Урок русского языка на тему «Систематизация материала по теме «Имя существительное» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 14 June 2019

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по программе Т. Ладыженской.

Тема: Систематизация материала по теме «Имя существительное»

Тип урока: обобщение пройденного материала, проект-презентация урока

Автор: учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорск» Богданова Ольга Николаевна

Оборудование: листы-слайды, презентация, лист-подсказка

Аннотация: Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалоговая и самостоятельная работы.

Цели: .

1.Личностные. Проверить усвоение учащимися изученного материала в 6 класс; создать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся.

2.Метапредметные. Развивать умение доказывать и объяснять правила употребления и склонения имен существительных; формировать умение работать самостоятельно и в парах.

3.Предметные. Воспитывать интерес к русскому языку; прививать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока.

 

Этапы урока

Деятельность учеников

 

 

Деятельность учителя

Планируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

 

 

Подготовка учащихся к уроку.

-Давайте , друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда за работу,

Удачи желаю всем вам!

 

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы проведем урок-презентацию, поэтому нам не понадобятся тетради. Все записи мы будем проводить на листочках-слайдах (лежат на партах). К концу урока у каждого из вас будет свой проект-презентация урока.

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

II.Формулирование темы урока, постановка цели.

СЛАЙД 1 (презентация-толкование по словарю Т.Ф.Ефремовой)

 

 

СЛАЙД 2-4 (От чего зависит правописание слов?)

 

 

 

 

 

СЛАЙД 5 (тема урока)

 

 

Слова-подсказки на доске: расширить, повторить, познакомиться, научиться, закрепить)

СЛАЙД 6

(Определение цели.)

Презентация -это публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.).

 

 

Предполагаемые ответы учеников:

1.Собственное или нарицательное

2.От рода и склонения.

3.От падежной формы.

-Повторили морфологические признаки имен существительных.

 

 

Запись темы в листок-слайд.

 

 

 

Запись цели в листок-слайд.

-Что такое презентация с вашей точки зрения ?

 

 

 

 

 

 

- От чего зависит правописание слов?

 

1.сок- р.Сок

 

2.золотая рожь- футбольный мяч (род, склонение)

3.встретил в лесу -на опушке леса (падеж)

-Морфологические признаки какой части речи повторили?

 

-Можно ли назвать информацию, представленную на слайдах новой, неизученной?

-Следовательно, какую тему предстоит рассмотреть на уроке?

-Запишите тему урока в 1 свой слайд.

 

-Какую цель каждый из вас поставил бы на уроке? Чего хотели вы достичь, добиться?

-Запишите цель урока во 1 слайд-листок, используя слова-подсказки-Какие вы цели записали? (ответы учащихся)

-А теперь познакомьтесь с моими задачами, они повторяют ваши цели.

 

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Регулятивные: .целеполагание

 

III. Изучение нового

 

 

 

 

 

СЛАЙД 7-8

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой.

1.Тест-самопроверка изученного материала.

-Для начала я предлагаю проверить ваши знания об имени существительном за курс 5 класса. На 2 слайде у вас представлен тест из 10 вопросов. Даю вам 1 минуту, чтобы вы выбрали правильные ответы.

 

-Оцените свой ответ самостоятельно.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

 

 

IV. Закрепление нового

 

 

 

 

 

Работа по учебнику у доски.

 

СЛАЙД 9 (колибри-выписка из толкового словаря)

СЛАЙД 10

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 11 (Устная лингвистическая разминка)

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 12.

(Существительные мн.ч)

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД13.

(Существительные в Р.п.)

 

 

 

 

СЛАЙД 14-16 (работа с текстом)

-Склонение подразумевает изменение слова по падежам.

 

 

 

 

 

3 ученика работают у доски, находят из каждого ряда «лишнее» слово.

1 столбик-колибри(двуродовое)

 

 

2 столбик- драчунья(ж.р)

3 столбик-семья (ж.р.)

 

Ученики составляют предложения и записывают в свой 4 слайд-листок.

 

Ученики устно комментируют правописание личных окончаний имен прилагательных и глаголов, которые зависят от рода существительных.

 

 

 

 

Задание по рядам. Ученики работают в парах.

1 ряд определяет правильный вариант ответа.

 

 

 

 

 

 

 

2 ряд определяет правильный вариант ответа

 

 

 

 

 

3 ряд определяет правильный вариант ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись выделенных слов в слайд-листок.

Дети предлагают варианты предложений про свой класс.

2. Склонение имен существительных.

-Что подразумевается под словом «склонение»?

 

-Переходим к повторению разделов, изученных в 6 классе.

Обратимся к материалу учебника на стр.186 (задание 3)

«Какое слово «лишнее»?»

 

 

 

 

 

 

 

 

-Составьте предложение с любым словом и запишите в свой 3 слайд.

 

Задание 2.

Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать тёпл… пальто.

Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горяч… кофе.

Кто-то играл на пианино, котор… стоял… в большой комнате.

Исход игры решил досадн.. пенальти.

В комнате отдыхал… пожил… мадам.

 

3.Употребление имен существительных

-Что значит «употребление»?

 

 

 

-Какое слово употреблено правильно?

 

Офицеры-офицера

Торты-торта

Договоры-договора

Докторы-доктора

Повара-повары

 

-Какое слово употреблено правильно?

Носок-носков

Валенок-валенков

Помидор-помидоров

Монгол-монголов

Сплетен-сплетней

 

1.В нашем классе учатся несколько русских, армян(ов), татар(ов).

2.Мы любим праздники чаепития, которые не обходятся без конфет, фруктов:яблок(ов),мандарин(ов).

3.Среди нас растут будущие доктор(а,ы),бухгалтер(а,ы), мастер(а,ы) на все руки.

4.Скоро нам исполнится 14 лет, и многие из нас получат паспорт(а,ы).

5.Пройдут год(а,ы),мы разъедемся, поменяем номер(а,ы) сотовых телефонов, но всегда будем помнить наш дружный класс!

 

-Запишите только выделенные слова.

 

-Напишите 1 предложение про ваш дружный класс! Подведите итог.

 

 

 

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Физминутка.

СЛАЙД 17

 

 

 

V.Контролирующее задание.

 

 

 

Работа по учебнику.

 

 

 

СЛАЙД 18

(с аудированием слов)

 

 

 

 

 

Записывают слова в 6 слайд.

 

 

 

Проводят взаимопроверку и самооценивание работ.

 

 

 

 

 

 

4. Произношение имен существительных.

-Обратимся снова к материалу учебника на стр.186 (задание 1) .Внимательно прочитайте слова, запишите их в 5 слайд и расставьте ударения.

Алфавит, договор, процент, квартал, портфель, каталог, нефтепровод, мусоропровод, километр, досуг, арбузы, торты, жалюзи, щавель.

 

-Проведите взаимопроверку и оцените работу «соседа».

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

.

 

 

Ученики рисуют тучки-недочеты на слайдах.

-Вы славно поработали сегодня, остается подвести итог вашей работы.

 

-На вашем последнем слайде изображено солнышко. Это результат продуктивной работы. Нарисуйте тучки-недочеты, которые вам встретились на уроке.(сколько ошибок- столько и тучек)

-Как вы себя оцените?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание.

СЛАЙД 19

 

-Ваша домашняя работа тоже представлена на слайде. Отработайте самостоятельно -она является завершающим этапом проекта.

1.Исправьте ошибки в тексте.

2.Определите род и склонение имен существительных.

3. Составьте текст, используя всего не менее 5 несклоняемых существительных, существительны хв форме Р.П.,мн.ч.

Как-то рано по утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

 

 

 

Богданова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»


Имя Существительное
PPT / 9.41 Мб

Рабочий лист ученика
DOCX / 312.57 Кб

Предварительный просмотр презентации

Презентация- публичное представление чего-л. нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.). Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой.

От чего зависит правописание слов? сок река Сок

От чего зависит правописание слов? золотая рожь футбольный мяч

От чего зависит правописание слов? встретил в лесу на опушке леса

Повторение по теме «Имя существительное»

Цели 1.Проверить усвоение учащимися изученного материала в 6 класс. 2. Развивать умение доказывать и объяснять правила употребления и склонения имен существительных. 3.Воспитывать интерес к русскому языку, познавательную активность учащихся на уроке.

Тест Верите ли вы, что… Да Нет 1 Имя существительное обозначает предмет 2 Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 3 Имя существительное изменяется по родам 4 Бывают собственными и нарицательными 5 Одушевленными и неодушевленными 6 Изменяется по падежам 7 Не изменяется по числам 8 Бывают существительные только единственного числа или множественного 9 В предложении только является подлежащим 10 Раздел, в котором изучаются части речи, называется морфология

Проверяем! Верите ли вы, что… Да Нет 1 Имя существительное обозначает предмет + 2 Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? + 3 Имя существительное изменяется по родам + 4 Бывают собственными и нарицательными + 5 Одушевленными и неодушевленными + 6 Изменяется по падежам + 7 Не изменяется по числам + 8 Бывают существительные только единственного числа или множественного + 9 В предложении только является подлежащим + 10 Раздел, в котором изучаются части речи, называется морфология +

Склонение имен существительных с.186. задание 3 Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду. Слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица . (В современном разговорном языке это слово все чаще употребляется в женском роде (крошечная колибри).

Склонение имен существительных с.186. задание 3 Колибри Драчунья Семья

Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать тёплое пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горячий кофе. Кто-то играл на пианино, которое стояло в большой комнате. Исход игры решил досадный пенальти. В комнате отдыхала пожилая мадам. ср. р. м. р. ср. р. м. р. ж.р.

Употребление имен существительных во мн.числе 1)офицеры 2)торты 3)договора 4)доктора 5) повары офицера торта договоры докторы повара

Употребление имен существительных в Р.П. 1)носок 2)валенок 3)помидор 4)монгол 5)сплетен носков валенков помидоров монголов сплетней

Запишите только выделенные слова. 1.В нашем классе учатся несколько русских, армян(ов), татар(ов).

Запишите только выделенные слова. 2 .Мы любим праздники, чаепития, которые не обходятся без конфет, фруктов: яблок(ов), мандарин(ов). 3.Среди нас растут будущие доктор(а,ы), бухгалтер(а,ы), мастер(а,ы) на все руки.

Запишите только выделенные слова 4.Скоро нам исполнится 14 лет, и многие из нас получат паспорт(а,ы). 5.Пройдут год(а,ы), мы разъедемся, поменяем номер(а,ы) сотовых телефонов, но всегда будем помнить наш дружный класс!

Произношение имен существительных Алфавит, договор, процент, квартал, портфель, каталог, нефтепровод, мусоропровод, километр, досуг, арбузы, торты, жалюзи, щавель.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.