Урок русского языка на тему «Систематизация материала по теме «Имя существительное» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по программе Т. Ладыженской.
Тема: Систематизация материала по теме «Имя существительное»
Тип урока: обобщение пройденного материала, проект-презентация урока
Автор: учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорск» Богданова Ольга Николаевна
Оборудование: листы-слайды, презентация, лист-подсказка
Аннотация: Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах.
Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалоговая и самостоятельная работы.
Цели: .
1.Личностные. Проверить усвоение учащимися изученного материала в 6 класс; создать условия для формирования и развития исследовательских способностей учащихся.
2.Метапредметные. Развивать умение доказывать и объяснять правила употребления и склонения имен существительных; формировать умение работать самостоятельно и в парах.
3.Предметные. Воспитывать интерес к русскому языку; прививать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока.
Этапы урока |
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя |
Планируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности
|
Подготовка учащихся к уроку. |
-Давайте , друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. К уроку готовы? Тогда за работу, Удачи желаю всем вам!
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы проведем урок-презентацию, поэтому нам не понадобятся тетради. Все записи мы будем проводить на листочках-слайдах (лежат на партах). К концу урока у каждого из вас будет свой проект-презентация урока.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
II.Формулирование темы урока, постановка цели. СЛАЙД 1 (презентация-толкование по словарю Т.Ф.Ефремовой)
СЛАЙД 2-4 (От чего зависит правописание слов?)
СЛАЙД 5 (тема урока)
Слова-подсказки на доске: расширить, повторить, познакомиться, научиться, закрепить) СЛАЙД 6 (Определение цели.) |
Презентация -это публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.).
Предполагаемые ответы учеников: 1.Собственное или нарицательное 2.От рода и склонения. 3.От падежной формы. -Повторили морфологические признаки имен существительных.
Запись темы в листок-слайд.
Запись цели в листок-слайд. |
-Что такое презентация с вашей точки зрения ?
- От чего зависит правописание слов?
1.сок- р.Сок
2.золотая рожь- футбольный мяч (род, склонение) 3.встретил в лесу -на опушке леса (падеж) -Морфологические признаки какой части речи повторили?
-Можно ли назвать информацию, представленную на слайдах новой, неизученной? -Следовательно, какую тему предстоит рассмотреть на уроке? -Запишите тему урока в 1 свой слайд.
-Какую цель каждый из вас поставил бы на уроке? Чего хотели вы достичь, добиться? -Запишите цель урока во 1 слайд-листок, используя слова-подсказки-Какие вы цели записали? (ответы учащихся) -А теперь познакомьтесь с моими задачами, они повторяют ваши цели.
|
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.
Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: .целеполагание
|
III. Изучение нового
СЛАЙД 7-8 |
Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой. |
1.Тест-самопроверка изученного материала. -Для начала я предлагаю проверить ваши знания об имени существительном за курс 5 класса. На 2 слайде у вас представлен тест из 10 вопросов. Даю вам 1 минуту, чтобы вы выбрали правильные ответы.
-Оцените свой ответ самостоятельно. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. . Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий
|
IV. Закрепление нового
Работа по учебнику у доски.
СЛАЙД 9 (колибри-выписка из толкового словаря) СЛАЙД 10
СЛАЙД 11 (Устная лингвистическая разминка)
СЛАЙД 12. (Существительные мн.ч)
СЛАЙД13. (Существительные в Р.п.)
СЛАЙД 14-16 (работа с текстом) |
-Склонение подразумевает изменение слова по падежам.
3 ученика работают у доски, находят из каждого ряда «лишнее» слово. 1 столбик-колибри(двуродовое)
2 столбик- драчунья(ж.р) 3 столбик-семья (ж.р.)
Ученики составляют предложения и записывают в свой 4 слайд-листок.
Ученики устно комментируют правописание личных окончаний имен прилагательных и глаголов, которые зависят от рода существительных.
Задание по рядам. Ученики работают в парах. 1 ряд определяет правильный вариант ответа.
2 ряд определяет правильный вариант ответа
3 ряд определяет правильный вариант ответа.
Запись выделенных слов в слайд-листок. Дети предлагают варианты предложений про свой класс. |
2. Склонение имен существительных. -Что подразумевается под словом «склонение»?
-Переходим к повторению разделов, изученных в 6 классе. Обратимся к материалу учебника на стр.186 (задание 3) «Какое слово «лишнее»?»
-Составьте предложение с любым словом и запишите в свой 3 слайд.
Задание 2. Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать тёпл… пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горяч… кофе. Кто-то играл на пианино, котор… стоял… в большой комнате. Исход игры решил досадн.. пенальти. В комнате отдыхал… пожил… мадам.
3.Употребление имен существительных -Что значит «употребление»?
-Какое слово употреблено правильно?
Офицеры-офицера Торты-торта Договоры-договора Докторы-доктора Повара-повары
-Какое слово употреблено правильно? Носок-носков Валенок-валенков Помидор-помидоров Монгол-монголов Сплетен-сплетней
1.В нашем классе учатся несколько русских, армян(ов), татар(ов). 2.Мы любим праздники чаепития, которые не обходятся без конфет, фруктов:яблок(ов),мандарин(ов). 3.Среди нас растут будущие доктор(а,ы),бухгалтер(а,ы), мастер(а,ы) на все руки. 4.Скоро нам исполнится 14 лет, и многие из нас получат паспорт(а,ы). 5.Пройдут год(а,ы),мы разъедемся, поменяем номер(а,ы) сотовых телефонов, но всегда будем помнить наш дружный класс!
-Запишите только выделенные слова.
-Напишите 1 предложение про ваш дружный класс! Подведите итог.
|
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
Физминутка. СЛАЙД 17 |
|
|
|
V.Контролирующее задание.
Работа по учебнику.
СЛАЙД 18 (с аудированием слов) |
Записывают слова в 6 слайд.
Проводят взаимопроверку и самооценивание работ.
|
4. Произношение имен существительных. -Обратимся снова к материалу учебника на стр.186 (задание 1) .Внимательно прочитайте слова, запишите их в 5 слайд и расставьте ударения. Алфавит, договор, процент, квартал, портфель, каталог, нефтепровод, мусоропровод, километр, досуг, арбузы, торты, жалюзи, щавель.
-Проведите взаимопроверку и оцените работу «соседа». |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
.
Ученики рисуют тучки-недочеты на слайдах. |
-Вы славно поработали сегодня, остается подвести итог вашей работы.
-На вашем последнем слайде изображено солнышко. Это результат продуктивной работы. Нарисуйте тучки-недочеты, которые вам встретились на уроке.(сколько ошибок- столько и тучек) -Как вы себя оцените? |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
Домашнее задание. СЛАЙД 19 |
|
-Ваша домашняя работа тоже представлена на слайде. Отработайте самостоятельно -она является завершающим этапом проекта. 1.Исправьте ошибки в тексте. 2.Определите род и склонение имен существительных. 3. Составьте текст, используя всего не менее 5 несклоняемых существительных, существительны хв форме Р.П.,мн.ч. Как-то рано по утру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашна и без пальты.
|
|
Богданова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8 г. Лениногорска»
Имя Существительное
PPT / 9.41 Мб
Рабочий лист ученика
DOCX / 312.57 Кб