Урок русского языка 9 класс Тема: «Лингвистический анализ текста»
Урок русского языка
9 класс
Тема: «Лингвистический анализ текста»
Цели:
развивающая: создание условий для развития универсальных учебных действий при анализе текста, развитие творческих способностей учащихся;
обучающая: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме с целью подготовки к ГИА
воспитательная: создание условий для воспитания чувства любви к родному языку
Структура урока:
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Этап деятельности | Задачи этапа | Формирование УУД | Методический инструментарий | |||
методы и приемы | форма | |||||
1. Стадия вызова | Пробуждение познавательного интереса, обращение к личному опыту учащихся, актуализация имеющихся знаний. Определение темы и цели урока. | Личностные: смыслообразование (активизация творческого отношения к учению) Познавательные: логические (анализ, подведение под понятие) Регулятивные (целеполагание, прогнозирование, оценка) | Словесные: беседа, постановка учебной задачи | фронтальная, индивидуальная | ||
2. Стадия осмысления | Получение новых знаний и соотнесение их с полученными раннее, формулирование собственного мнения по теме, анализ текста»Первый снег» с целью подготовки к ГИА. | Познавательные логические (анализ, сравнение, обоснавание ответа) Общеучебные (смысловое чтение , поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера) Регулятивные (прогнозирование,коррекция,оценка) | Гностический (поисковый) Анализ художествен-ного текста Инсерт | Работа в группах, индивидуальная. | ||
3. Стадия рефлексии | Обобщение изученного, умение делать выводы, анализ своей деятельности. | Регулятивные (самоанализ и самооценка) Познавательные (логические - сравнение, анализ) | «Ответ- итог» анализ урока учениками, самооценка деятельности учащихся | Фронтальная индивидуальная | ||
Домашнее задание | Содержание задания | УУД | Приемы | | ||
| На выбор: - шуточное сочинение с использованием фразеологизмов; -составить синквейн; - мини – сочинение «Первый снег». | Познавательные – общеучебные (умение строить речевое высказывание) Регулятивные-целеполагание, планирование | сочинение синквейн | | ||
| ||||||
Ход урока: | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Стадия вызова | Слово учителя: - Я приведу вам высказывание Н.В.Гоголя «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право иное название еще драгоценнее самой вещи.» - О чем так мудро и красиво сказал великий писатель? - Какой подарок от поэта С.А.Есенина обнаружили вы в его стихотворении «С добрым утром!» (Это было домашнее задание)
Работа с текстом Обобщение: это стихотворение красиво, музыкально. Поэт постоянно сравнивает явления природы с одушевленными предметами, используя развернутую метафору. Запись в словари понятия «Развернутая метафора». В русском языке много различных оттенков значений слов. Чтобы придать речи большую выразительность, эмоциональность, надо найти нужное слово. - Сформулируйте цель рока. - В какой форме представим результат? | Слушают Отвечают Ученик читает наизусть стихотворение Высказывания учеников Учитель Ученики | ||||
Стадия осмысления | - Работать сегодня вы будете в группах. Какие правила сотрудничества вы должны помнить? Задания: 1. Подберите к выделенным словам в предложениях синонимы, выражающие то или иное понятие сильнее, ярче, образнее. - Возле Ялты пошел грозовой дождь (хлынул) - Глаза его расширились от страха (от ужаса) -Лето стояло жаркое (знойное) -В кухне скоро возникла ссора (вспыхнула) - С волнением следили за нашими действиями ребята (с замиранием сердца) Вопросы учителя: - Как называется средство выразительности речи, которое вы сейчас назвали? - Вспомните, что такое «фразеологизм?» В рабочих тестах вы затруднялись найти фразеологизмы ,поэтому сегодня закрепляем знания. 2. Найдите фразеологизмы в предложениях и замните и менее выразительными словами: - Они трудились, не разгибая спины до самого вечера. - Он вовремя прикусил язык, чуть не проговорившись брату. - Немало было забот у отца, пока не поставил сына на ноги. - Весна уж не за горами. - Нам не давали покоя ни днем, ни ночью. Какой вывод можно сделать, сравнивая данные записи? 3. Составить пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя следующие выражения: - На руках носить - Много воды утекло - Намылить голову - Спустя рукава - Заварить кашу Вопрос: - Нужны ли фразеологизмы в речи? Их назначение? От слов к тексту. Чем обладает текст в отличие от слова? Каждой группе дан один и тот же текст «Первый снег». Выполните анализ текста, его языковых особенностей. - Чтение текста вслух - Анализ текста: 1 группа. Озаглавить текст. Определить тип и стиль текста, его тему и основную мысль. 2 группа. Определить микротемы (составить цитатный план) 3 группа. Найти в тексте тропы. Какое значение имеет фразеологизм? 4 группа. Определить фигуры речи. 5 группа. Сочинение-рассуждение с опорой на текст «Какое настроение передает автор?» Выступления учащихся по заданной теме. Корректировка результатов ,анализ и оценка собственной деятельности. | Работа в группах Ученики Учащиеся повторяют понятие Практическое применение теоретического материала Делают свои выводы Применение нового знания в новых условиях Выразительное чтение текста Работа в группах Презентация работы в группах | ||||
Стадия рефлексии |
- Анализируя все, что мы сегодня делали на уроке, скажите, зачем нужны средства выразительности речи? - Надо ли их включать в нашу разговорную речь? - Какова была цель урока? - Каков результат? - Домашнее задание (на выбор): - Сочинение-описание»Первый снег» - Шуточное сочинение с использованием фразеологизмов - Синквейн | Вывод учащихся о значимости данной работы при подготовке к ГИА. |