Урок русского языка 9 класс Тема: «Лингвистический анализ текста»

2
0
Материал опубликован 13 January 2022

Урок русского языка

9 класс


Тема: «Лингвистический анализ текста»


Цели:

развивающая: создание условий для развития универсальных учебных действий при анализе текста, развитие творческих способностей учащихся;

обучающая: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме с целью подготовки к ГИА

воспитательная: создание условий для воспитания чувства любви к родному языку

Структура урока:

Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии


Этап деятельности

Задачи этапа

Формирование УУД

Методический инструментарий

методы и приемы

форма

1. Стадия вызова

Пробуждение познавательного интереса, обращение к личному опыту учащихся, актуализация имеющихся знаний.

Определение темы и цели урока.

Личностные: смыслообразование (активизация творческого отношения к учению)

Познавательные: логические (анализ, подведение под понятие)

Регулятивные (целеполагание, прогнозирование, оценка)

Словесные: беседа, постановка учебной задачи


фронтальная, индивидуальная

2. Стадия осмысления

Получение новых знаний и соотнесение их с полученными раннее, формулирование собственного мнения по теме, анализ текста»Первый снег» с целью подготовки к ГИА.

Познавательные логические (анализ, сравнение, обоснавание ответа)

Общеучебные (смысловое чтение , поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера)

Регулятивные (прогнозирование,коррекция,оценка)

Гностический (поисковый)

Анализ художествен-ного текста

Инсерт

Работа в группах, индивидуальная.

3. Стадия рефлексии

Обобщение изученного, умение делать выводы, анализ своей деятельности.

Регулятивные (самоанализ и самооценка)

Познавательные (логические - сравнение, анализ)

«Ответ- итог»

анализ урока учениками, самооценка деятельности учащихся

Фронтальная индивидуальная

Домашнее задание

Содержание задания

УУД

Приемы



На выбор: - шуточное сочинение с использованием фразеологизмов;

-составить синквейн;

- мини – сочинение «Первый снег».

Познавательные – общеучебные (умение строить речевое высказывание) Регулятивные-целеполагание, планирование

сочинение

синквейн



Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Стадия вызова


Слово учителя:

- Я приведу вам высказывание Н.В.Гоголя «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право иное название еще драгоценнее самой вещи.»

- О чем так мудро и красиво сказал великий писатель?

- Какой подарок от поэта С.А.Есенина обнаружили вы в его стихотворении «С добрым утром!» (Это было домашнее задание)

Работа с текстом

Обобщение: это стихотворение красиво, музыкально. Поэт постоянно сравнивает явления природы с одушевленными предметами, используя развернутую метафору.

Запись в словари понятия «Развернутая метафора».

В русском языке много различных оттенков значений слов. Чтобы придать речи большую выразительность, эмоциональность, надо найти нужное слово.

- Сформулируйте цель рока.

- В какой форме представим результат?




Слушают




Отвечают


Ученик читает наизусть стихотворение

Высказывания учеников



Учитель





Ученики








Стадия осмысления


- Работать сегодня вы будете в группах. Какие правила сотрудничества вы должны помнить?


Задания:

1. Подберите к выделенным словам в предложениях синонимы, выражающие то или иное понятие сильнее, ярче, образнее.

- Возле Ялты пошел грозовой дождь (хлынул)

- Глаза его расширились от страха (от ужаса)

-Лето стояло жаркое (знойное)

-В кухне скоро возникла ссора (вспыхнула)

- С волнением следили за нашими действиями ребята (с замиранием сердца)

Вопросы учителя:

- Как называется средство выразительности речи, которое вы сейчас назвали?

- Вспомните, что такое «фразеологизм?»

В рабочих тестах вы затруднялись найти фразеологизмы ,поэтому сегодня закрепляем знания.

2. Найдите фразеологизмы в предложениях и замните и менее выразительными словами:

- Они трудились, не разгибая спины до самого вечера.

- Он вовремя прикусил язык, чуть не проговорившись брату.

- Немало было забот у отца, пока не поставил сына на ноги.

- Весна уж не за горами.

- Нам не давали покоя ни днем, ни ночью.

Какой вывод можно сделать, сравнивая данные записи?

3. Составить пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя следующие выражения:

- На руках носить

- Много воды утекло

- Намылить голову

- Спустя рукава

- Заварить кашу


Вопрос:

- Нужны ли фразеологизмы в речи? Их назначение?


От слов к тексту. Чем обладает текст в отличие от слова? Каждой группе дан один и тот же текст «Первый снег». Выполните анализ текста, его языковых особенностей.

- Чтение текста вслух

- Анализ текста:

1 группа. Озаглавить текст. Определить тип и стиль текста, его тему и основную мысль.

2 группа. Определить микротемы (составить цитатный план)

3 группа. Найти в тексте тропы. Какое значение имеет фразеологизм?

4 группа. Определить фигуры речи.

5 группа. Сочинение-рассуждение с опорой на текст «Какое настроение передает автор?»


Выступления учащихся по заданной теме. Корректировка результатов ,анализ и оценка собственной деятельности.



Работа в группах









Ученики






Учащиеся повторяют понятие



Практическое применение теоретического материала








Делают свои выводы


Применение нового знания в новых условиях














Выразительное чтение текста




Работа в группах






Презентация работы в группах



Стадия рефлексии

- Анализируя все, что мы сегодня делали на уроке, скажите, зачем нужны средства выразительности речи?

- Надо ли их включать в нашу разговорную речь?

- Какова была цель урока?

- Каков результат?


- Домашнее задание (на выбор):

- Сочинение-описание»Первый снег»

- Шуточное сочинение с использованием фразеологизмов

- Синквейн





Вывод учащихся о значимости данной работы при подготовке к ГИА.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.