12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Николаевна28
Россия, Татарстан респ., Лениногорск
1

Урок русского языка на тему «Систематизация материала по теме «Имя существительное», 5 класс



Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по программе Т. Ладыженской.

Тема: Систематизация материала по теме «Имя существительное»

Тип урока: обобщение пройденного материала, проект-презентация урока

Автор: учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорск» Богданова Ольга Николаевна

Оборудование: листы-слайды, презентация, лист-подсказка

Аннотация: Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалоговая и самостоятельная работы.

Цели: .

1.Личностные. Проверить усвоение учащимися изученного материала в 6 класс; создать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся.

2.Метапредметные. Развивать умение доказывать и объяснять правила употребления и склонения имен существительных; формировать умение работать самостоятельно и в парах.

3.Предметные. Воспитывать интерес к русскому языку; прививать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока.

 

Этапы урока

Деятельность учеников

 

 

Деятельность учителя

Планируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

 

 

Подготовка учащихся к уроку.

-Давайте , друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда за работу,

Удачи желаю всем вам!

 

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы проведем урок-презентацию, поэтому нам не понадобятся тетради. Все записи мы будем проводить на листочках-слайдах (лежат на партах). К концу урока у каждого из вас будет свой проект-презентация урока.

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

II.Формулирование темы урока, постановка цели.

СЛАЙД 1 (презентация-толкование по словарю Т.Ф.Ефремовой)

 

 

СЛАЙД 2-4 (От чего зависит правописание слов?)

 

 

 

 

 

СЛАЙД 5 (тема урока)

 

 

Слова-подсказки на доске: расширить, повторить, познакомиться, научиться, закрепить)

СЛАЙД 6

(Определение цели.)

Презентация -это публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.).

 

 

Предполагаемые ответы учеников:

1.Собственное или нарицательное

2.От рода и склонения.

3.От падежной формы.

-Повторили морфологические признаки имен существительных.

 

 

Запись темы в листок-слайд.

 

 

 

Запись цели в листок-слайд.

-Что такое презентация с вашей точки зрения ?

 

 

 

 

 

 

- От чего зависит правописание слов?

 

1.сок- р.Сок

 

2.золотая рожь- футбольный мяч (род, склонение)

3.встретил в лесу -на опушке леса (падеж)

-Морфологические признаки какой части речи повторили?

 

-Можно ли назвать информацию, представленную на слайдах новой, неизученной?

-Следовательно, какую тему предстоит рассмотреть на уроке?

-Запишите тему урока в 1 свой слайд.

 

-Какую цель каждый из вас поставил бы на уроке? Чего хотели вы достичь, добиться?

-Запишите цель урока во 1 слайд-листок, используя слова-подсказки-Какие вы цели записали? (ответы учащихся)

-А теперь познакомьтесь с моими задачами, они повторяют ваши цели.

 

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Регулятивные: .целеполагание

 

III. Изучение нового

 

 

 

 

 

СЛАЙД 7-8

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой.

1.Тест-самопроверка изученного материала.

-Для начала я предлагаю проверить ваши знания об имени существительном за курс 5 класса. На 2 слайде у вас представлен тест из 10 вопросов. Даю вам 1 минуту, чтобы вы выбрали правильные ответы.

 

-Оцените свой ответ самостоятельно.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

 

 

IV. Закрепление нового

 

 

 

 

 

Работа по учебнику у доски.

 

СЛАЙД 9 (колибри-выписка из толкового словаря)

СЛАЙД 10

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 11 (Устная лингвистическая разминка)

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 12.

(Существительные мн.ч)

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД13.

(Существительные в Р.п.)

 

 

 

 

СЛАЙД 14-16 (работа с текстом)

-Склонение подразумевает изменение слова по падежам.

 

 

 

 

 

3 ученика работают у доски, находят из каждого ряда «лишнее» слово.

1 столбик-колибри(двуродовое)

 

 

2 столбик- драчунья(ж.р)

3 столбик-семья (ж.р.)

 

Ученики составляют предложения и записывают в свой 4 слайд-листок.

 

Ученики устно комментируют правописание личных окончаний имен прилагательных и глаголов, которые зависят от рода существительных.

 

 

 

 

Задание по рядам. Ученики работают в парах.

1 ряд определяет правильный вариант ответа.

 

 

 

 

 

 

 

2 ряд определяет правильный вариант ответа

 

 

 

 

 

3 ряд определяет правильный вариант ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись выделенных слов в слайд-листок.

Дети предлагают варианты предложений про свой класс.

2. Склонение имен существительных.

-Что подразумевается под словом «склонение»?

 

-Переходим к повторению разделов, изученных в 6 классе.

Обратимся к материалу учебника на стр.186 (задание 3)

«Какое слово «лишнее»?»

 

 

 

 

 

 

 

 

-Составьте предложение с любым словом и запишите в свой 3 слайд.

 

Задание 2.

Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать тёпл… пальто.

Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горяч… кофе.

Кто-то играл на пианино, котор… стоял… в большой комнате.

Исход игры решил досадн.. пенальти.

В комнате отдыхал… пожил… мадам.

 

3.Употребление имен существительных

-Что значит «употребление»?

 

 

 

-Какое слово употреблено правильно?

 

Офицеры-офицера

Торты-торта

Договоры-договора

Докторы-доктора

Повара-повары

 

-Какое слово употреблено правильно?

Носок-носков

Валенок-валенков

Помидор-помидоров

Монгол-монголов

Сплетен-сплетней

 

1.В нашем классе учатся несколько русских, армян(ов), татар(ов).

2.Мы любим праздники чаепития, которые не обходятся без конфет, фруктов:яблок(ов),мандарин(ов).

3.Среди нас растут будущие доктор(а,ы),бухгалтер(а,ы), мастер(а,ы) на все руки.

4.Скоро нам исполнится 14 лет, и многие из нас получат паспорт(а,ы).

5.Пройдут год(а,ы),мы разъедемся, поменяем номер(а,ы) сотовых телефонов, но всегда будем помнить наш дружный класс!

 

-Запишите только выделенные слова.

 

-Напишите 1 предложение про ваш дружный класс! Подведите итог.

 

 

 

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Физминутка.

СЛАЙД 17

 

 

 

V.Контролирующее задание.

 

 

 

Работа по учебнику.

 

 

 

СЛАЙД 18

(с аудированием слов)

 

 

 

 

 

Записывают слова в 6 слайд.

 

 

 

Проводят взаимопроверку и самооценивание работ.

 

 

 

 

 

 

4. Произношение имен существительных.

-Обратимся снова к материалу учебника на стр.186 (задание 1) .Внимательно прочитайте слова, запишите их в 5 слайд и расставьте ударения.

Алфавит, договор, процент, квартал, портфель, каталог, нефтепровод, мусоропровод, километр, досуг, арбузы, торты, жалюзи, щавель.

 

-Проведите взаимопроверку и оцените работу «соседа».

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

.

 

 

Ученики рисуют тучки-недочеты на слайдах.

-Вы славно поработали сегодня, остается подвести итог вашей работы.

 

-На вашем последнем слайде изображено солнышко. Это результат продуктивной работы. Нарисуйте тучки-недочеты, которые вам встретились на уроке.(сколько ошибок- столько и тучек)

-Как вы себя оцените?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание.

СЛАЙД 19

 

-Ваша домашняя работа тоже представлена на слайде. Отработайте самостоятельно -она является завершающим этапом проекта.

1.Исправьте ошибки в тексте.

2.Определите род и склонение имен существительных.

3. Составьте текст, используя всего не менее 5 несклоняемых существительных, существительны хв форме Р.П.,мн.ч.

Как-то рано по утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

 

 

 

Богданова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»


Имя Существительное
PPT / 9.41 Мб

Рабочий лист ученика
DOCX / 312.57 Кб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.