Адаптированный урок русского языка на тему «Имя существительное» (4–5 классы)
МБОУ Берёзовская СОШ № 10.
Урок: русского языка (4 и 5 классы), разработанный по адаптированной общеобразовательной программе.
Учитель: Баталова С.Н.
Урок составлен по адаптированным программам для детей с ОВЗ
В классе обучаются учащиеся 4,5 классов. В 4 классе – 3 ученик с легкой умственной отсталостью, в 5 классе – 4 ученика с легкой умственной отсталостью. Тема урока у всех классов одинакова, но для каждого класса идет с усложнением, задания на уроке даны дифференцированно.
4 класс |
5 класс |
|
Тема: Понятие об имени существительном. |
Тема: Значение имени существительного. Изменение имени существительного по родам. |
|
Цель: Научить находить и записывать слова, обозначающие имя существительное. Задачи: -учить ставить вопросы к словам, обозначающим имя существительное и правильно их записывать; -развивать навык правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма, умение анализировать, находить общее в предметах, обобщать; -формировать навыки работы с деформированным текстом; - формировать у детей навык взаимопроверки и самопроверки; -воспитывать доброжелательное отношение к другим людям; -обеспечить психологический комфорт на уроке. |
Цель: Научить различать имя существительное по родам и числам, составлять предложения со словами предметами. Задачи: - учить различать имя существительное по родам; -развивать навык правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма, умение анализировать, находить общее в предметах, обобщать; -формировать навыки работы с деформированным текстом; -воспитывать доброжелательное отношение к другим людям; - формировать у детей навык взаимопроверки и самопроверки; -обеспечить психологический комфорт на уроке. |
|
Оборудование: картинки, письмо с заданиями, мультимедиапроектор. |
||
Ход урока Психологический настрой урока.
Ребята, скажите какое настроение у этих человечков? А когда бывает такое настроение? Почему? У вас сейчас какое настроение? Почему? Мы сейчас попробуем исправить, у кого грустное настроение и проверим в конце урока, что у нас получилось, согласны? |
||
II. Орг. момент. Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие. Значит, нас, как можно назвать одним словом? (а что они делают? Анализ слова «путешественник») Для начала нам надо отгадать загадки. |
||
Вился, вился белый рой, Сел на землю – стал горой. Что это? (снег) Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой) Какое сейчас время года? Месяц? Что связано с декабрём? (Новый год). Какое настроение у вас вызывает этот праздник? Почему? На доске карточки: Шуба, шапка, шарф, купальник. Как можно назвать, одним словом? Какое слово лишнее? Почему? На какой вопрос отвечают слова? Что это за слова? (предметы). В какое время года носим эти вещи? Что ещё общего в этих трёх словах? Первый звук «З». Какой он – согласный, звонкий. |
||
III. Чистописание Открыли тетрадки, записали число, классная работа и красиво, аккуратно пропишем букву «З». Давайте вспомним, у этого звука есть брат, назовите его? Звук «С», а он какой – согл, глухой. Составим предложение со словами: Мама купила Лене на зиму шапку, шубу и шарф. Подчеркнуть главные члены предложения, сделать схему. Что ещё увидели в этом предложении? (Однородные члены), назовите их. Что это за слова? На какой вопрос отвечают? |
||
IV. Сообщение темы Коррекционное упражнение на развитие мышления и речи. Слайд 1.
Письма, кот Матроскин, печка, почтальон Печкин. Из какой это сказки? Кто или что изображено на картинках? Какой вопрос можно поставить к каждому слову? Какое слово лишнее? Как, одним словом можно назвать остальные слова? Как можно объединить слова? По какому признаку? Почему? Итак, ребята, сегодня мы вместе с героями сказки будем находить – предметы, которые называются именами существительными. Учиться определять род у имён существительных. Правило: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? Составление предложения: Почтальон Печкин принёс письмо для класса. (Подчеркнуть главные члены предложения, схему). Запись в тетради. Для чего нужны почтальоны? Печкин приготовил нам письмо с заданиями. |
||
По карточкам. Для 4-того класса игра «Угадай» Кудахчет_________ Крякает__________ Лает____________ Воет____________ Отгадай слова. Какое слово лишнее? Почему? Как можно объединить остальные слова? На какие вопросы отвечают? Что это за слова? ВЫВОД: Это слова предметы, которые называются именем существительным. Запись слов в тетради, составление предложения. Схема предложений. |
На доске: Печка большая, крыльцо большое, пёс большой. Скажите что здесь общего? Слово большое, а что с ним произошло? Почему оно с разными словами меняется? ВЫВОД: Имена существительные изменяются по родам. Печка – она моя, крыльцо – оно моё, пёс – мой. Она – ж.р. Оно- ср.р Он – м.р. |
|
V. Повторение Задание 2 |
||
Задание для 4 класса, выписать имена существительные в два столбика: Кто? Что? Составить предложение, подчеркнуть главные члены, сделать схему. Ёлка, красивая, принёс, папа, с лес. Задание для 5 класса, отправь в нужную дверь имя существительное. М.Р. Ж.Р. Ср.Р
Земля, сон, окно, клей, лодка, стекло, мел, пальто, зеркало, пенал, стая. Составить предложение с несколькими словами и записать в тетрадь, подчеркнуть главные члены, сделать схему. |
||
VII. Закрепление |
||
Работа по учебнику Стр. 92 № 149 Списать, подчеркнуть имена существительные одной чертой. |
Работа по учебнику: Стр. 79 № 123, определи род в именах существительных Описание внешности: Черныш Повадки: шалун, охотник Место обитания: дворняжка Черта характера: соня и т.д. |
|
VI. Физминутка А) Разминка для глаз (Закройте глазки и нарисуйте глазами сказочные снежинки). Б) Мы наряжаем ёлку. |
||
Обобщение. Запишите, одним словом, для 5 кл. ещё определить род: Животное, дающее молоко. Сильная буря в море. Зверёк с длинными ушами. Ребёнок женского пола. Заход солнца. Поменялись тетрадками, проверили и карандашом поставили оценки. Проверяем вместе. Вывод: Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто, что называются именами существительными. Она моя - это ж.р., он мой- это м.р., оно моё- это ср.р. Ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями. Герои мультфильма «Трое из Простоквашино» хотят вас проверить, как вы усвоили урок. Придумай сам. У___________высокий рост, У_________пушистый хвост, У___________крепки рожки, У____________тонки ножки, У_____________толсты губы, А у____________остры зубы. (Цыплёнок, слон, волк, мартышка, козлёнок, лиса). Запиши в тетрадь, подчеркни имена существительные. 5 класс – определить род в словах, которые вставили. |
||
VIII. Итог урока |
||
Чему учились на уроке? На какие вопросы отвечают слова, обозначающие имя существительное? Какие слова отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос что? Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте в тетрадке. |
Как определяется род у имени существительного? С какими категориями слов познакомились? На какие вопросы отвечают слова, обозначающие имя существительное? Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте в тетрадке. |
|
IX. Проверка знаний А как вы думаете, кто сегодня получил оценку 5? Почему? А какие бы вы поставили себе оценки? Почему? Вот и выполнили мы с вами все задания почтальона Печкина, он нас благодарит и желает нам хороших оценок в новом году. Какой нас скоро ждёт праздник? Какие подарки сделаете своим родным?
|
||
Домашнее задание. |
||
Вспомнить и написать какие имена существительные были на уроке. Составить предложение. |
Вспомнить и написать какие имена существительные были на уроке, определить род у имён существительных. Составить предложение. |
Использовались материалы при составлении урока( картинки, задания):
- https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20из%20мультфильма%20простоквашино%20герои&stype=image&lr=62&noreask=1&source=wiz
- http://5klass.net/russkij-jazyk-2-klass/Suschestvitelnoe-2-klass/012-Sam-pridumaj.html
- https://yandex.ru/images/search?_=1458894709868&p=1&text=скачать%20картинку%20смайлик%20грустный%2C%20улыбающегося%2C%20безразличный&noreask=1&lr=62
- https://yandex.ru/images/search?_=1458895337724&p=1&text=скачать%20сказочную%20картинку%20двери&noreask=1&lr=62