Урок русского языка во 2 классе «Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами»
Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Цели:
Сформировать у детей общее понятие о предлогах.
Формировать умения правильно писать слова с предлогами.
Показать отличие предлогов от других частей речи.
Учить правильно использовать предлоги в речи.
Развивать орфографическую зоркость при выполнении заданий, создавать условия для развития познавательного интереса, самостоятельности при нахождении и записи предлогов.
Обогатить словарный запас.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Организационный момент.
Народная мудрость гласит: «Красиво писать – красоту творить». А чтобы красиво писать, проведём пальчиковую гимнастику.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Проверка домашнего задания (упр. 90)
Фронтальная работа.
-Ребята, посмотрите на экран. (Слайд 1) Прочитайте слова.
Ай, по, про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из.
-На какие две группы вы можете их разделить? Почему? Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
-Молодцы, а теперь посмотрим. Сможете ли вы найти предлоги в тексте? (работа в парах).(Слайд 2)
Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима. Набросила на деревья снежные одежды. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы берёз. Иногда срываются белые шапки с вершин высоких елей и рассыпаются серебристой пылью. Тихо и величаво стоит зимний лес.
-Проверим, что у вас получилось. ( Слайд 3)
II. Формулирование темы и целей урока.
- Какая тема сегодняшнего урока?( записываю тему на доске).
- Что мы знаем о предлогах?
На доске (записываю под диктовку детей)
1) это маленькое слово.
2) предлог и слово пишутся раздельно.
-Как вы думаете, все ли мы знаем о предлогах?
III. Повторение знаний о предлоге.
- Вы сказали, что предлоги пишутся раздельно, давайте понаблюдаем, выполним упр. 108, с. 68.
На доске предлоги
по
из
к
до
через
за
около
у
Сначала устно проговаривается слово с предлогами, а потом дети самостоятельно записывают в тетрадь. Проверяем в парах.
-Что будем проверять? (раздельное написание предлога и слова)
-Кто выполнил задание правильно?
-Составьте предложения, используя слово лес с предлогом.
- Как меняется слово в речи, если употребляется с предлогом?
- Как напишете предлог со словом?
Списывание предложения о лесе с экрана.( Слайд 5)
В этот морозный день лес стоит как в сказке,
-Прочитайте предложение.
-Сколько в нем слов?
Назовите «опасные» места. Как напишете предлог со словом? ( Слайд 6)
-Спишите.
-Проверьте.
-Оцените свою работу. Будем оценивать красоту.
Прочитаем правило на стр.69
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Словарная работа.
Проверим знание словарных слов.
-Отгадайте кроссворд, записывайте слова в тетрадь. (Слайд 7)
1) Кто на окнах, на стекле
Начертил картинки мне.
Речку в лёд преобразил,
Нос в сосульку превратил. (мороз)
2) Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет. (Дорога.)
3) Уши чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака)
4) Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.. ( карандаш)
5) В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а все же птица. (воробей)
6) Лень и скука - не для нас,
Радостно бежим мы в класс.
Не нужна нам здесь зевота.
В школе всех нас ждёт … (работа)
- С каким словарным словом мы сегодня познакомимся? (Москва)
-Что надо запомнить в написании слова Москва? (заглавная буква, безударная гласная о)
-Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова.
Москва [ м а с к в а ] -6 б., 6 зв.
Рассказ учителя о Москве ( Слайд 8- )
Самостоятельная работа.
Упр. 109
Устно дети проговаривают слово Москва с предлогами, потом записывают 5 сочетаний.
Проверка, оценивание устно.
Составьте 2 предложения со словом Москва. Что изменилось, когда к слову Москва прибавили разные предлоги? Что изменилось? Для чего же нужны предлоги?
Записываем на доске
3) предлоги связывают слова в предложении
На доске предложение:
Московский Кремль расположен на высоком холме.( Слайд )
-Найдите в предложении слова, которые обозначают предмет, на какой вопрос оно отвечает?
- Найдите в предложении слова, которые обозначают признак предмета, на какой вопрос оно отвечает?
- Найдите в предложении слова, которые обозначают действие предмета, на какой вопрос оно отвечает?
-Какие слова не назвали?
-На какой вопрос оно отвечает и что обозначает?
-Поработав в группах, вы дадите ответ на этот вопрос.
IV. Итог урока.
-Назовите предлоги. Что вы знаете о предлогах?
V. Домашнее задание
Упр.92 ( дидактический материал).
Панагушина Елена Аркадьевна