12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юрасова Надежда Викторовна254
Россия, Московская обл., Химки

«Предлоги. Употребление предлогов В, НА.».


Цели:

- совершенствование лексико-грамматического строя речи;

- сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с пониманием пространственного значения предлогов В, НА;

- работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;

- сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;

- дифференцировать предлоги противоположного значения;

- подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;

- развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти.

- совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развитие связной речи;

- развивать память, внимание, мышление;

- расширять словарный запас;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.

Коррекционно-воспитательные:

- развивать мотивацию игровой и учебной деятельности;

- развивать самоконтроль за поведением и речью;

- воспитывать творчество, активность и самостоятельность;

- учить работать в коллективе;

- развивать эмоционально-волевую сферу;

- профилактика дисграфии.

Оборудование:

таблица символов-предлогов, предметные картинки, карточки для фронтальной работы, сюжетные картинки, наборы предлогов, карточки с текстом, мяч.


Ход занятия.

1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Упражнения для дыхания:

Подуть в трубочку, рукой определить силу струи воздуха.

Подуть на полоску бумаги слабо, потом сильно. Вдох короткий, выдох длинный.

Артикуляционная гимнастика:

Поднимание широкого языка вверх

«Чашечка», «Фокус»

«Маятник»,

«Качели»,

«Лошадка»,

- «Иголочка», «Барабан».


3. Знакомство с предлогами в, на.

На доске - текст о птице с пропусками слов.

Логопед: - Ребята, сегодня на нашем экране рассказ о птице. Но мы не сможем его прочитать, пока не вставим пропущенные слова. А пропущены в нём маленькие, короткие слова, которые называются предлогами. Они нужны для того, чтобы связывать слова друг с другом. А какие это предлоги, мы сегодня на занятии узнаем.

Демонстрация картинок (яблоки в корзине, цветы в вазе).

- Где находятся яблоки?

- Где находятся цветы? (устные ответы)

- Какое слово повторяется в ваших ответах?

- Что обозначает предлог В? (один предмет находится внутри другого предмета).

- Повторим хором: предлог В означает «внутри».

- Его мы обозначим квадратиком и точкой внутри. Найдите эту схему, положите перед собой (каждый на парте у себя кладет карточку-квадрат внутри точка).

- А теперь я буду говорить слово «внутри», а вы будете говорить вместо этого слова - «в» (устные ответы учащихся)

Внутри стола, внутри шкафа, внутри сумки, внутри тарелки.


2.Игра «Употреби правильно предлог со словом».

Логопед называет слова: школа, яма, стакан, дерево, печь... учащиеся должны с этими словами правильно употребить предлог В (устные ответы)

3. Демонстрация картинок с предлогом НА (ваза на столе, птицы на крыше).

- Где находится ваза?

- Где находятся птицы?

- Какое слово повторяется?

- Что означает предлог «на»? (один предмет находится сверху другого предмета) Значит предлог НА имеет значение «сверху».

- Замените слово сверху предлогом НА: птицы сверху крыши, будильник сверху стола, книга сверху полки (устные ответы).

- Предлог НА будем обозначать квадратиком с точкой сверху (каждый учащийся кладет на парта такую же).

- Употребите правильно слова, которые я назову, с этим предлогом (устные ответы учащихся)

Парта, стол, доска, окно, дверь.

4. Просигнализируйте карточками, какой предлог вы вставите (демонстрируются картинки: елка-шишки, шляпа – голова, белка – дупло и т.д.).

- Где находятся шишки, мыло (поднять нужную карточку)


Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

- Распределите картинки под схемами

- Знание предлогов помогает разгадывать ребусы (коллективная работа).

Игра с предметами.

Команды: положи ручку на книжку, в книжку, книжку на тетрадку, руку на голову, карандаш в стол и т.д. (учащиеся должны быстро выполнить команду).

Физ. минутка. Разминка для пальчиков.

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь - и полетел

Закрепление. Работа с текстом.

- Давайте теперь попробуем прочитать наш текст, заменяя символы нужными предлогами либо В, либо НА.

На доске - текст. Читается хором, вставляются предлоги В или НА.

Птица.

Птица построила гнездо (на) дереве. (В) середине весны она вывела птенцов. Птенчики сидели (в) гнезде. Заботливая мать принесла им (на) обед червячков. Птенчики весело чирикали (в) гнезде. (один ученик выходит к доске, вставляет предлоги)

- О ком этот текст?

- Как птица заботилась о своих птенцах?

- Видели ли вы гнезда птиц и птенчиков? (устные ответы учащихся)

Словарная работа.

Звукобуквенный анализ. На доске слово обед (4б,4з)

- Сколько букв в этом слове?

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько гласных, сколько согласных, можно ли разделить его на слоги?

Записать слово в тетради, выделить гласные – кружочком красного цвета под буквой, согласные – кружочком синего цвета под буквой, написать в скобках количество букв и звуков.

Самостоятельная работа.

Списать с карточки предложения, вставить пропущенные предлоги В или НА.

Итоги занятия.

- Какие предлоги вы узнали сегодня на занятии?

- Что было особенно интересно на занятии?

- Что труднее всего запомнить?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.