Закончила Минусинское педагогическое училище им.А.С.Пушкина по специальности "преподавание в начальных классов, закончила НГПУ ( социальный педагог), прошла переподготовку на учителя-дефектолога, стаж работы 15 лет, высшая категория.
Россия, Красноярский край, с.Березовское, Курагинский район
Урок: русского языка (4 и 5 классы), разработанный по адаптированной общеобразовательной программе.
Учитель: Баталова С.Н.
Урок составлен по адаптированным программам для детей с ОВЗ
В классе обучаются учащиеся 4,5 классов. В 4 классе – 3 ученик с легкой умственной отсталостью, в 5 классе – 4 ученика с легкой умственной отсталостью. Тема урока у всех классов одинакова, но для каждого класса идет с усложнением, задания на уроке даны дифференцированно.
4 класс
5 класс
Тема: Понятие об имени существительном.
Тема: Значение имени существительного. Изменение имени существительного по родам.
Цель:
Научить находить и записывать слова, обозначающие имя существительное.
Задачи:
-учить ставить вопросы к словам, обозначающим имя существительное и правильно их записывать;
-развивать навык правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма, умение анализировать, находить общее в предметах, обобщать;
-формировать навыки работы с деформированным текстом;
- формировать у детей навык взаимопроверки и самопроверки;
-воспитывать доброжелательное отношение к другим людям;
-обеспечить психологический комфорт на уроке.
Цель:
Научить различать имя существительное по родам и числам, составлять предложения со словами предметами.
Задачи:
- учить различать имя существительное по родам;
-развивать навык правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма, умение анализировать, находить общее в предметах, обобщать;
-формировать навыки работы с деформированным текстом;
-воспитывать доброжелательное отношение к другим людям;
- формировать у детей навык взаимопроверки и самопроверки;
-обеспечить психологический комфорт на уроке.
Оборудование: картинки, письмо с заданиями, мультимедиапроектор.
Ход урока
Психологический настрой урока.
Ребята, скажите какое настроение у этих человечков? А когда бывает такое настроение? Почему? У вас сейчас какое настроение? Почему?
Мы сейчас попробуем исправить, у кого грустное настроение и проверим в конце урока, что у нас получилось, согласны?
II. Орг. момент.
Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие. Значит, нас, как можно назвать одним словом? (а что они делают? Анализ слова «путешественник»)
Для начала нам надо отгадать загадки.
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. Что это? (снег)
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
Какое сейчас время года? Месяц? Что связано с декабрём? (Новый год). Какое настроение у вас вызывает этот праздник? Почему?
На доске карточки: Шуба, шапка, шарф, купальник. Как можно назвать, одним словом?
Какое слово лишнее? Почему? На какой вопрос отвечают слова? Что это за слова? (предметы). В какое время года носим эти вещи?
Что ещё общего в этих трёх словах? Первый звук «З». Какой он – согласный, звонкий.
III. Чистописание
Открыли тетрадки, записали число, классная работа и красиво, аккуратно пропишем букву «З». Давайте вспомним, у этого звука есть брат, назовите его? Звук «С», а он какой – согл, глухой.
Составим предложение со словами:
Мама купила Лене на зиму шапку, шубу и шарф. Подчеркнуть главные члены предложения, сделать схему. Что ещё увидели в этом предложении? (Однородные члены), назовите их. Что это за слова? На какой вопрос отвечают?
IV. Сообщение темы
Коррекционное упражнение на развитие мышления и речи. Слайд 1.
Письма, кот Матроскин, печка, почтальон Печкин. Из какой это сказки? Кто или что изображено на картинках? Какой вопрос можно поставить к каждому слову? Какое слово лишнее? Как, одним словом можно назвать остальные слова? Как можно объединить слова? По какому признаку? Почему?
Итак, ребята, сегодня мы вместе с героями сказки будем находить – предметы, которые называются именами существительными. Учиться определять род у имён существительных.
Правило: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
Составление предложения: Почтальон Печкин принёс письмо для класса.
(Подчеркнуть главные члены предложения, схему). Запись в тетради. Для чего нужны почтальоны?
Печкин приготовил нам письмо с заданиями.
По карточкам.
Для 4-того класса игра «Угадай»
Кудахчет_________
Крякает__________
Лает____________
Воет____________
Отгадай слова. Какое слово лишнее? Почему? Как можно объединить остальные слова? На какие вопросы отвечают? Что это за слова?
ВЫВОД: Это слова предметы, которые называются именем существительным.
Запись слов в тетради, составление предложения. Схема предложений.
На доске: Печка большая, крыльцо большое, пёс большой. Скажите что здесь общего? Слово большое, а что с ним произошло? Почему оно с разными словами меняется?
ВЫВОД: Имена существительные изменяются по родам. Печка – она моя, крыльцо – оно моё, пёс – мой.
Она – ж.р.
Оно- ср.р
Он – м.р.
V. Повторение
Задание 2
Задание для 4 класса, выписать имена существительные в два столбика: Кто? Что? Составить предложение, подчеркнуть главные члены, сделать схему.
Ёлка, красивая, принёс, папа, с лес.
Задание для 5 класса, отправь в нужную дверь имя существительное.
Составить предложение с несколькими словами и записать в тетрадь, подчеркнуть главные члены, сделать схему.
VII. Закрепление
Работа по учебнику Стр. 92 № 149
Списать, подчеркнуть имена существительные одной чертой.
Работа по учебнику: Стр. 79 № 123, определи род в именах существительных
Описание внешности: Черныш
Повадки: шалун, охотник
Место обитания: дворняжка
Черта характера: соня и т.д.
VI. Физминутка
А) Разминка для глаз (Закройте глазки и нарисуйте глазами сказочные снежинки).
Б) Мы наряжаем ёлку.
Обобщение.
Запишите, одним словом, для 5 кл. ещё определить род:
Животное, дающее молоко.
Сильная буря в море.
Зверёк с длинными ушами.
Ребёнок женского пола.
Заход солнца. Поменялись тетрадками, проверили и карандашом поставили оценки.
Проверяем вместе.
Вывод: Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто, что называются именами существительными. Она моя - это ж.р., он мой- это м.р., оно моё- это ср.р.
Ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями. Герои мультфильма «Трое из Простоквашино» хотят вас проверить, как вы усвоили урок.
Придумай сам.
У___________высокий рост,
У_________пушистый хвост,
У___________крепки рожки,
У____________тонки ножки,
У_____________толсты губы,
А у____________остры зубы.
(Цыплёнок, слон, волк, мартышка, козлёнок, лиса).
Запиши в тетрадь, подчеркни имена существительные. 5 класс – определить род в словах, которые вставили.
VIII. Итог урока
Чему учились на уроке? На какие вопросы отвечают слова, обозначающие имя существительное?
Какие слова отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос что?
Какое настроение у вас в конце урока?
Нарисуйте в тетрадке.
Как определяется род у имени существительного?
С какими категориями слов познакомились?
На какие вопросы отвечают слова, обозначающие имя существительное?
Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте в тетрадке.
IX. Проверка знаний
А как вы думаете, кто сегодня получил оценку 5? Почему? А какие бы вы поставили себе оценки? Почему?
Вот и выполнили мы с вами все задания почтальона Печкина, он нас благодарит и желает нам хороших оценок в новом году. Какой нас скоро ждёт праздник? Какие подарки сделаете своим родным?
Домашнее задание.
Вспомнить и написать какие имена существительные были на уроке. Составить предложение.
Вспомнить и написать какие имена существительные были на уроке, определить род у имён существительных. Составить предложение.
Использовались материалы при составлении урока( картинки, задания):