопрос кто? А растения не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают неодушевлёнными и в русском языке они отвечают на вопрос что?
- О каких существительных пойдёт речь на уроке? Попробуйте назвать тему урока.
(одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
- Вернёмся к нашим домикам. Так как называются имена существительные на домике с вопросом кто?
(одушевлённые имена существительные)
(прикрепляю табличку одушевлённые над домиком)
- А с вопросом что?
(неодушевлённые имена существительные)
(прикрепляю табличку неодушевлённые над домиком)
- Давайте ещё раз прочитаем правило на слайде.
Слайд 5
(на слайде правила)
- Прочитайте про себя правило, теперь вслух прочитает ……
Слайд 5 (щелчок)
- Читаем второе правило сначала про себя, потом вслух ……
- Запомните эти правила.
7. Этап первичного закрепления.
а) работа по учебнику
- Открываем учебники на стр. 51, упр. 86.
- Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать? Только мы с вами будем выписывать имена существительные по вариантам. Первый вариант поднимите руки, вы выписываете одушевлённые имена существительные. Теперь поднимите руки второй вариант, вы будете выписывать – неодушевлённые имена существительные.
(выписывают)
- Какие слова выписали 1 вариант?
(один зачитывает, остальные проверяют)
- Какие слова выписал 2 вариант?
(один зачитывает, остальные проверяют)
б) фронтальная работа. Устно.
- Как вы думаете, может ли одно и то же имя существительное быть и одушевлённым, и неодушевлённым.
(ответы детей, кто-то скажет да, кто-то - нет)
- Предлагаю вам провести исследование и узнать, кто же был прав.
- На доске карточки со словами: цветок, лисичка, мальчик, девочка, рука, мышка, мама, бабочка, кукла.
- Давайте попробуем распределить данные слова на два столбика. В первый столбик – одушевлённые имена существительные (прикрепляю табличку - одушевлённые), во второй – неодушевлённые (прикрепляю табличку).
(беру по одному слову, показываю, дети читают и говорят в какой столбик прикрепить, поясняют почему?)
(например: цветок – это растение – что? значит неодушевлённое,
лисичка – если скажут это гриб или животное, значит затрудняемся, предлагаю оставить на этом же месте, если одно пояснение, тогда прикрепляю куда скажут)
(распределяем оставшиеся слова)
Если все слова распределили правильно, на три столбика, тогда спрашиваю:
- Почему у нас не получилось распределить эти слова ни в первый, ни во второй столбики?
(эти слова имеют разные значения)
- А как вы думаете от чего это зависит?
(ответы детей)
Если слова распределили только на два столбика, предлагаю поработать с предложениями на слайде.
- Давайте посмотрим на предложения.
Слайд 6
В нашем зоопарке живут лисички. В нашем парке растут лисички.
- О ком идёт речь в 1 предложении?
(о животном)
- Какой вопрос поставим к существительному лисички?
(кто?)
- Значит, в этом предложении лисички – это одуш. Или неодуш. сущ?
(одушевлённое)
Слайд 6 (щелчок)
- А во втором предложении о чём говорится?
(о грибах)
- Какой вопрос поставим к слову лисички во втором предложении?
(что?) это неодушевлённое существительное
- Теперь посмотрите на слова ещё раз, есть среди них ещё такие слова, которые можно отнести к одушевлённым и неодушевлённым?
(называем их, если не назвали сразу)
- Какой вывод, мы можем сделать?
(ответы детей)
- В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
8. Физминутка.
- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Поиграем в группы слов,
Кто из вас играть готов?
- Сейчас я буду называть одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, если вы услышите неодушевлённое - приседаете, если услышите одушевлённое - делаете хлопок над головой.
Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.
в) работа в парах
- Сейчас вы будете работать в парах. Ведь недаром говорится: «Один ум хорошо, а два лучше».
- Возьмите листочки. На них в каждой строчке спрятались по два слова. Найдите имена существительные и подчеркните их.
тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп
встснежокбрлюлшгелесаыук
рпъпрыбкатенгмзимамигв
- Какие слова нашли?
(называют)
- А теперь девочки выписывают одушевлённые имена существительные, мальчики – неодушевлённые.
(проверяем, зачитывают слова)
г) самостоятельная работа (если успеем)
- На карточках даны слова, вам нужно стрелочками распределить слова на две группы.
одушевлённые имена существительные | заяц коньки собака снегирь тетрадь карандаш дорога воробей | неодушевлённые имена существительные |
- Передайте по рядам эти листочки. После урока я проверю.
8. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Но мы не прощаемся с волшебной страной «Имя существительное». Эта страна откроет нам ещё много своих секретов.
- Давайте посмотрим, всё ли мы выполнили на уроке, что запланировали?
(смотрим на таблички)
- Какой секрет мы узнали сегодня?
(имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые)
- Научились различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
(да)
- Значит, мы можем дополнить нашу интеллект-карту.
(прикрепляю таблички)
9. Домашнее задание.
1 вариант – упр. 81, 2 вариант – упр. 85, выучить правила.
(д/з объяснить)
- Всем спасибо за работу, с урока я ухожу вот с таким настроением (показываю ладошку), а с каким настроением вы, покажите, если хорошее настроение – ладошку, плохое – кулачок.
(если есть кулачок, спросить, почему?)
(обратить внимание на тех, у которых вначале урока может был кулачок, а после урока – ладошка, порадоваться за него и т.д.)