12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аверкина Светлана Анатольевна39

"Имя существительное. Повторение"
PPTX / 9.67 Мб

/data/files/t1594450827.pptx ("Имя существительное. Повторение")Конспект урока русского языка

Тема: Имя существительное. Повторение

Учитель: Аверкина Светлана Анатольевна

Класс: 5


Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тип урока: урок повторения предметных знаний

Цели:

1) обобщить и систематизировать с опорой на художественный текст сведения об имени существительном и основных правилах с ним связанных;

2) развивать умения и навыков применять полученные знания на практике;

3) учиться использовать существительные в речи, совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить, развивать монологическую речь.

Задачи:

Образовательные:

- обогащение словарного запаса школьников;

- совершенствование языковой и речевой подготовки учащихся.

Развивающие:

- развитие художественного воображения;

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие умения вести диалог на заданную тему;

- развитие речи учащихся.

Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма на основе музыкального произведения;

- воспитание трудолюбия и самостоятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

1) уважительное отношение к языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

2) умение воспринимать прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи.

Предметные:

1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Методы обучения:

1.проблемный

2.исследовательский

Формы обучения:

1.групповая

2.фронтальная

3.работа в парах

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, раздаточный материал, оценочные жетоны.


Ход урока:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. А у нас сегодня много гостей. Они пришли к нам, чтобы посмотреть, как мы с вами работаем. Нас ожидает много интересных заданий, которые вместе все выполним.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Цель нашего урока – ответить на один важный вопрос. На какой? Мы с вами сейчас об этом и узнаем. Я вам сейчас загадаю загадку.

Актуализация знаний

1.Слово учителя

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь я по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я ...

Ответ: Существительное

В конце урока, ребята, мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Так ли важны имена сущствительные в нашей речи?»

Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Двадцать второе апреля

Имя существительное. Повторение (Слайд 1)

Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления: дерево, вода, ветер, дождь. Это первое, что они начали понимать в своей жизни, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Количество существительных в русском языке составляет три четвёртых словарного запаса языка. Одна четвёртая - все остальные части речи. (Слайд 2)

2. Словарный и орфоэпический диктант с взаимопроверкой

Учитель: В начале нашего урока прозвучала загадка. И вы, наверно, заметили, что там присутствовали словарные слова. Давайте выясним, как они пишутся. Перед вами на доске сейчас предстанут эти слова. Ваша задача списать их и поставить ударение. Приступаем. (Слайд 3)

Алфавит, документ, звонит, квартал, молодёжь, повторит, свёкла, торты.

А теперь мы с вами побудем в роли учителей. Меняемся тетрадями и проверяем работу соседа по парте. (Слайд 4) А теперь давайте узнаем, кто совершил наименьшее количество ошибок. А может есть кто-то, кто не сделал ни одной ошибки?

IV. Обобщение и систематизация знаний

1.Слово учителя

Наше следующее задание - анализ текста. Сейчас мы с вами побудем маленькими учёными. Мы ведь уже много знаем об имени существительном. У каждого на парте лежит текст. После моего прочтения текста попробуйте ответить на вопрос: «Из какого произведения этот отрывок и кто его автор?»

(Слайд 5)

2.Работа с текстом

Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека, принимал эти приношения просто и по большей части откладывал куда-нибудь, приберегая для сестры, но Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах, вознаграждая за конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу.

Из какого произведения этот отрывок и кто автор?

3.Задание по вариантам

Как вы заметили в этом тексте много имён существительных. Ваше задание - найти одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Скажите, пожалуйста, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные, а на какой – неодушевлённые. Задание вы будете выполнять по вариантам: 1 вариант – подчёркивает в тексте одушевлённые имена существительные, а 2 вариант – неодушевлённые.

Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.

4. Лингвистическая минутка

Учитель: Я хочу вам открыть одну тайну. Одушевлённость и неодушевлённость имен существительных иногда трудно определить. Например, микробы, арбузы – это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные? А так как мы с вами учёные, давайте узнаем, как наши коллеги справляются с этой проблемой. (Слайд 6)

5. Ребята, давайте обратимся к нашему тексту, чтобы выполнить наше следующее задание.

Найдите, пожалуйста, в тексте собственные и нарицательные имена существительные. А почему именно эти слова вы мне назвали?

Собственные имена существительные – это…

Нарицательные имена существительные – это…

6.Работа с таблицей

Я приготовила для вас следующее задание. Мне попалась одна таблица. (Слайд 7) Ребята, по-моему, в ней допустили ошибки. Помогите мне, пожалуйста, их найти. (Слайд 8)

Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Приведите, пожалуйста, свои примеры.

7.Физкультминутка

Учитель: Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения - поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения - присядьте, а третьего - руки перед собой.

Зима, утро, урок, ночь, школа, родина, ученик, мышь, стекло, мама, учитель, парта, полночь, рожь, молодёжь, весна, брат, дождь, смородина.

8.Грамматический диктант

Учитель: Вернёмся к нашей табличке. В форме какого числа имена существительные в этой таблице. Поставьте их, пожалуйста, во множественное число. Иногда очень трудно поставить слово во множественном числе в правильную форму. Давайте с вами над этим поработаем. Следующее задание - поставить имена существительные, изображённые на экране, в форму множественного числа Род. П. (Слайды 9-12)

Пара: ботинок, носков.

Много: яблок, помидоров.

Килограмм: апельсинов, бананов.

Песни: армян, таджиков, грузин, цыган, татар.

7.Работа с отрывком музыкального произведения

Ребята, мы живём в многонациональной стране. И в вашем классе дети разных национальностей. Задача взрослых – сделать детей счастливыми. А счастливыми мы можем быть только во взаимопонимании с другими народами, живя в самой замечательной стране мира. На вашем столе лежит текст песни Николая Осошника «Россия, мы дети твои!». Я предлагаю вам исполнить эту композицию вместе со мной. (Слайд 13)

Любуюсь тобой, ярко залитой солнцем,

За гладью озёр золотые поля,

И в первых словах навсегда остается

Земля, где я вырос, Россия моя.


И космоса даль, и простор океана

Нас манят загадочной силой своей,

Но ждёт нас Россия, любя и прощая,

Как матери любят своих сыновей.


Россия, мы дети твои,

Россия, нужны нам твои голоса.

Россия, мы дети твои,

Россия, нужны нам твои голоса.


Учитель: Ребята, спели мы с вами замечательно. Я думаю, что нас ещё не раз пригласят выступить коллективно. Но работа наша не закончилась. (Слайд 14) В тексте этой песни очень много существительных. Следующее задание – выделить в тексте имена существительные 1 ряд – женского рода., 2 ряд – мужского рода, 3 ряд – среднего рода.

V.Рефлексия

1.Ответ на проблемный вопрос урока

Ребята, мы с вами сегодня проделали огромную работу. Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. «Важны ли имена существительные в нашей речи?»

2.Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, нам с вами нужно подвести итоги урока. Это нелёгкая задача. Я вам в этом помогу. Я начинаю предложение, а вы - заканчиваете.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я научился…

У меня получилось …

Меня удивило…

3.Оценка работы на уроке

Учитель: Мы с вами на этом уроке побывали в роли учителей, учёных, артистов. У вас на партах лежат жетончики. Если вам сегодня было весело и интересно на уроке, то поднимите жёлтую лучистую звёздочку, если трудно, то – зелёненький смайлик.

Спасибо, ребята, за работу. У вас всё получилось. Я рада, что попала именно в ваш класс: такой умный, собранный и артистичный.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.